Лариса Яцкова
Влияние занятий сольного пения и коллективного пения на улучшение психофизиологического состояния человека
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
на тему:
«Влияние занятий сольного пения и коллективного пения на улучшение психофизиологического состояния человека».
Подготовила преп. Яцкова Л. В.
2020г.
Публикация «Влияние занятий сольного пения и коллективного пения на улучшение психофизиологического состояния человека» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
В современных условиях развития социума, в связи с очень динамичным образом жизни, насыщенным многообразными технологическими и информационными устройствами, постоянными новшествами, которые, с одной стороны, дают больше возможностей для реализации разных жизненных интересов и потребностей человека на работе, дома, в свободное время, а, с другой стороны, за счет усиления активности ритма жизни, существенно повысилось общее психологическое напряжение общества. Поэтому все ощутимее и чаще у многих людей возникает потребность в поиске простых и действенных механизмов, средств, инструментов для уравновешивания и стабилизации своих психических состояний, без гармонизации которых невозможно качественно менять свою жизнь, плодотворно использовать свое время, осознанно принимать важные жизненные выборы, конструктивно и спокойно решать текущие бытовые ситуации и так далее.
Разнообразные исследования показали, что вокальная деятельность является одним из инструментов для психофизиологического воздействия на личность, так как процесс пения захватывает весь организм в целом. Еще академик И. П. Павлов, выявивший закономерности, которые лежат в основе деятельности нервной системы, говорил, что если бы мы посмотрели на кору головного мозга во время пения, то мы бы увидели мозаику очагов возбуждения и торможения нервных клеток, которые непрерывно сменяют друг друга. Это два состояния коры полушарий большого мозга. Под процессом возбуждения подразумевают деятельное, активное состояние, необходимое для того, чтобы в мозгу совершалась какая-либо работа, образовывались рефлекторные связи.
Любая деятельность, связанная с памятью, слухом, зрением, движениями, требует этого состояния от разных областей нервных клеток, которые еще называют отделами мозга. А процесс торможения подразумевает понижение деятельности нервных клеток, во время которого и происходит обновление их работоспособности, так как они не могут достаточно долго пребывать в возбужденном, активном состоянии, энергия растрачивается и накапливаются продукты обмена, поэтому во избежание гибели от переутомления нужно определенное время, чтобы клетки накопили энергию для последующей своей активности. Следовательно, процесс возбуждения тесно связан с процессом торможения, и они закономерно сменяют друг друга. Поэтому очень важна смена деятельности, временная разгрузка, переключение из одного типа работы на другой, чтобы не перегружать одни и те же группы клеток.
Однако это происходит не только во время смены деятельности, а и во время пения. Когда человек поет, в этом принимает участие практически весь мозг и его многочисленные отделы. Двигательные приказы из клеток, управляющих нашими мышцами, последовательно приводят в действие разные группы гортанных, дыхательных и артикуляционных мышц; задействуются мышцы тех частей тела, которые помогают больше выразить свои чувства во время пения за счет жестикуляции; память отбирает последовательность слов и звуков; слух, мышечное и другие чувства контролируют звуковое исполнение (соотношение частей тела, которые задействуются во время пения в коре головного мозга.
Все это и дает разнообразную картину смены очагов возбуждения и торможения соответствующих областей коры - поступают то одни сигналы, то в следующее мгновение другие. За счет этого и происходит одновременно и физическая и психологическая разрядка, а также использование работы обоих полушарий, что очень важно для полноценного развития, позволяет становиться более спокойным, уравновешенным и менее раздражительным. Этот эффект успешно используется в самых разнообразных психотерапевтических методиках.
Например, ученые исследователи Франкфуртского университета пришли к выводу, что пение стимулирует выработку антител организмом, а также защищает верхние дыхательные пути от инфекций, и за счёт усиления циркуляции крови легочные альвеолы получают дополнительную порцию кислорода, что повышает тонус всего организма и уменьшает артериальное давление. Тренируется дыхательная мускулатура, диафрагменное дыхание, улучшается дренаж легких. Диафрагма во время пения массирует печень, тем самым предотвращая застой желчи. С точки зрения физиологии снимается нагрузка с сердца и также происходит массаж кишечника и органов брюшной полости. При воспроизведении некоторых гласных начинают вибрировать гланды и железы, что способствует очищению шлаков в организме - такую звукотерапевтическую практику давно знали и до сих пор проводят в Китае и Индии.
Шведские ученые, проводившие исследование о влиянии коллективного пения на сердечно-сосудистую деятельность, пришли к выводу, что пение в хоре синхронизирует сердечный ритм и пульс поющих людей. Этот фактор используют для создания методик для реабилитации больных, страдающих аритмией и другими заболеваниями сердца.
Занятия коллективным пением - это определенный вид эмоционального контакта, представляющий специфический вид межличностных отношений. Ученые Ник Стюарт из Университета Оксфорд Брукс провели анализ результатов опроса 375 человек, которые пели в хоре, совместное пение оказалось очень значимым занятием для людей, которое положительно влияло на их состояние. Также было доказано, что этим можно лечить некоторые психические расстройства, использовать для ослабления симптоматики при болезни Паркинсона, для выхода из депрессий. Так как пение способствует высвобождению гормонов, к примеру, окситоцина, который снижает уровень стресса и понижает уровень напряжения и тревожности человека при контактах с другими, за счет этого участвует в формировании связей между людьми. Стимулирует выработку эндорфинов, которые обладают сильнейшим обезболивающим, антистрессовым, противошоковым действием и нормализуют частоту дыхания, ускоряют заживление повреждённых тканей, повышают уровень самооценки.
В Московском городском психолого-педагогическом университете на кафедре клинической психологии было проведено исследование Е. В. Зеличенком на определение влияния вокально-хоровой деятельности на психоэмоциональное состояние студентов и развитие у них стрессоустойчивости. Были отобраны студенты в возрасте от 17 до 23 лет в количестве ста человек, которых разделили на две группы - контрольную и экспериментальную. Первый этап работы был проведен в самом начале работы, а второй - год спустя, и в течение всего этого времени с экспериментальной группой проводили вокально-хоровые занятия.
Был определен ряд тестовых заданий, состоящий из семи методик, разработанных разными психологами, характеризующие личностные качества, психоэмоциональное состояние, адаптационные возможности, стрессоустойчивость: тест Айзенка «Самооценка психических состояний», характеризующий состояния тревожности, фрустрации, ригидности, агрессивности; тест «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности», разработанный Ч. Д. Спилбергом и адаптированный Ю. Л. Ханиным - эта шкала отражает предрасположенность субъекта к тревоге и предполагает наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие, а также эмоциональные реакции, которые возникают на стрессовые ситуации: беспокойство, нервозность, напряжение. Далее – «Методика диагностики уровня социальной фрустрированности» Л. И. Вассермана в модификации В. В. Бойко; «Личностная шкала проявления тревоги» Дж. Тейлор, адаптированная Т. А. Немчинова; шестнадцатифакторный личностный вопросник Кэттелла, выявляющий интеллектуальные, эмоциональные, коммуникативные свойства человека; «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности» Ю. Щербатых.
Сравнение результатов обеих групп в начале эксперимента и после показали существенное улучшение показателей группы, с которой проводили вокально-хоровой тренинг. И доказали, что занятия способствовали не только развитию памяти, внимания, мышления, умственной работоспособности, а и обогащения внутреннего мира, выражающегося через развитие эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной устойчивости, гибкости, отзывчивости.
В своих исследованиях психолог Н. С. Салова описывает об опытах, которые были проведены в группе людей, обладающих высоким уровнем личностной тревожности. Были отобраны 60 человек в возрасте от 19 до 53 лет независимо от музыкального образования, которые демонстрировали неуверенность, тревожное поведение, замешательство, заниженную самооценку. В процессе диагностики, которую проводили до опыта и после, для сбора данных использовались методикисамооценки таких психологов как Ч. Д. Спилберга и Ю. Л. Ханина, методика личностного дифференциала Ч. Осгуда.
Результаты проведения вокального тренинга показали, что уровень личностной тревожности значительно понизился. И что самое интересное, было выявлено то, что существуют соответствия в данных по оценке себя испытуемыми и близкой им песне. До тренинга они выбирали песни, в которых присутствовали прерванный ритм, диссонирующие интервалы, экспрессивная вокальная партия, постоянные модуляции, которые отображали их текущие состояния. А в результате эксперимента испытуемые изменили отношение к выбранной ранее песне и сообщили о значительном и достаточно устойчивом улучшении их состояния, что также было подтверждено статистическими показателями тестов. Песни могут быть инструментом для усиления разнообразных состояний - либо грусти, взбудораженности, меланхолии, агрессивности, тревожности, либо уравновешенности, радости, добродушия, спокойствия. Поэтому очень важно к выбору песен подходить осознанно, понимая, каким существенным может быть их влияние на человека. Отдавая предпочтение песням, в текстах которых будет заложен глубокий смысл и соответственно подобранны мелодичные мелодии, можно быстрее настроиться на состояния доброты, любви, гармонии, вдохновения.
Также молекулы ДНК и РНК, которые передают генетический код человека следующему поколению, способны воспринимать, запоминать и передавать любую звуковую информацию, поэтому дисгармоничные и грубые слова и звукосочетания способны повлиять на физические и психические отклонения будущих детей.
Проведены эксперименты, подтверждающие, что молекулы воды мгновенно реагируют на звуковую информацию, меняя свою структуру. За счет того, что вода составляет на 70-80% клетки нашего тела, качество звуков будет или гармонизировать и стабилизировать наше самочувствие или наоборот – дестабилизировать.
Исходя из этого, мы можем целенаправленно использовать те или иные песни для того, чтобы вызывать в себе желаемые состояния. И вполне логично предположить из всего вышесказанного, что можно усилить позитивный эффект как индивидуальной практики пения, так и коллективной, за счет подбора песен, в которые будут заложены высокие художественно-эстетические образы и в которых будет представлена глубокая и содержательная информационная база и использованы гармоничные мелодии и ритмы.