ирина трубицина
Эссе «Рисунок — зеркало детской души»
▼ Скачать + Заказать документы
Рисунок – зеркало детской души
Через сказку, фантазию, игру
через неповторимое детское творчество-
верная дорога к сердцу ребёнка.
В. А. Сухомлинский.
Кто-то из мудрецов сказал, что человек может бесконечно долго смотреть на три вещи: звездное небо, горящее пламя и текущую воду. В каждой из этих стихий есть что-то завораживающее, пленительно чарующее.
Публикация «Эссе „Рисунок — зеркало детской души“» размещена в разделах
Детский рисунок – все три стихии. Создаваемый ребенком (чаще всего интуитивно) «художественный образ несет в себе целостно-духовное содержание, в котором органически слито эмоциональное и интеллектуальное отношение человека к миру» - писал известный художественный педагог Б. П. Юсов.
Рисунок ребенка - это частичка его души, который дает возможность выразить то, чего он пока еще не может понять и выразить словами. Рисунок для него - не искусство, а речь, которой он еще не научился, как следует пользоваться. Но, становясь творцом рисованных человечков и фигурок, он, как истинный художник, ощущает полную, ничем не ограниченную свободу. Конечно же, он не задается мыслью переложить на белый лист свои чувства, маленькие пальчики сами ведут карандаш, а из-под него выходит зеркало души маленького творца.
«В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность
И небо – в чашечке цветка».
Что думал, что чувствовал, что хотел передать, маленький человечек в этот момент он открыл тебе. Разглядывая детские рисунки, удивляешься, фантастичности мира, где фиолетовые зайцы прыгают по лимонной траве, где у собаки шерсть невероятного окраса. Их авторам было важно запечатлеть ощущение мягкости шерсти и как светит яркое солнце. Любой предмет, даже совершенно неприметный в обычной жизни, в рисунке ребенка оживает. Веточка кустарника, окрашенная белой краской, в одном случае может стать деревом, а в другом – морским кораллом, а облака на небе превращаются в «белоснежных лошадок»…
Сказочный мир, где все предметы одушевлены, а события разворачиваются только потому, что существует центр этого мира – «Я» юного художника. Какой этот мир? Опасный или доброжелательный? Какое место занимает в нем ребенок, а какое вы?
Протяни руку, распахни душу, «перелей» её по капельке в своих воспитанников. Иди навстречу, вперед, рядом, а если повезет, и следом за своим творением.
«Творчество - лучший учитель! Продолжение и замена детской игры». Для того, чтобы ребенок мог творить, нужно сначала научить его, как перенести на бумагу то, что возникло в воображении. Научить ребенка рисовать, значит научить раскрывать свою душу, сердце для красоты, для того, чтобы видеть этот мир неповторимым и удивительным! Когда ребёнок не получает ключей и средств приобщения к «настоящей» художественной деятельности, то испытывает неудовлетворенность и неуверенность, теряет интерес к искусству. Как важно вместе с ребенком почувствовать, увидеть и понять неизведанное и удивительное, творение детских рук – детский рисунок.
Миссия воспитателя детского сада увидеть в каждом ребенке «звездочку». Нужно отдать много времени и сил, чтобы каждая звездочка сияла еще ярче. Ведь чем ярче звезды – тем светлее, полноценнее наша жизнь.