Юлия Куманина
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с родным посёлком
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
на тему:
«Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста
через ознакомление с родным посёлком»
Подготовила и провела воспитатель
Куманина Юлия Константиновна
Публикация «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с родным посёлком» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мое село, мой поселок
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Формирование патриотизма и гражданственности является одной из важнейших задач дошкольного образования. Так как с ранних лет формируются основные качества человека. Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание его героев – все это входит в понятие патриотизм.
Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, станет его и нашей жизнью тоже.
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных; труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Конечно, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности, края.
Каждый регион, город, село, посёлок неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Знакомя детей с особенностями родного края важно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:
- люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, на фермах, на полях и т. д. (в зависимости от специфики области). Они всегда готовы помочь друг другу, результаты труда людей этого края необходимы не только тем, кто живет в данной местности;
- в родном городе, посёлке, селе, как и в других местах, соблюдают народные традиции; отмечают общенародные знаменательные даты, чтят память погибших героев, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т. д. ;
- в родном краю могут жить люди разных национальностей. Они вместе трудятся, отдыхают;
- здесь, как и по всей нашей стране, люди должны беречь и охранять природу;
- каждый человек, любящий Родину, должен проявить уважение к труду, интерес к культуре родного народа.
Посёлок Решетниково - территория прекрасных мест. Больше двухста лет назад это место называли «медвежий угол». Небольшое селение – хуторок в 21 двор. Кругом нетронутые леса, болота, лесные сенокосы, где крестьяне косили травы, стоя по колено в воде. Вокруг была глушь и тишина.
Среди близлежащих селений, в ту пору Решетниково ничем не выделялось. По субботам в соседнем селении Завидово проходили ярмарки, на которых бывали и решетниковцы. Особым спросом пользовались сделанные ими решета из местного материала. Видимо, отсюда произошло название посёлка.
В ноябре 1851г. это полусонное царство – Решетниково разбудил гудок паровоза. Строилась железная дорога Петербург-Москва. Целых восемь лет велось строительство Николаевской железной дороги. Решетниково становится полустанком на Николаевской железной дороге (Октябрьская железная дорога).
В 1961 году в Решетниково открыта опытная путевая машинная станция Октябрьской железной дороги, осуществляющая капитальный ремонт пути на участке Москва — Бологое.
Ещё одно направление, которое способствовало развитию посёлка – добыча торфа. В посёлке работало (1920 - 1990) торфопредприятие, работал торфобрикетный завод, действовала сеть узкоколейных железных дорог, работал геологоразведочный техникум (раннее «Торфяной», который выпускал специалистов: геологов, геодезистов и др. для всей страны. В 1990 - 2000 добыча торфа была свёрнута.
Всю историю развития поселка отражает наш герб.
Учитывая значимость и важность патриотического воспитания, нами была разработана система занятий по знакомству детей с историей родного посёлка, с судьбами людей живущих в посёлке. В 2016-17 учебном году в группе «Вишенка» был реализован проект «Мой любимый посёлок Решетниково». В процессе знакомства детей с посёлком, его историей мы отметили, что в посёлке жили и живут люди с разными судьбами, с разным родом деятельности достойные уважения и признательности других. Это заставило нас задуматься о реализации проекта «Интересные люди посёлка Решетниково».
В рамках проектов проведены мероприятия: создание в группе уголка по краеведению; сбор фото-видео-аудио материалов о родном посёлке; беседы о посёлке с рассматриванием фотографий, плана, герба посёлка; знакомство с творчеством художника, писавший картины с изображением Решетниково; рассказы воспитателя об истории возникновения посёлка Решетниково; о строительстве железной дороги «Петербург-Москва»; знакомство с достопримечательностями посёлка, с инфраструктурой, а также с его жителями и их профессиями; знакомство с ОПМС-1; занятия по безопасности на железной дороге; рассказы о подвигах земляков в ВОВ; рассказы воспитателя о торфопредприятии; знакомство с геологоразведочным техникумом; просмотр видеофильма «Добыча торфа»; знакомство со свойствами торфа; знакомство с животным и растительным миром родного края; выставка рисунков; экскурсии по улицам посёлка, в Решетниковскую библиотеку; знакомства с жителями посёлка; встреча с ветеранами и возложение цветов к обелиску погибшим в ВОВ; чтение стихов и художественной литературы; дидактические игры, КВН, викторины по теме; участие в праздниках и различных мероприятиях ДОУ в Д/К «Решетниково» совместно с родителями; оформление фотоальбома «Мой посёлок - Родина малая моя» и многое др.
Также, необходимо отметить, что не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. В своей работе с семьёй мы должны опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
Таким образом, знакомя детей с историей нашего посёлка, жизнью людей посёлка, мы развиваем в них патриотические чувства. Помогаем понять детям, что каждый человек независимо от возраста и своей деятельности – часть своего народа, что у каждого человека есть Родина, близкие и дорогие ему места, что им необходимо многому учиться и работать, чтобы внести свой вклад в развитие посёлка, в котором они живут.