Лидия Михайловна Сидоренко
Потешки в воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Потешки.
Потешки – это своеобразная школа игры, призванная обеспечить малышу адекватный способ познания окружающего мира.
Познания мира начинается, прежде всего, с познания человеком самого себя. И поэтому недаром «объектом» игровых действий взрослого с малышом становились части его тела: ручки, ножки, пальчики. Двигая ручки ребёнка к себе и от себя, мать припева:
Ай тата, тата, тата
Пожалуйте решета-
Мучки посеять,
Пирожки затеять.
А для нашей лапушки
Затеем оладушки,
Испечем блинка –
Публикация «Потешки в воспитании детей» размещена в разделах
Покормить сынка!
Хорошо известные и сегодня потешки «Ладушки – ладушки» и «сорока – ворона» также предназначались для развития навыков движения рук, в частности кистей и пальцев.
Важно отметить, что в игре ребёнка непросто обучали достаточно сложным и тонко координированным движением, но одновременно закладывали первичный словарный и понятийный запас малыша. И совершенно не случайно все действия с малышом сопровождались словами. Это делалось не только с целью развлечь малыша или попросту отвлечь его от какого-либо физического неудобства, переключить его внимание на другой раздражитель (вспомните, как мы сегодня, пытаюсь накормить ребёнка нелюбимой им манной кашей, развлекаем его всякими песенками и прибаутками: лишь бы ещё одну ложечку съел) Для нас гораздо более важно, чтобы слово закрепила ритмику, последовательность движений, дало особый знак действиям и вещам и тем самым способствовало развитию умственных способностей ребёнка.
Народная педагогика настоятельно рекомендовала матери самых первых минут жизни малыша стараться говорить с ним правильно, не утрируя и искажая слова и фонетику.
Сегодня врачи- логопеды знают, что если с раннего возраста говорить с малышом нормальным русским языком, то и он начнёт говорить раньше, причём не отдельно словами, а целыми фразами. Более того, в будущем такие дети чаще всего обходятся без логопедов, потому что у человека очень рано проявляется особая память – память на фонетику, на точное восприятие и произнесение звуков родной речи. Именно в раннем возрасте закрепляется этническое своеобразие языка. В этом плане младенчество является критическим периодом для развития речи.
Обыгрывая в процессе произнесения потешки названия различных частей тела, мать рано приучала ребёнка к их осознанию, формируя в его понимании у него соответствующую «схему тела». Дотрагиваясь до тех или иных органов, мать называла их, весело приговаривая:
Нос лепёшкой!
Нос лепёшкой!
Щечки – булочки у нас.
Ай, люшеньки, люли,
Щечки – булочки у нас!
Зубки, словно миндалинки,
А глазки – коринки. и т. д.
Таким образом, колыбельные, пестушки, потешки комплексно и разнонаправленно воздействовали на ребёнка, формировали его восприятие и память. Они не только способствовали его физическому развитию, но и создавали предпосылки для познания мира.