Ахунова Диляра
Возможности использования игр и игровых упражнений в коррекции речи у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности (Сухомлинский).
Огромную роль игры в воспитании и обучении детей, которые испытывают трудности в усвоении знаний, подчеркивали Эдуард Сеген, Мария Монтессори и др.
Публикация «Возможности использования игр и игровых упражнений в коррекции речи у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.
Под термином ОВЗ – ограниченные возможности здоровья обычно понимают нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, умственную отсталость, расстройства аутистического спектра.
Таким образом, дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Общими чертами для всех детей помимо их позднего развития и некоторого снижения интеллекта является также нарушения всех сторон психики: моторики, сенсорики, внимания, памяти, речи, мышления, высших эмоций, слабости статистических и локомотивных функций, координации, точности и темпа произвольных движений.
Как познакомить ребенка окружающим миром и развить речь? Как же развивать мелкую моторику? Как адаптировать его к социуму? Конечно же, через систематические занятия, как правило в игровой форме.
Основные требования к подбору игр и игрушек для детей с ОВЗ :
-Соответствие игр возрасту ребенка;
-Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
-Связь содержания игры с системой знаний ребенка;
-Учет структуры дефекта;
-Соответствие коррекционной цели занятия;
-Учет принципа смены видов деятельности (спокойные игры чередуются с подвижными);
-Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
-Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям. безопасность.
С помощью дидактических игр, настольных и др. у детей развивается сенсорное восприятие, мелкая моторика, происходит коррекция психомоторных функций, физическое развитие, мышление, память.
Применяем следующие виды игр:
-Дидактическая игра;
В работе с детьми активно используются разнообразные дидактические игры. Так, например, в ходе изучения темы «Игрушки», проводятся игры «Назови игрушку», «Волшебный мешочек», «Что лишнее?» и др.
-Театрализованные;
Строя обучения на основе игровой деятельности, используется такой прием как театрализованные игры, игры-импровизации («Зайчики на полянке», «Кошка и котята» и др.). С интересом дети смотрят и слушают игры-драматизации «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок» и др.
-Терапевтическая игра (релаксация, гимнастика для пальцев рук, самомассаж, дыхательная гимнастика, физкультминутки, логопедические минутки);
-Ролевая игра;
Развивает ролевое и дружеское общение (мать и ребенок, врач и пациент). С детьми проигрываем различные ситуации, тем самым дети увереннее чувствуют себя в реальном общении, набираются эмоциональным опытом. (Покатай мишку, Покорми куклу, Прокати мяч)
-Игры подвижные и малоподвижные оказывает всестороннее развитие на психофизическое состояние ребенка, помогает укреплять мышечную систему, развивает выносливость, улучшает координацию движений, укрепляет общее состояние организма.
Вывод: Благодаря использованию различных игр игровых упражнений во время занятий и в режимных моментах, во взаимодействии с родителями воспитанников и в тесном сотрудничестве с дефектологом, психологом, музыкальным руководителем и руководителем по физическому развитию в работе с нашими детьми в группе ССД были достигнуты значительные успехи и хорошие результаты.