Юля Гамова
Занятие по экологическому воспитанию «Волшебные превращения воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по экологическому воспитанию
Однажды, когда лил сильный дождь, дети стали спорить: «Откуда появляется вода на небе?» Ответов было много: из облаков, это просто пар, это растаяли снежинки и т. д. И тогда мы с ребятами решили пронаблюдать за изменениями воды в разное время года. Выяснилось очень много интересного: вода замерзает, тает, испаряется. Как и почему это происходит? Чем вообще полезна вода? Для чего она нужна? Это была уже новая тема для разговоров с детьми о полезных свойствах воды, что самое важное – о важности ее экономии. Для родителей была подготовлена разная информация о том, что обязательно нужно объяснить детям, что вода берется не только из крана квартиры и протекает по трубам отопления, а еще и то, что вода необходима не только людям, но и растениям, рыбам, птицам и животным.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Природа, планета Земля, экология
- Темочки
«Волшебные превращения воды» (Игры – экспериментирования с водой.) Образовательные области: социально – коммуникативное развитие; позновательное развитие; речевое развитие;
Программное содержание:
Образовательные задачи:
• Дать детям представления о свойствах воды, ее использовании, назначении, необходимости.
• Дать представления об источниках загрязнения воды, его последствиях.
• Закреплять свойства воды (вкус, цвет, текучесть). Развивающие задачи:
• Развивать логическое мышление.
• Развивать мыслительные операции: анализа и синтеза.
• Освоение экспериментирования: развивать познавательную активность. Воспитательные задачи :
• Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к воде.
• Воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать
окружающий мир, видеть его красоту.
• Поддерживать интерес к играм-экспериментированиям.
Материалы:
- оборудование для опытов: большие и маленькие стаканы с водой (по количеству детей, пустые стаканы;
- соль; -лимон;
- сахар;
- гуашь (красная, желтая, зеленая, черная, синяя, чернила, марганец;
- ложечки, кисточки;
- капельки воды вырезанные из голубого картона;
- мультимедийная система, USB-накопитель, аудиозапись;
-молоко;
-минеральная вода;
- шапочки для героев с изображением капельки росы, дождя, снежинки;
-мелкие камушки; -репродукции с изображением моря, океана, водопада, реки, дождя, росы; –мягкая игрушка.
Ход занятия : Звучит музыка из мультфильма «Винни Пух». Дети входят в группу, рассаживаются на стульчики. У воспитателя в руках игрушка - мишка Винни Пух.
Воспитатель : - Ребята, послушайте.
Воспитатель включает песенку Винни Пуха.
-А вы узнали кто поёт эту песенку? Ответы детей.
Воспитатель : -Да, правильно. Это Винни Пух! Давайте с ним поздороваемся? Дети здороваются c гостем. Винни Пух: - Здравствуйте ребята! Я придумал для вас интересную загадку, послушайте внимательно и скажите, что у меня в ведерке?
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
Ответы детей.
Винни-Пух: - Молодцы! (Выливает воду из ведерка)
-А знаете, ребята, где «живет» вода? Ответы детей.
Воспитатель :
-Верно, ребята. В речке есть вода, из крана течет вода, дождик, снежинки, море, сосулька, роса, туман, лед - все это вода. Посмотрите, как изображены моря, реки и океан на картинах у художников. Воспитатель показывает картины с изображением моря, рек, океана. Показ картинок с изображением льда, сосульки, дождика, снежинки, росы. – А вы знаете, ребята, как получаются лед, сосулька, дождик, снежинки, роса?
Ответы детей.
Воспитатель : - Да, верно.
Винни Пух:
-Ой, сколько воды! А еще для чего людям нужна вода?
Ответы детей.
Воспитатель : - Правильно. Умываться, стирать, готовить, поливать растения, купаться в речке, мыть пол, пить и т. д. А кому ещё нужна вода?
Ответы детей.
Воспитатель : - А знаешь, Винни Пух, что где -то есть волшебная страна, где живет Волшебная вода?
Винни Пух: - Нет! А что это за страна такая? И что в ней происходит волшебного? Давайте скорее туда отправимся.
Воспитатель :
- В Волшебной стране происходит много разных превращений. Кто же нам покажет туда дорогу? Отгадав мои загадки, вы узнаете моих помощников:
Меня ждали,
Меня звали,
Показался – убежали. (Дождь)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем
Ищем, ищем – не найдем. (Роса)
Странная девочка
С неба упала: Мне на ладошку. Легла и пропала. (Снежинка).
Появляются три принцессы: Дождинка, Снежинка, Росинка.
Дождинка:
-Здравствуйте ребята! Мы три сестры – принцессы, пришли к вам показать дорогу в нашу Волшебную страну. Но пришли мы не с пустыми руками, мы тоже хотим загадать вам загадки про нашу королеву:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я
Кто я такая?
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная.
Но когда я захочу,
Даже камень источу.
Ответы детей.
-Вода.
Дождинка, Снежинка, Росинка.
-Кто же наша королева? Догадались?
Ответы детей.
Воспитатель :
-Молодцы ребята! Отгадали вы загадки моих помощниц. А как вы думаете, почему так говорят «Без воды - нет жизни на Земле?» Что произойдет без воды?
Ответы детей.
Воспитатель :
-Да, вы правы! Кругом все будет грязное, мы не сможем пить и готовить еду, погибнут растения, рыбки, животные, не смогут жить люди и т. д. Что же надо делать, чтобы сохранить воду?
Ответы детей.
Воспитатель :
-Правильно, никогда не забывайте вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим. Ребята, а что такое вода?
Ответы детей.
Воспитатель :
- А еще воду называют – волшебной! Хотите узнать почему? Нам пора познакомится с водой поближе. Вода – это жидкость. Она течет. Ее можно наливать в стакан, в ведро, в вазу. Ее можно вылить, перелить из одного сосуда в другой. Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой? Проходите к столам, а Винни Пуха мы пригласим сесть на стульчик рядом.
Опыт №1 «Вода – это жидкость»
Воспитатель :
- Ребята, посмотрите, у меня графин с водой и я могу перелить воду в чашку, в стакан, в кастрюлю, туда, куда захочу. (Переливание воды в разные емкости). Вода принимает форму емкости, куда ее налили. А как вы думаете, где еще течет вода?
Ответы детей.
Воспитатель :
-Давайте посмотрим, как течет вода в реке, в море, в океане. (Просмотр слайдов на мультимедиа, прослушивание (Просмотр (Просмотр текущей реки
звука текущей воды.) Воспитатель :
-Видите, ребята, как быстро течет вода в реке? Вода – это жидкость.
Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода?
Ответы детей. (У воды нет цвета)
Воспитатель :
- Сейчас мы это проверим.
Опыт №2 «Вода бесцветная и прозрачная»
На столе стоят 2 стакана: один с водой, другой с молоком, чернила, гуашь.
Воспитатель :
- Какого цвета молоко? Чернила? Гуашь?
Ответы детей.
Воспитатель :
- А можно сказать про воду, что она белого цвета? Черного? Синего?
Ответы детей.
Воспитатель :
-Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная. А что произойдет, если мы в стакан с водой бросим камушки?
Ответы детей.
Воспитатель :
-А если бросить камушки в стакан с молоком, видны камушки? Вывод: вода прозрачная, а молоко?
Ответы детей.
Воспитатель :
-Пришла пора нам поиграть! Давайте поиграем в игру «Ручеек»?
Проводится подвижная игра «Ручеек».
Как весной из-под горы,
Все бегут, бегут ручьи.
Ручьи - вы куда, закрывайте ворота! Дети делятся на 2 команды: дети одной команды держаться за руки, а другие дети вбегают и выбегают из круга.
Дети опускают руки и ловят тех, кто попал в круг!
Опыт №3 «Вода бесцветная»
Воспитатель :
-Вода – волшебница! Она умеет менять свой цвет. Хотите увидеть фокус с водой? Только нам надо сказать волшебные слова : «Вода, вода – просыпайся! Вода, вода – превращайся! (Воспитатель показывает фокус с водой: изменение цвета воды в бутылках).
-Ну, а теперь вы попробуйте изменить цвет воды. Берите стаканы с водой и добавляйте туда любой цвет гуаши.
(На столе стаканы с чистой водой, гуашь – красная, зеленая, желтая, синяя; чернила, марганец.)
Дети добавляют в стаканы кисточками гуашь и смотрят как меняется цвет воды. Воспитатель :
-А еще можно добавить в воду порошок марганца. Cмотрите, что произошло, порошок полностью растворился и вода стала розовой. Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в нее добавили. Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в нее добавить варенье? Попробуйте это сделать дома.
Опыт №4 «Вода может менять свой вкус»
Воспитатель :
- А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипяченая вода). Какая она? Сладкая? Соленая? Горькая? Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. Как же можно изменить вкус воды?
(Детям раздаются мерные стаканчики с солью или сахаром, ложечки, дольки лимона).
- Давайте проведем с вами опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая вода стала на вкус? Ответы детей.
Воспитатель :
- Какая она? Сладкая? Соленая? Горькая? Почему вода изменила вкус?
Ответы детей.
Воспитатель :
-Вывод: вода может принимать вкус того вещества, которое в нее добавили, если это вещество в ней растворилось.
- Молодцы, ребята. Узнали вы что-нибудь новое о воде?
Ответы детей.
Воспитатель :
-Правильно. Запомните навсегда:
-Вода – это жидкость, ее можно налить, перелить, вылить.
-Вода – бесцветная, прозрачная.
-Вода - безвкусная.
-Вода не имеет запаха.
Дети повторяют за воспитателем и запоминают свойства воды.
Воспитатель :
- А знаете ребята, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран.
Ответы детей.
-А зачем ее беречь. Вон сколько воды!
Воспитатель :
- Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить очищенную воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран. А чтобы вы ребята, не забыли про это, вот вам памятка – напоминание «Капелька воды», приклейте ее дома возле крана и вы всегда будете помнить, что воду надо беречь! (Чтение стихотворений воспитателем).
Без воды нам жизни нет.
И не сваришь ты обед.
Не посадишь огород –
Без воды он пропадёт.
Стой, внимательно смотри,
В кране воду закрути,
А не то она сбегает,
Тратить деньги заставляет.
Капелька за капелькой
Водичка убегает …
Будешь воду ты беречь,
То вода не будет течь,
Очень нам нужна вода Бережливым будешь?
Ответы детей.
- Да!
Воспитатель :
-Вот и закончилось наше путешествие в Волшебную страну. Сегодня мы с вами увидели много превращений воды, я думаю вы устали и хотите пить?
Ответы детей.
-Да!
Детям раздают стаканчики с минеральной водой.
Воспитатель :
-Догадались ребята, какая у вас вода?
Ответы детей.
-Да! Минеральная!
Воспитатель :
-Давайте теперь попрощаемся с нашими гостями и пригласим их прийти к нам в гости в следующий раз.