Ирина Николаевна Орлова
Воспитание безопасного поведения в быту, социуме, природе детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Надо видеть, предвидеть, учесть.
Но возможно - всё избежать,
А где надо - на помощь позвать.
Т. Г. Хромцова
Цель и задачи работы.
Цель моей работы:
1. Ознакомить дошкольников с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта.
2. Сформировать навыки безопасного поведения.
Работа с детьми по формированию безопасного поведения включает решение целого комплекса задач:
Публикация «Воспитание безопасного поведения в быту, социуме, природе детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Безопасность на природе, в лесу
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
1. Воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения в различных экстремальных ситуациях в быту, социуме, природе.
2. Учить детей регулировать свои поведенческие реакции.
3. Учить выходить из сложных проблемных ситуаций не навредив своему здоровью, и здоровью окружающих.
4. Повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
5. Создавать условия по ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения в быту, социуме, природе.
В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) остро встает вопрос о необходимости поиска оптимальных путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Появляются новые источники опасности, накапливаются знания, обогащается культура. Поскольку культура и образование идут рядом, образование должно быть проводником в мир культуры, особенно - культуры безопасности. В настоящее время появились новые методические разработки, направленные на формирование основ безопасности детей дошкольного возраста в быту. Так С. Мартынов делает акцент в предупреждении бытового детского травматизма на соблюдение двух принципов – создание безопасного дома для ребенка и в повседневном кропотливом труде по воспитанию детей (специальные занятия, беседы, игры).
Н. Мельникова, Л. Захарова, Р. Шакурова разработали план-программу “Один дома”, по которой с помощью драматизации сказок, инсценировок, игровых тренингов дети 6-7 лет учатся адекватно реагировать на сложную ситуацию, оказывать первую медицинскую помощь себе, сверстникам и взрослым.
Т. Храмцовой разработана система педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста, включающая поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов и детей).
В Программе Р. Б. Стеркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраста” также имеется раздел «Ребенок дома».
Нужно отметить, что наиболее полно и подробно разработаны в дошкольной педагогике вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма, в то время как бытовой безопасности детей уделялось недостаточно внимания. Недостаточная разработанность вопросов безопасности детей в быту послужила мне основанием для выбора данной темы.
Создание предметно-пространственной развивающей среды, отвечающей современным требованиям и задачам формирования безопасного поведения детей является основным этапом на пути освоения правил и норм безопасного поведения. Предметно – пространственная развивающая среда в группе организована с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, где чё тко прослеживаются все пять образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. В целях обогащения развивающей среды в группах оформили тематические уголки в группе «Азбука безопасности для детишек» широко представили наглядный и демонстрационный материал, настольные макеты улиц и дорог, изготовили атрибуты и пособия для проведения занятий, планшеты, схемы, дидактические игры, костюмы и атрибуты, оформили стенды, сделали разметка на территории ДОУ. Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников в ДОУ были оформлены макеты: по дорожному движению, в наличии наборы дорожных знаков, атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Автомобили и пешеходы», «Регулировщик» и т. д. В группах расположили иллюстративный материал и дидактические игры по ОБЖ, ПБ и ПДД. В уголках для родителей поместили информацию по темам: «Экстремальные ситуации в быту», «Дети и дорога», «Служба 01, 02, 03, 04». В группах разместили следующие материалы и оборудование по ОБЖ: Дидактические игры: «Как избежать неприятностей», «Здоровый малыш», «Малыши-крепыши», «Если малыш попал в беду», «Природные и погодные явления», «Съедобные и ядовитые грибы», «Дорожные знаки», «Внимание! Дорога!», «Азбука пешехода». В группе создана благоприятная предметно-развивающая среда, которая включает: уголок безопасности, дидактические игры, настольно- печатные игры, иллюстрированный материал познавательную литературу для детей в книжном уголке, наглядную информацию для родителей. В дошкольном возрасте проблематично воспитывать «обеспечение безопасности при стихийных бедствиях, экстремальных ситуациях в быту, в лесу, на транспорте» вследствие малого жизненного опыта. Дети дошкольного возраста оказываются совершенно неподготовленными к ответственности за собственную и чужую жизнь. Можно научить ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определенной ситуации, но маленький ребенок не обладает способностью распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно. Поэтому очень важно сформировать у ребенка понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней.
В развитии ребенка огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре. Игра – способ моделирования окружающей жизни. В работе по формированию основ безопасного поведения воспитателю необходимо использовать все виды игр: словесно-наглядные, настольно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры. Во время проведения игры «Набери правильно номер» дети учатся пользоваться телефоном, чтобы уметь позвонить по телефонам 01, 02, 03. Играя в игры «Съедобно - не съедобно", «Что такое хорошо и что такое плохо», дети видят правильные и неблаговидные поступки и их последствия. Настольно-печатные «Половинки», «Что такое хорошо? Что такое плохо?» и дидактические игры по ОБЖ «Как не попасть в беду» и др. помогают детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.
От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт. Поэтому необходимо использовать в работе игры: словесно-наглядные, настольно – печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.
Абсолютно рано ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать.
В книжном уголке подборка книг по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей : «Главные правила поведения для воспитанных детей» Островской, «Основа безопасности жизнедеятельности» Усачёва, «Лучшая книга малышам». Всем известные сказки содержат примеры нарушения героями правил безопасного поведения. Используем эту возможность, чтобы закрепить представления детей. Беседуем, проигрываем ситуации с ними, «переиначиваем» сказку так, чтобы герои воспользовались правилами безопасности. Народные сказки многослойны. У каждой есть своя мораль, и не одна, из каждой можно сделать важные выводы. По сказкам, как по лесенке, малыш идет во взрослую жизнь. Новый материал (правила безопасного поведения) дети усваивают от сказки к сказке, каждая дополняет и расширяет предыдущую, освещает какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни. Широко используем произведения детской художественной литературы. Например: «Правила поведения для воспитанных детей», «Дядя Степа» С. Михалкова, С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», К. Чуковский «Телефон», «Мойдодыр», «Айболит», Е. Хоринский «Спичка-невеличка», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке» и др. учат детей правилам безопасности. Для закрепления правил поведения с незнакомыми людьми использую специально подготовленные игры – драматизации, сказки о животных – «Волк и семеро козлят», «Гуси – лебеди», «Красная Шапочка»и др.
В уголке изодеятельности – книжки-раскраски и листы-раскраски по ПДД И ОБЖ.
Метод наглядного обучения - эффективен для закрепления у детей представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушения. Лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребенка взрослых. Например с ножницами в совместной с детьми игре «Парикмахерская».
Зная, что моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровом уголке, а также имитация образцов поведения – необходимый метод освоения детьми правил безопасности, разыгрываем разные ситуации: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок со взрослыми, ребёнок и незнакомый человек. В игровой тренинг необходимо включать разного рода “уговоры”, привлекательные обещания. «Что, если.?» Вопросы такого типа позволяют нам, во-первых, выявить как ребенок, скорее всего, поступит в той или иной ситуации, во-вторых, обсудить ситуацию и скорректировать поведение детей. Разыгрывание ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например “Волк и семеро козлят”, игры «Если возник пожар», «Если чужой пришёл в дом», «Кукла заболела», «Скорая помощь», «Больница».
Обучение детей правильному обращению с бытовыми предметами в процессе освоения ими трудовой деятельности, обращая особое внимание на меры предосторожности: например, игровое занятие «В мире опасных предметов».
Физическая подготовка – фактор, влияющий на поведение человека в опасной ситуации. Поэтому одна из задач обучения безопасному поведению дошкольников – развитие у них силы, ловкости, выносливости. И она нами выполняется на физкультурных занятиях, в подвижных играх, прогулках, различных гимнастиках: пальчиковых, дыхательных и др.
Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Абсолютно любую сюжетно-ролевую игру можно использовать для закрепления знаний полученных на занятиях по ОБЖ.
Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:
- предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы) ;
- предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож) ;
- предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты) .
Задачей родителей и воспитателей является устранение всех источников опасности, а также создание необходимого для нормального развития ребенка свободного пространства передвижения без ограничения любознательности (для его возраста) и интереса к тому, что его окружает.
Многократно проводить с ними практические занятия по безопасности. Поэтому и повторяем, и проводим, и играем, используя для этого различные методы и приемы, указанные выше, стараясь сделать жизнь познавательнее, интереснее и безопаснее.
«Личная безопасность детей» - частая тема для родительских собраний,
Мы периодически проводим анкетирование родителей по обозначенной проблеме, а интересующие их вопросы выносим на обсуждение на родительских собраниях. Так на сентябрьских родительских собраниях тема ОБЖ нашла своё конкретное отражение. Наша работа с семьёй разнообразна. Она включает несколько направлений: информационно- аналитическое, познавательное, наглядно- информационное, досуговое. Это и беседы оразличного рода безопасности, и размещение в родительском уголке злободневных статей и материалов, и оформление папок – передвижек, и открытые просмотры ОД для родителей по ОБЖ, и анкетирование, совместные развлечения.
Выстраивая систему работы по формированию основ безопасной жизнедеятельности дошкольников в быту, определила основные направления своей деятельности:
- работа с детьми;
- создание развивающей среды;
-работа с родителями.
Все содержание работы я условно разбила по темам:
Огонь – это очень опасно
Осторожно! Электроприборы!
Опасные ситуации.
Осторожно! Чужие люди!
Каждую тему я раскрываю в процессе проведения образовательных мероприятий, а закрепляю в совместной и самостоятельной деятельности детей. Часто работа над одной темой продолжается в различных видах детской деятельности.
Данная работа ведется через:
• организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;
• совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
• свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно – ролевые игры. Перспективы на будущее.
1. Выступление и презентация на педагогическом совете в ДОУ.
2. Продолжение тесного сотрудничества с родителями по вопросам формирования безопасного поведения детей в быту.
Заключение.
Воспитание у детей безопасного поведения – непрерывный, систематический, последовательный процесс, который надо начинать в раннем возрасте. Именно тогда закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем. Как сказал К. Ф. Ушинский: «Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы». Только глядя на мир глазами ребёнка, понимая окружающее через их внутреннее мироощущение, мы сможем научить ребёнка правильно вести себя в сложных, опасных для его жизни ситуациях. Во время пути к достижению цели важно не навредить ребёнку, а сделать так, чтобы шёл процесс совершенствования. Тогда наш труд будет не напрасен и принесёт радость.
В целом от изучения основ безопасной жизнедеятельности я получаю положительный результат, что обещает хорошее будущее моим воспитанникам. Главное – не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Проживание ребенком смоделированной ситуации позволяет ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации. Благодаря нашим стараниям дети ориентируются в окружающем пространстве, умеют с достоинством выходить из сложных ситуаций. А в связи с полученными знаниями в дошкольном возрасте им будет легко шагать по взрослой жизни.
Литература
1. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. Безопасность. – Спб. : Детство-Пресс, 2004 – 144 с.
2. В. А. Лобашкина, Д. Е. Яковлев. Безопасность дорожного движения. Программы для системы дополнительного образования детей. – М. : Просвещение, 2009 – 48 с.
3. К. Ю. Белая. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М. : Просвещение, 2006 – 94 с.
Бабаева, Т. И. Игра и дошкольник : Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / Т. И. Бабаева. — М. : Детство-Пресс. — 2007 г. — 196 с. Дергунская, В. А. «Образовательная область «Безопасность» [Текст] : методический комплект программы «Детство» / В. А. Дергунская, Т. Г. Гусарова, В. А. Новицкая, Л. С. Римашевская. — СПб. : Детство-Пресс. — 2012 г. Храмцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Г. Храмцова. — М. : Педагогическое общество России. — 2005 г. Чен, Н. В. Дидактическая игра — основа развития воображения и фантазии [Текст] Н. В. Чен // Искусство. Все для учителя. Пилотный выпуск. 2011 г. — С. 26–28.