Галина Дорохова
«Воспитать нравственного человека». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Доброта, отзывчивость, честность, порядочность, трудолюбие - кто из родителей не хотел бы воспитать у своего ребенка эти прекрасные человеческие качества? К сожалению, их желания не всегда осуществляются.
Нравственность воспитывается с раннего возраста. У ребенка должен быть сформирован такой внутренний стержень, который помогал бы ему делать правильный нравственный выбор, поступать в соответствии с моральной нормой. Стержень этот - отношение к другим людям. В этом отношении и проявляется нравственная сущность человека.
Публикация «„Воспитать нравственного человека“, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Относится к ближнему, как к самому себе, переживать его радость и боль как свои собственные — это ли не подлинные человеческие проявления, дающие душевное удовлетворение и счастье? Воспитывая нравственного человека, мы воспитываем человека счастливого.
Известно, что в нравственном воспитании ведущая роль принадлежит семье. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность в общении со взрослыми. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям отца и матери. Однако, возразят многие родители, мы любим ребенка, неусыпно заботимся о нем, но не можем похвалиться успехами в его нравственном развитии. Известный польский врач и педагог Н. Корчак показывает, что даже любящие и заботящиеся о ребенке родители не всегда его понимают, а используемые ими воспитательные методы на самом деле разрушают близость и взаимопонимание между родителями и ребенком.
Пятилетний мальчик боится спать один в темной комнате - мы стыдим его, возмущаемся его трусости, требуем, чтобы он перестал бояться, и оставляем его наедине со своими страхами. Девочка стесняется незнакомых взрослых, не отвечает на их вопросы - мы обвиняем ее в упрямстве, невоспитанности, в том, что она хочет опозорить родителей, а значит, не любит их. Малыш не в состоянии съесть порцию каши - мы пытаемся его заставить: «Не съешь - не буду тебя любить, не нужен мне такой упрямый, непослушный сын!».
Мы считаем свои требования правильными, а ребенок ощущает непонимание, нежелание взрослых помочь ему. В этом случае одни дети замыкаются в себе, другие - бурно протестуют, капризничают, упрямятся.
Уважение личности ребенка, признание его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Это чувство помогает ребенку правильно оценивать свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя унижение или несправедливость, он может представить, как больно это будет другому.
Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т. е. самооценка, формируются у ребенка в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Оценка должна быть справедливой и ни в коем случае не унижать малыша. В зависимости от возраста ребенка, он оценивает себя по-разному. Так, младшие дошкольники отрицательную оценку их личности в целом воспринимают, главным образом, как выражение недовольства, нелюбви к ним со стороны взрослых, так как дети двух-трех лет еще не всегда знают, как надо поступить, чтобы быть «хорошим». Поэтому желательно оценивать конкретный поступок малыша и его последствия. Например, ребенок мешает сверстнику играть, отбирает у него игрушки. Не следует говорить, сто он плохой, жадный мальчик, лучше обратите его внимание на то, что малыш хорошо играл, а теперь плачет. Посоветуйте поступить ребенку так, как «поступают хорошие дети» - отдать игрушку и играть вместе. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил - хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей.
Уже маленький ребенок стремиться получить одобрение взрослых и детей, быть в их глазах хорошим. Помогает ему в этом не только прямая, но и косвенная оценка, когда его сравнивают с другими детьми или героями
сказок, литературных произведений. Малыш хочет быть похожим на положительного героя и не хочет - на отрицательного. Взрослые помогают ребенку увидеть сходство его поведения с поведением персонажей сказок и рассказов.
Большое влияние на развитие у малыша нравственных чувств оказывает чтение сказок и рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Так формируется его представления о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.
Ребенок может прекрасно знать, что нужно сочувствовать чужой беде, но не сделать даже попытки помочь попавшему в беду, знать, что лгать стыдно, но говорить неправду. Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности. Поможет здесь игра. В игре дошкольник наиболее самостоятелен: сам выбирает, во что он будет играть, действует в соответствии с замыслом и своей фантазией.
Присмотритесь к тому, какой ваш ребенок в игре: выполняет ли он ведущие роли, является «заводилой» или же всегда на второстепенных, малоинтересных ролях? Если ваш ребенок в игре всегда захватывает главные роли, лучшие игрушки, не считается с интересами других детей, это должно насторожить вас: в нравственном воспитании ребенка что-то упущено. Полезно играть в народные подвижные игры. Взрослые, играя вместе с детьми, сами получают удовольствие и ребятам доставляют огромную радость.
В семье имеются благоприятные условия для воспитания трудолюбия у детей : с ранних лет они наблюдают хозяйственно-бытовой труд взрослых членов семьи, в котором проявляется их взаимная забота, взаимопомощь.
Ребенок растет, и круг его общения расширяется, он вступает в контакты с детьми и взрослыми. К этому периоду он должен овладеть необходимыми навыками культуры общения. Они необходимы, так как оберегают честь и достоинство человека, создают атмосферу доброжелательности и взаимного уважения. Здороваться, прощаться, благодарить за услугу, обращаться с просьбой, говорить «пожалуйста», извиняться, если нечаянно задел кого-то, совершил оплошность, уступать место взрослым, не перебивать их, когда они говорят, - эти элементарные правила культурного поведения должны быть твердо усвоены ребенком ко времени поступления в школу.