Светлана Кострова
Консультация «Воображение и творчество дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Воображение – процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Главным материалом для воображения являются только собственный опыт и знания человека. Специфика воображения дошкольника состоит в его повышенной эмоциональности: ребенок переживает воображаемые события так же остро, как реальные.
Публикация «Консультация „Воображение и творчество дошкольника“» размещена в разделах
Все дошкольники фантазеры и поэтому воображение играет особую роль в их развитии. Наиболее ярко воображение проявляется в игре дошкольника (где дети наделяют предметы воображаемыми функциями, берут на себя роли воображаемых персонажей) и в творческих видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации и словесном творчестве).
Воображение является центральным новообразованием дошкольного возраста.
Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других. По мнению В. С. Мухиной дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и приемов.
На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр.
Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуются все познавательные процессы, становятся сюжетно-ролевые игры.
Главное средство воображения – речь. По мнению Выготского Л. С. наблюдение за развитием воображения показало зависимость этой функции от развития речи. Задержка в развитии речи знаменует собой и задержку развития воображения.
Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию его представлений о предмете, она дает ребенку возможность представлять себе тот или иной предмет, которого он не видел, и мыслить о нем.
Воображение и творчество, как психические процессы, не просто участвуют в познавательной деятельности и развиваются в ней, но и сами представляют особые виды деятельности.
Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, порождающая что-то новое, ранее не существовавшее.
Выготский Л. С. писал, что творчество проявляется везде, где человек воображает, изменяет, отступает от стереотипа, создает хоть крупицу нового для себя или других.