Римма Янгляева
Внедрение музыкотерапии в систему работы ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкотерапия - психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.
Музыкотерапия - представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование, так и дополнением музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.
Публикация «Внедрение музыкотерапии в систему работы ДОУ» размещена в разделах
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. В древности и в средние века вера в целебное воздействие музыки была исключительно велика. Об этом говорят литературные и медицинские свидетельства излечения хореомании (пляски святого Витта) с помощью музыки.
Выделяют четыре основных направления лечебного действия музыкотерапии :
- Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии:
-Развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей);
- Регулирующее влияние на психовегетативные процессы;
- Повышение эстетических потребностей.
Музыкальная терапия сама по себе использует различные терапевтические механизмы:
- она позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка - успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать;
- помогает установить контакт;
- помогает развить коммуникативные и творческие возможности ;
- повышает самооценку на основе самоактуализации;
- способствует отреагированию чувств;
- помогает пережить катарсис;
- развивает эмпатические способности;
- помогает укрепить отношения с другими людьми, способствует установлению и развитию межличностных отношений;
- формирует ценные практически е навыки - игру на музыкальных инструментах, умение петь и т. д. ;
- помогает занять ребенка увлекательным делом - музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах и т. д.
Специалисты выделяют следующие положительные эффекты использования музыки в работе с проблемными детьми:
Улучшается концентрация внимания и его продолжительность, дети с неустойчивым вниманием вполне могут концентрироваться на игре в течение отведенного времени и по мере того, как диапазон их возможностей расширяется, испытывать все большее удовлетворение и гордость. Непродолжительное музицирование на каждом занятии хорошо усваивается детьми, плохо переносящими учебные нагрузки.
Музыка увлекает и оказывает сильное успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей.
Замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными и развивают навыки взаимодействия с другими людьми.
Улучшается речевая функция. Уже имеется опыт использования мелодической интонации для обучения речи детей с афазией.
Дети с отставанием в развитии во многих случаях обнаруживают хорошие способности к тому, чтобы без труда обучиться игре на простых инструментах, пению и другим простым способам музицирования. Они получают от этого удовольствие. В случаях отставания в развитии музыкотерапия дает наиболее показательные результаты.
В качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии указывают : катарсис, эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтацию с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок.
Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов. Шведская школа, будучи ориентирована на глубинную психологию, считает, что в коррекционной работе музыкотерапии должна отводиться центральная роль, так как музыка благодаря своим специфическим особенностям в состоянии проникнуть в глубинные слои личности. Альтшулер обнаружила физиологические изменения у пациентов, адекватные определенным типам музыкального воздействия и обосновала терапевтический подход, названным ею изо-принципом музыкотерапии. Согласно этому положению при затруднении словесного контакта с больным музыка способствует его установлению, если она соответствует эмоциональному тонусу состояния пациента. То есть, при депрессии показана музыка тихая, спокойная, при возбуждении – громкая, быстрого темпа.