Маргарита Лазарева
Конспект НОД в старшей группе «Волшебная страна грамматика»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по
ОО Речевое развитие (подготовка к обучению грамоте) :
«Волшебная страна Грамматика».
Задачи:
Совершенствовать умения детей различать гласные и согласные звуки, характеризовать их. Ознакомление со звуками [с], [с] и буквой Сс. Закреплять умения детей в делении слов на слоги, определять количество слогов в слове. Развивать у детей фонематический слух и восприятие, логическое мышление, внимание, память. Воспитывать у детей самостоятельность, проявлять интерес к подготовке обучению грамоте. Профилактика нарушений письменной речи.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Волшебная страна грамматика“» размещена в разделах
Оборудование:
Магнитная доска, 2 звуковых домика синего цветов и 1 домик красного. На домиках синего цвета изображения колокольчика и перечеркнутого колокольчика. Буквы А,О,У,И,Т,К,П,Н,М,Б,В,Г,Д,Ф,Х, фишки, картинки с изображением дорожных ситуаций, ситуаций на льду, изображение одноэтажного, двухэтажного и трехэтажного домов, картинки с дикими зверями (лось, лиса, лосенок, лисенок, зашумленные картинки с буквами, карточки к игре «Буква потерялась», карандаши по количеству детей, картинки «Лесная полянка» с изображением букв, которые нарушают правила поведения в природе, карточка с правилами поведения в природе, карточки к игре «Четвертый лишний» (дикие и домашние животные, мнемотаблица (для подведения итога занятия, смайлики (веселые и грустные)
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, добрый день начинается с хорошего настроения, веселой улыбки, полезных дел. Поэтому улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения. К нам за занятие пришли гости, давайте их поприветствуем.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, мне сегодня позвонила наша знакомая волшебница из страны Грамматики. Ей срочно пришлось уехать по делам и она попросила вас навестить звуки, буквы и слова, потому что переживает, как бы с ними ничего не случилось в ее отсутствие. Вы готовы помочь?
Вы помните, что страна сказочная, поэтому и добраться туда можно только с помощью сказочных волшебных вещей. Что нам может помочь отправиться в путешествие? (ответы детей – сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, волшебная палочка, ступа бабы Яги, цветик-семицветик - выбираем какой-либо способ путешествия). Тогда в путь?
Мы оказались на острове Звуков.
Выставляется несколько панно: 2 звуковых домика синего цветов и 1 домик красного. На домиках синего цвета изображения колокольчика и перечеркнутого колокольчика.
- Опять дома никого нет! Давайте поищем звуки.
Выставляется картинка, на которой изображены буквы, которые нарушают правила дорожного движения: играют в мяч на проезжей части, катаются гурьбой на велосипеде, переходят улицу в неположенном месте.
- Ребята, посмотрите, что здесь происходит! (дети рассматривают панно, высказываются, рассуждают)
- Давайте проводим звуки по домам, чтобы с ними не случилось беды. (дети расселяют звуки по домикам – гласные, согласные: глухие, звонкие)
- Посмотрите – здесь появился новый звук, которого мы еще не знаем. Это буква эС и звук [с]. На что похож этот звук? (звук воды). Придумайте слова, в которых живет звук [с], за каждое слово вы получаете фишку (дети называют слова). В какой же домик вы ее поселите? (дети дают характеристику звуку – согласный, глухой, «селят» в соответствующий домик).
Молодцы! Звукам вы помогли, путешествуем дальше?
Отправляемся на второй остров (с помощью волшебного предмета).
Мы попали на Слоговой остров.
На нем живут части слова. Здесь тоже стоят домики. Посмотрите на эти домики, в них никто пока не живёт. Сколько здесь домиков? (три). Первый домик – с одним этажом, второй – с двумя этажами, а третий – с тремя. Как их еще можно назвать? (одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный).
Животные никак не могут разобраться, кто из них в каком домике будет жить. Назовите этих животных. (лось, лиса, лосенок, лисенок) Какой звук есть во всех этих словах? Звук [с]. В слове лось звук [с] будет твердым или мягким? (мягким, каким цветом обозначаем мягкий звук? (зеленым, воспитатель выставляет рядом с картинкой зеленый кружок). А в слове лиса звук [с] будет твердым или мягким? (твердым, каким цветом обозначаем твердый звук? (синим, воспитатель выставляет рядом с картинкой синий кружок). Давайте вспомним все, что мы знаем про [с] : согласный, глухой, бывает мягким и твердым. Молодцы!
Теперь давайте, поможем животным расселиться? В домике с одним этажом будут жить животные, в названии которых только один слог, а с домике с двумя этажами – животные, в названии которых - два слога, а в домике с тремя этажами – животные, в названии которых три слога.
Игра «Рассели животных по домам» (Показать картинки)
Лось – одноэтажный дом
Лиса – двухэтажный дом
Лосенок, лисенок – трехэтажный дом
Дети выполняют задание. Молодцы, ребята! Помогли животным, а теперь давайте немного отдохнем.
Физкультминутка:
Игра-физминутка. Если…
Настроение упало,
Дело валится из рук…
Но ещё не всё пропало,
Если есть хороший друг.
С делом справимся вдвоём,
С облегчением вздохнём –
Настроение поднимем
И от пыли отряхнём! Стоят лицом друг к другу, руки вверх.
“Бросают” вниз руки…
Грозят указательным пальчиком.
Хлопают в ладоши.
Берутся за руки.
Вздыхают.
Поднимают сцепленные руки вверх.
“Отряхиваются” от пыли, улыбаются друг другу.
Пока мы с вами отдыхали, буквы решили сыграть с вами в прятки. Надо их найти и вернуть на свое место.
Игра «Буква потерялась» (детям раздаются зашумленные картинки, они должны найти буквы и вписать их в пустые клетки)
А сейчас отправляемся на следующий остров (с помощью волшебного предмета).
Мы попали на остров Слов.
Как вы думаете - кто на нем живет? Правильно, слова. А еще на этом острове есть «Лесная полянка».
Выставляется картинка «Лесная полянка», на которой буквы разжигают костер, лазят по деревьям, стучат на барабане и т. д.
- Ребята, как вы думает, правильно ведут себя буквы в лесу? (ответы детей, вспоминаем правила поведения в лесу). Молодцы! Вы сейчас назвали много слов. Давайте нашим новым друзьям подарим карточку с правилами поведения в природе, чтобы они тоже их хорошо знали и выполняли.
Скажите, а кто живет в лесу? (ответы детей). Давайте поиграем.
Д/и на развитие внимания «Четвертый лишний»
Перед вами по четыре картинки животных. Одно животное лишнее. Вы должны определить – какое?
- лось, лиса, собака, заяц;
- корова, медведь, свинья, собака;
- поросенок, зайчонок, лосенок, лисенок
Какой звук вы чаще всего встречали в словах? (звук[с])
Вот и окончилось наше путешествие. Вы помогли жителям волшебной страны, а они, наверняка теперь запомнят как надо вести себя на улице и в лесу.
Давайте повторим, где мы сегодня были? (по мнемотаблице)
Рефлексия.
Жители волшебной страны прислали вам картинки, но они разные. Посмотрим, чем они отличаются? ( настроением: радость, грусть)
Если вам сегодня было легко справляться со всеми заданиями – возьмите солнышко, а если совсем трудно –тучку.