Светлана Веселко
Обновление образовательного процесса в ДОУ с учётом введения ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
ОПИСАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
1 СЛАЙД
ТЕМА: Обновление образовательного процесса в ДО с учетом введения ФГОС дошкольного образования
Что же такое ФГОС?
Что же такое СТАНДАРТ?
2 СЛАЙД Какие же цели преследует Стандарт ДО:
3 СЛАЙД Какие же задачи решает Стандарт ДО:
4 СЛАЙД Какие же образовательные области охватывает ФГОС ДО :
- СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
- РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
- ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Публикация «Обновление образовательного процесса в ДОУ с учётом введения ФГОС» размещена в разделах
- ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
5 СЛАЙД Что же включает социально-коммуникативное развитие?
Кандидат педагогических наук Микляева Наталья Викторовна утверждает, что совершенно неправомерно названо в качестве направления социально-коммуникативное развитие (вместо социально-личностного или социально-нравственного, полностью охватывающих указанные в нем задачи. Давайте рассмотрим эти задачи:
• УСВОЕНИЕ НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ, ПРИНЯТЫХ В ОБЩЕСТВЕ, ВКЛЮЧАЯ МОРАЛЬНЫЕ И НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ;
• РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ;
• СТАНОВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ СОБСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ;
• РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ, СОПЕРЕЖИВАНИЯ, ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СВЕРСТНИКАМИ, ФОРМИРОВАНИЕ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ И ЧУВСТВА ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К СВОЕЙ СЕМЬЕ И ОБЩЕСТВУ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ В ОРГАНИЗАЦИИ;
• ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ УСТАНОВОК К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ТРУДА И ТВОРЧЕСТВА;
• ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ, СОЦИУМЕ, ПРИРОДЕ.
6 СЛАЙД Что же предполагает познавательное развитие в соответствии с ФГОС ДО?
• РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ;
• ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ, СТАНОВЛЕНИЕ СОЗНАНИЯ;
• ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ, ДРУГИХ ЛЮДЯХ, ОБЪЕКТАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ФОРИЕ, ЦВЕТЕ, РАЗМЕРЕ, МАТЕРИАЛЕ, ЗВУЧАНИИ РИТМЕ, ТЕМПЕ, КОЛИЧЕСТВЕ, ЧАСТИ И ЦЕЛОМ, ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ, ДВИЖЕНИЕЕ И ПОКОЕ, ПРИЧИНАХ И СЛЕДСТВИЯХ И ДР., О МАЛОЙ РОДИНЕ И ОТЕЧЕСТВЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЯХ НАШЕГО НАРОДА, ОБ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЯХ И ПРАЗДНИКАХ, О ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ КАК ОБЩЕМ ДОМЕ ЛЮДЕЙ, ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ЕЁ ПРИРОДЫ, МНОГООБРАЗИИ СТРАН И
НАРОДОВ МИРА.
7 СЛАЙД Какие же задачи включает в себя речевое развитие?
• ВЛАДЕНИЕ РЕЧЬЮ КАК СРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ;
• ОБОГАЩЕНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ;
• РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ И МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ;
• РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА;
• РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ И ИНТОНАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ, ФОНЕМАТИЧЕКОГО СЛУХА;
• ЗНАКОМСТВО С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ, ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ, ПОНИМАНИЕ НА СЛУХ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ;
• ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ.
8 СЛАЙД Что же предполагает художественно-эстетическое развитие?
• РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИКУССТВА (СЛОВЕСНОГО, МУЗЫКАЛЬНОГО, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО, МИРА ПРИРОДЫ;
• СТАНОВЛЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ;
• ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВИДАХ ИСКУССТВА;
• ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ, ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ФОЛЬКЛОРА;
• СТИМУЛИРОВАНИЕ СОПЕРЕЖИВАНИЯ ПЕРСОНАЖАМ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ;
• РЕАЛИЗАЦИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ, КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНОЙ, МУЗЫКАЛЬНОЙ И ДР.)
9 СЛАЙД Что же включает физическое развитие?
• ПРИОБРЕТЕНИЕ ОПЫТА В СЛЕДУЮЩИХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ: ДВИГАТЕЛЬНОЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ СВЯЗАННОЙ С
ВЫПОЛНЕНИЕМ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ТАКИХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ, КАК КООРДИНАЦИЯ И ГИБКОСТЬ;
• СПОСОБСТВУЮЩИХ ПРАВИЛЬНОМУ ФОРМИРОВАНИЮ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМА, РАЗВИТИЮ РАВНОВЕСИЯ, КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ, КРУПНОЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ОБЕИХ РУК, А ТАКЖЕ С ПРАВИЛЬНЫМ, НЕ НАНОСЯЩЕМ УЩЕРБА ОРГАНИЗМУ, ВЫПОЛНЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ (ХОДЬБА, БЕГ, МЯГКИЕ ПРЫЖКИ, ПОВОРОТЫ В ОБЕ СТОРОНЫ, ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕКОТОРЫХ ВИДАХ СПОРТА, ОВЛАДЕНИЕ ПОДВИЖНЫМИ ИГРАМИ С ПРАВИЛАМИ;
• СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ;
• СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ, ОВЛАДЕНИЕ ЕГО ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ НОРМАМИ И ПРАВИЛАМИ (В ПИТАНИИ, ДВИГАТЕЛЬНОМ РЕЖИМЕ, ЗАКАЛИВАНИИ, ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПОЛЕЗНЫХ ПРИВЫЧЕК И ДР.)
10 СЛАЙД Конкретное содержание данных образовательных областей зависит от возраста детей и должно реализовываться в определенных видах деятельности:
В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ (1-3ЛЕТ)
11 СЛАЙД ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭТО:
12 СЛАЙД Какие же требования к развивающей предметно-пространственной среде выдвигает ФГОС ДО :
Карточки у воспитателей с вопросами:
Что подразумевает под собой требование насыщенность?
Что же подразумевает под собой трансформируемость пространства?
Что же такое полифункциональность материалов:
Что же предполагает вариативность среды?
Что же предполагает доступность среды?
Что же подразумевает безопасность среды?
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов. Уровня активности.
13 СЛАЙД Какие же рекомендации можно выделить по предметно-пространственной развивающей среде?
- УЧЕТ ГЕНДЕРНОЙ СПЕЦИФИКИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ, КАК ОБЩИМ ТАК И СПЕЦИФИЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ ДЛЯ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ
(конечно, это уголки для девочек и мальчиков и взаимопроникновение сюжетов с одной зоны в другую) Давайте подумаем, что можно добавить для этой зоны (многофункциональные ширмы- с одной стороны которой может быть изображена например бензоколонка, пожарный щит, автосервис, а с другой стороны этого модуля – киоск или окошки т. о. девочки с одной стороны играют в семью, а мальчики в машины)
Игровые центры для мальчиков: автосервис, шоферы, строители, безопасная дорога
Игровые центры для мальчиков: салон красоты, семейная гостиная, ателье мод.
Какие же игровые центры могут быть для совместных игр мальчиков и девочек?
- медицинской центр;
- центр экспериментирования;
- центр ряженья;
- музыкальный центр;
- центр сенсорного развития;
- центр природы и труда.
14 СЛАЙД
ПОДБОР МАТЕРИАЛОВ И ОБОРУДОВАНИЯ ДОЛЖЕН ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ ДЛЯ ТЕХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА, КОТОРЫЕ В НАИБОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ СПОСОБСТВУЮТ РЕШЕНИЮ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАЧ НА ЭТАПЕ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА
Т. е. игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельность, а также для организации двигательной активности ребенка.
15 СЛАЙД
НАЛИЧИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРОСТРАНСТВ (УГОЛКОВ УЕДИНЕНИЯ, КОНСТРУИРОВАНИЯ, ИГР) Материалы для продуктивной (конструктивной) деятельности включают строительные материалы, детали конструкторов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природный материал и бросовый.
16 СЛАЙД Материалы и оборудование для двигательной активности должны включать следующие типы оборудования для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; катания, бросания и ловли; лазания и ползания, для общеразвивающих упражнений
17 СЛАЙД Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности должны включать материалы всех типов
Объекты исследования в реальном действии, образно-символический материал и нормативно-развивающее пространство для познавательно-исследовательской деятельности (телескоп, детские мини-лаборатории, головоломки-конструкторы и т. д.). Материалы, относящиеся к объектам для исследования в реальном времени должны включать различные искусственно созданные материалы для сенсорного развития (вкладыши-формы, объекты для сериации ит. д.). Данная группа материалов должна включать и природные объекты, в процессе действий с которыми дети могут познакомиться с их свойствами и научиться различным способом упорядочивания их (коллекции минералов, плодов и семян растений и т. п.).
18 СЛАЙД Материалы и оборудование для продуктивной деятельности должны быть представлены двумя видами: материалами для изобразительной деятельности и конструирования, а также включать оборудование общего назначения. Наличие оборудования общего назначения (доска для рисования мелом и маркером, фланелеграф, магнитные планшеты, доска для размещения работ по лепке и др.) являются обязательным. Набор материалов и оборудования для продуктивной (изобразительной) деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации.
19 СЛАЙД Подбор оборудования и материалов должен осуществляться исходя из того, что при реализации образовательной программы основной формой работы с детьми является игра, которая в образовательном процессе задается в 2-х видах: сюжетная и игра с правилами
В каждой образовательной организации предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, Нои развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
20 СЛАЙД В ПРИМЕРНЫХ ПРОГРАММАХ ДЛЯ ДО ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННУЮ СРЕДУ НАПОЛНЯЮТ: КАБИНЕТЫ, ЗОНЫ, УГОЛКИ, ЦЕНТРЫ, СЕКТОРЫ
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДО, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена среда.
Правильно созданная предметная среда позволяет обеспечить каждому ребенку выбор деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.