Марина Позднякова
Дополнительная программа для формирования представлений о взаимосвязи природы и человека в старшей группе «Вода. Воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Публикация «Дополнительная программа для формирования представлений о взаимосвязи природы и человека в старшей группе „Вода, Воздух“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Воздух. Свойства воздуха
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО»
Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
“Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму”.
Китайская пословица
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которую сам ребенок может организовать как экспериментальную в простейшем виде. Ведь дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Кроме того, они любят играть. Однако игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребенка, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни.
Понимая значение экспериментирования в игровой, увлекательной форме для развития мышления, самостоятельности детей, я занялась поиском путей, направленных на привлечение воспитанников к поисково–познавательной деятельности естественно – научной направленности. Считаю, что при условии правильно выстроенных отношений с ребенком, его «пробующие» действия существенно изменятся и превратятся в сложные формы поисковой деятельности в будущем.
Любая наука опирается на закономерности, имеющиеся в природе. Научит их видеть – дело совсем не простое. Внимание и настойчивость не вырабатываются сами по себе. Собственные открытия даже «нехитрых» секретов природы воспитывают любознательность, способствуют возникновению у ребенка устойчивого интереса к познанию, что является одним из аспектов подготовки его к школе.
Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаем посредством абстрактного мышления. Данный вид мышления начинает формироваться уже в старшем дошкольном возрасте. Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения, умозаключения.
Практика показала, что системное развитие форм и операций логического мышления на доступном детям материале, в игровой форме способствуют развитию активности мышления, творческого мышления, самостоятельности и системности мышления. А организация речевой активности дошкольника направлена на развитие коммуникативных способностей, на развитие словаря ребенка, фразовой речи, речевого оформления суждений и умозаключений.
Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днем. Перед работниками дошкольных образовательных учреждений стоит задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение само ценности, неповторимости дошкольного периода детства. При этом, помощь взрослых не должна подавлять детскую активность, наоборот, нужно стремиться разумно ограничивать своё участие и подсказки, с тем, чтобы дать простор детскому творчеству и самостоятельности.
Новизна программы «Маленькие ученые» заключается в том, что занятия по данной теме соответствуют тематическому планированию детского сада, и рассматривают поисково – познавательную деятельность детей, одновременно обучая дошкольников организации проектной деятельности, что и составляет естественно – научную направленность программы.
Реализация программы «Маленькие ученые» рассчитана на один год обучения. В реализации программы участвуют дети от 5 - 6 лет (старшая группа). Работа с детьми по дополнительному образованию по поисково – познавательной деятельности строится в течение учебного года (сентябрь – май, 1 раз в две недели). Длительность занятий – 20 минуты.
Цель: Формирование и развитие творческих способностей детей; удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организация свободного времени детей. Выявление и поддержка детей, проявляющих способности, учитывая возрастные и индивидуальные их особенности.
Задачи:
Обучающие:
- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды : солнце, земля, воздух, вода, растения и животные – для удовлетворения своих потребностях.
- Формировать представления о способности человека и других живых существ чувствовать состояние среды (температура, освещенность, влажность, наличие пищи).
- Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т. п.).
- Знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление ветра).
- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в ее состав песок и глину.
- Учить фиксировать результаты исследований.
Развивающие:
- Расширение кругозора детей.
- Развивать творческое мышление, воображение.
- Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации, в процессе познания картины мира, способствующих развитию речи, побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством.
- Формировать опыт выполнения (соблюдения) правил техники безопасности при проведении экспериментов.
- Развить познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, а так же установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения и фиксировать результаты доступными методами.
- Развивать практические умения и навыки поисково-исследовательской работы с учетом гуманного обращения с живыми объектами (растения).
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- Развить у детей самостоятельность, поддерживать инициативу в решении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности и умение осуществлять поисковую деятельность.
Воспитательные:
- Воспитывать умение преодолевать трудности, воспитывать настойчивость.
- Воспитывать аккуратность при проведении опытов.
- Воспитывать желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
- Воспитывать терпимое отношение к чужому мнению, уважение к противоположному мнению.
- Воспитывать умение довести начатое дело до конца.
- Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
Планируемые результаты освоения программы :
К концу года ребенок должен уметь:
- наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам;
- пользоваться специальной терминологией;
- с помощью взрослого, а затем самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;
- доказывать возможные решения, исходя из данных, делать выводы;
- пользоваться измерительными приборами: линейкой, весами, мерными сосудами, термометром, часами;
- следовать устными инструкциями, даваемым взрослым;
- фиксировать результаты исследований.
К концу года ребенок должен знать:
- об использовании человеком факторов природной среды;
- о способности человека и других живых существ чувствовать состояние среды;
- о значимости воды и воздуха в жизни человека;
- различные свойства веществ и основные виды и характеристики движения;
- некоторые свойства почвы и входящих в ее состав песок и глину.
Формы проведения итогов реализации дополнительно-образовательной программы :
Контроль за эффективностью проведению занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада, через открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников, участие в конкурсах муниципального и регионального уровня.
Учебный план
Наименование модуля Количество часов
1. Вода. Воздух. 11
2. Песок. Глина. Камни. 2
3. Свет. Звук. 5
Итого 18
Формы проведения аттестации. Промежуточная аттестация по каждому модулю проводится после проведения запланированных занятий по теме в форме проведения игры, а итоговой аттестацией будут выступать выставки детских работ в детском саду.
Календарный учебный график
1. Режим образовательной деятельности: 1 раз в 2 недели.
2. Продолжительность учебного периода: 36 недель.
3. Срок реализации: с 1 сентября по 31 мая.
4. Возрастной состав:
- старшая группа (шестой год жизни) – 15 человек
Сетка занятий
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
2 неделя месяца
15.40-16.00
4 неделя месяца
15.40-16.00
5. Образовательная нагрузка:
Продолжительность ДОД Количество ДОД в месяц Месячная образовательная нагрузка
20 минут 2 20 мин. Х 2 = 40 мин.
Содержание изучаемого курса
Модуль «Воздух. Вода»
Дать детям первоначальные сведения о детской лаборатории, представления о культуре поведения в детской лаборатории. Познакомить воспитанников с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем. Познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой. Познакомить с приборами для измерения веса – чашечными весами. Научить способам их использования. Объяснить, для чего они нужны человеку. Развивать познавательную активность детей.
Учить выявлять свойства предметов : тяжелее, легче. Подвести детей к выводу, что полые предметы плавают. Воздух легче воды, поэтому, заполняя полые предметы, он не дает им утонуть. Учить обнаруживать воздух; выявить, что воздух легче воды, имеет силу. Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха. Показать, как форма крыльев влияет на полет бумажного самолета.
Уточнить представления детей о свойствах воды. Познакомить с принципом работы пипетки, развивать умение действовать по алгоритму. Выявить вещества, которые растворяются в воде. Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием. Познакомить детей со свойствами мыла. Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами
Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета. Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, чувство цвета. Формировать умение делать насыщенный солевой раствор и путем испарения воды получать кристаллы соли.
Познакомить с круговоротом воды в природе. Доказывать правильность своего мнения.
Сравнить свойства воды, льда, снега; выявить особенности их взаимодействия. Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска. Уточнить представления о свойствах льда : прозрачный, имеет твердую форму, при нагревании тает и превращается в воду.
Модуль «Песок. Глина. Камни»
Познакомить детей со свойством песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду) и глины (плотность, вязкость, пластичность); как человек использует песок (строительство, песочные часы) и глину (посуда, кирпич, дымковская игрушка). Познакомить детей с песочными часами.
Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Формировать элементарные представления об изменениях в неживой природе, развивать у детей познавательный интерес к миру природы, развивать логическое мышление, память. Развивать эстетический вкус детей (знакомство с образцами народных глиняных игрушек). Воспитывать бережное отношение к природным материалами и сделанным из них предметам.
Модуль «Свет. Звук»
Познакомить с понятием «электричество», «электрический ток». Сформировать основы безопасного обращения с электричеством.
Подводить детей к пониманию причин возникновения звука, звуков речи; дать знания об особенностях передачи звука на расстоянии.
Учить находить предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту.
Подвести к понятию, как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. Воспитывать бережное, экономное отношение к свету.
Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить.
Развивать внимание, память, логическое мышление, активизировать речь детей, познавательный интерес к окружающему миру.
Воспитывать экологическую культуру детей в природе и быту.
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Литература
Агаева Е. Л. «Чего на свете не бывает?» - Москва «Просвещение», 1991
Алябьева Е. А. «Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет» - Москва Творческий центр, 2007
Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» - Москва Творческий центр, 2010
Маневцева Л. М. «Мир природы и ребенок» - Санкт-Петербург изд. «АКЦИДЕНТ», 1998
Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми» - Минск «Асар», 1996
Рунова Е. М. «Исследовательская деятельность на прогулках» - Волгоград, 2014
Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» - Санкт-Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015
Шапиро А. И. «Секреты знакомых предметов» - Санкт-Петербург Творческий центр, 2010