Екатерина Требушная
Взаимодействие ДОУ и семьи как одно из условий повышения педагогической культуры родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Повышение педагогической культуры – важный этап в работе с родителями, так как семья в значительной степени определяет успешность воспитания.
Педагогическая культура родителей отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания.
Уровень педагогической культуры родителей зависит от уровня их образования, от их общей культуры, определяется уровнем собственной воспитанности, а также накопленным жизненным опытом.
Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи как одно из условий повышения педагогической культуры родителей» размещена в разделах
Работу с семьей мы определили в качестве первоочередной, так как родители наших воспитанников самые важные и ближайшие партнёры. Поэтому мы активно привлекаем родителей в работу по воспитанию детей.
Основными задачами работы с семьей являются :
установить доверительные, партнерские отношения с семьей каждого нашего воспитанника;
объединить усилия в воспитании и развитии детей;
создать атмосферу взаимопонимания между взрослым и ребенком, общих интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
обогатить знания родителей в воспитании детей дошкольного возраста и научить использовать эти умения;
поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Помощь родителям в воспитании детей должна предусматривать значительное повышение уровня их педагогической культуры. Такого уровня, который позволит им сделать семейное воспитание процессом радостным и успешным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка в единстве с образовательным учреждением.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.
Усиление роли сотворчества детей и взрослых (педагогов, родителей) в воспитании личности ребенка, в конечном результате - повышение качества дополнительного образования детей.
Одна из важных потребностей человека – потребность в эмоциональных отношениях. Эмоциональное самочувствие ребенка, ощущение нужности и значимости, эмоциональное благополучие во многом определяются детско-родительскими отношениями.
Многие родители, находясь под прессом возникающих проблем, считают возможным «выплеснуть» свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять психологической, а часто физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей.
Зависимость детей от настроения, эмоций и физического состояния родителей далеко не лучшим образом сказывается на их здоровье, установках в общении и поведении.
Таким образом, исходя из сложившейся ситуации, возникла необходимость большее внимание уделить социальному и коммуникативному компонентам повышения педагогической культуры родителей.
Совместная детско-родительская игровая и творческая деятельность - одна из наиболее эффективных форм работы с родителями, помогающая решить данную задачу.
К любому, даже к самому небольшому мероприятию с родителями мы тщательно и серьезно готовимся. Подбираем то, что интересно будет и взрослым, и детям.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников.
Поэтому перед началом работы мы проанализировали социальный состав родителей, их настрой и ожидание от пребывания ребенка в детском саду. Провели анкетирования, личные бесед на эту тему помогли правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Выявили интересы, потребности, запросы родителей, установили эмоциональный контакт между субъектами образовательного процесса.
Познакомили родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями.
Мы решили создать детско-родительский клуб «Веснушки», в который мы включили следующие формы работы с родителями :
клуб выходного дня;
совместные мастер-классы, практикумы;
совместные праздники, развлечения;
Походы, экскурсии
Одной из эффективных форм работы, являются мастер-классы.
Эта форма работы позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями, обмениваться знаниями, опытом.
Каждый мастер–класс решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные.
В нашей группе на протяжении 2021-2023 года мы осуществляем совместную деятельность с детьми и родителями через проведение мастер–классов. Чтобы привлечь родителей, мы к каждому мастер-классу изготавливали приглашения, где стараемся отразить тематику предстоящей встречи. Каждый мастер-класс соответствует тематическим неделям либо предстоящим праздникам в детском саду. Перед мастер-классом одной из семей давалось задание на дом. Им необходимо было найти интересную информацию по теме, подготовить практическую часть. Родители знакомили других родителей и нас в том числе со своими замыслами и идеями о том, чем мы будем заниматься на мастер-классе. Родители с детьми не останавливались на том, что изготовили в саду на мастер-классе, а продолжали свою работу дома, а затем делились своими успехами! В процессе проведения мастер–классов для нас было важным, заинтересовать родителей, создать атмосферу взаимопонимания, установить эмоциональную поддержку, помочь достигнуть запланированного результата.
Конструктивной формой взаимодействия ДОУ с семьёй является совместное проведение детских праздников. В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребёнка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определённые умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но и танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью.
Сущность праздника – разорвать паутину обыденности, внести в жизнь яркие впечатления, новые эмоции. Праздник ценен своим переживанием, которое можно разделить: с родителями, с другом, с любимым воспитателем. Сила и полнота переживаний во многом зависит от активности участников. Это относится не только к детям, но и их родителям.
Изначально праздник существовал как коллективное действо, нацеленное на порождение общего переживания. Малыши переживают «начало» своей личной истории, а родители – радость общения с собственным ребёнком, гордость за его успехи. Без праздника детская жизнь немыслима. Праздники важны для взрослых, но ещё более необходимы детям. И не только потому, что детская жизнь полна глубоких переживаний, а в том, что ребёнок остро нуждается в атмосфере всеобщей радости и веселья, игры. Праздники являются школой чувств ребёнка, где он обучается восторгу, удивлению. Чем больше такого радостного опыта в детстве, тем больше будет «запас радости», готовность к празднованию, умение создать праздник, несмотря на любые заботы и трудности «взрослой жизни».
Мы предложили родителям поставить спектакль по сказке «Муха Цокотуха». В процессе работы родители проявили смекалку и фантазию, участвовали в составлении сценария, подготовки костюмов и атрибутов для театра.
Так же одной из эффективных форм являются совместные физкультурные праздники (досуги) с родителями и детьми. Такие мероприятия позволяют с пользой провести свободное время, которое мать и отец посвящают ребенку, пробуждают у родителей интерес к уровню двигательной зрелости их ребенка, являются источником радости, положительных эмоций, обогащают семейную жизнь.
Совместные походы и экскурсии еще одна форма работы с родителями и детьми. В организации свободного времени в семье, важны в первую очередь не средства, а знание того, чем заполнить досуг. Возможность проводить свободное время с пользой есть у всех и всегда.
Поход ребенка в музей вместе с семьей – это встреча с неведомой для них историей города, а для родителей – это необычное мероприятия вне детского сада, возможность понаблюдать за своим ребенком со стороны. Совместные экскурсии педагога и родителей, родителей и детей, подружили семьи, сплотили коллектив детей.
Повышение педагогической культуры родителей – длительный процесс, успешность которого будет зависеть от того, как будут реализованы следующие принципы:
интеграции – объединение всех участников образовательного процесса. Взрослые являются помощниками, соратниками и все принимают участие в воспитательно-образовательном процессе в детском саду;
открытости детского сада для семьи – каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как «живёт» и развивается его ребёнок;
активности и свободы самовыражения взрослого и ребёнка, постановка ребёнка в позицию самоконтроля и саморегуляции;
симпатии и участия – каждый ребёнок чувствует себя в полной безопасности; взрослый оказывает поддержку сам и, не навязывая, организует ее со стороны сверстников;
сотворчества – участие в совместной со взрослыми деятельности, сориентирован на приобретение детьми собственного опыта.
Таким образом, систематическое применение в работе с родителями разнообразных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей, получению необходимых знаний и, таким образом, повышению педагогической культуры.
Организация взаимодействия ДОУ и семьи представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создается не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера.
Родители научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, стали чаще интересоваться жизнью группы, эмоционально поддерживают своего ребенка. 90% родителей посещают родительские собрания, активно принимают участие в подготовке к праздникам и развлечениям, изготавливая нужные атрибуты, при этом привлекают ребенка в совместную деятельность дома, активно участвуют в мероприятиях ДОУ, выступают инициаторами проведения каких-либо мероприятий, делятся опытом в воспитании и развитии детей с другими родителями.
Каждая форма общения педагога с родителями имеет определённые цели и задачи. Систематическое применение в работе с родителями разнообразных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.
Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: в тесном сотрудничестве с родителями с использованием нетрадиционных форм работы позволяет нам решить те задачи, которые мы перед собой ставим. Работа продолжается.