Татьяна Цыбулько
Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников в современных условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка, разногласия и конфликты между педагогами ДОО и родителями возникают довольно часто. Проблема взаимодействия общественного и семейного институтов воспитания на современном этапе стоит достаточно остро. Как отмечают В. В. Анисимов, Л. А. Карпенко, А. В. Гуревич, изменения в системе образования затрагивают в основном содержание программ, интенсификацию образовательного процесса, но не систему межличностных отношений. Семья, ее уклад и традиции, для большинства молодых людей перестали быть ценностью. У родителей сформировалась потребительская позиция по отношению к государству, а по отношению к своему ребенку – безответственная. У пап и мам значительно снизилась потребность в знаниях о детско-родительских отношениях, о возрастных особенностях своих детей, методах и способах своего реального участия в становлении личности ребенка. Поэтому, в современных условиях необходимо учить родителей быть родителями. В результате активных действий в этом направлении может быть решен ряд проблем общества: снижение количества разводов, повышение культурного уровня взрослого и детского населения, формирование условий для самостоятельного решения семьей своих социальных функций. В области образования просветительская работа с родителями помогает решать вопросы государственно-общественного управления, независимой оценки качества образовательных услуг, и в целом «повернуть» родителей лицом к школе, совместно искать решения возникающих проблем. Формирование ответственного и позитивного родительства – одно из основных направлений социальной политики Российской Федерации, закрепленных в «Концепции государственной семейной политики до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1618-р от 25 августа 2014 года. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) определены приоритеты, цели, задачи и принципы построения взаимодействия между дошкольной образовательной организацией и родителями.
Публикация «Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников в современных условиях» размещена в разделах
Не менее важное место занимают вопросы взаимодействия с семьей в ряду требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а именно: – создание образовательной среды организации, включающей условия для участия родителей в образовательной деятельности; – вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность и поддержка их в вопросах воспитания детей, охране и укреплении их здоровья;
– создание образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи
– создание возможности для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Таким образом, основными направлениями работы дошкольной образовательной организации с семьей, в соответствии с ФГОС ДО, являются:
1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.
2. Повышение компетентности родителей.
3. Помощь семье в воспитании и образовании ребенка.
4. Участие родителей в образовательной деятельности ДОО. Эффективность деятельности педагогов по этим направлениям, зависит от нескольких факторов. Семья - важнейшая среда для развивающейся личности ребенка. Эта неоспоримая прописная истина знакома любому педагогу - как опытному, так и начинающему. В семье ребенка должны понимать и принимать таким, какой есть, любить безусловно, не за что-то, а просто потому, что он родной, любимый, неповторимый. Проблема в том, что так бывает не всегда. [8] Современные педагоги порой сталкиваются с ситуацией, когда на определенном этапе приводят свое чадо в детский сад, будучи убежденными в том, что здесь их роль заканчивается и эстафету необходимо переедать воспитателям и другим специалистам по дошкольному образованию.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к возрождению семьи как социального института, где ребенок проходит этапы первичной социализации. В настоящее время считается доказанным, что семья является источником, дающим силу для духовного развития, помогающим ребенку адаптироваться в обществе, найти себя в жизни. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности». (Закон «Об образовании», ст. 18).
На современном этапе развития семьи наблюдаются новые ситуации общественной противоречивости. С одной стороны реализуются программы по укреплению значимости семьи в воспитании детей. А с другой стороны имеются проблемы, которые приводят к увеличению обострения семейных проблем. Отрицательно влияющие на развитие и психику детей рост разводов, неполные семьи или семьи, имеющие только одного ребенка, падение материального уровня семьи являются ключевыми аспектами в проблематике семьи. Атмосфера каждой семьи с ее жизненным укладом, интересами и потребностями сразу же начинает воздействовать на ребенка. И очень важно, какая это семья. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но, как писал А. С. Макаренко «…семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».
Жизненный идеал у россиян сегодня весьма расплывчат, в связи с чем мировоззрение утратило прежнюю сущностную основу и не обрело новой.
Подобные процессы и их следствия повышают статус образования и культуры.
«Необходимо активизировать деятельность социальных институтов и направить их конкретные действия, исходя из известной нам структуры бытия» природа – общество – человек – культура. Их главным вектором является становление индивидуальности, приобщение человека, начиная с раннего детства, к общечеловеческим ценностям, ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращении природного человека в культурного».
Детский сад – первое общественное учреждение, с которым родители вступают в контакт и его деятельность направлена на оказание помощи семье в воспитании детей. (Закон РФ «Об образовании», статья 18, пункт3).
Приоритетным направлением воспитательно-образовательной работы нашего детского сада является работа с семьей. Так же, как и многие дошкольные учреждения, мы используем традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников. Проанализировав результаты работы предыдущих лет, мы пришли к выводу о том, что нужно начинать не с формальных собраний и информационных стендов, для сближения души и разума людей. Мы верим в то, что совершенно разные по составу, семейным ценностям и культурным традициям, по-разному понимающие место ребенка в жизни общества, большинство семей хотят для своего малыша самого лучшего, открыты положительным инициативам детского сада и готовы откликнуться на них.
В настоящее время педагоги внедряют современные формы взаимодействия с семьями воспитанников. Также у детского сада накопился опыт проведения культурно-массовых мероприятий, в которых принимают участие дети и родители.
В детском саду, дошкольник познает радость эмоционального общения, у него формируется опыт совместных увлекательных игр и труда, умению заниматься в условиях обязательных фронтальных занятий, опыт заботы, внимания к взрослым людям и другим детям; в разных жизненных ситуациях он сталкивается с необходимостью считаться с мнением, желанием, правами других детей и учится быть справедливым и принципиальным в меру своих возможностей. Таким образом, детский сад создает наилучшие условия для становления личности ребенка, воспитания у него начал коллективизма.