Виктория Ушинская
Влияние телевидения и гаджетов на психическое здоровье дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему :
«Влияние телевидения и гаджетов на психическое здоровье дошкольников»
Педагог-психолог Ушинская В. В.
Влияние телевидения и компьютерных игр на психическое здоровье дошкольников
В эпоху бурного развития информационных технологий компьютер воспринимается как неотъемлемая часть нашей жизни. Большинство современных детей вообще не представляют себе без него ни досуг, ни обучение и часами просиживают один на один со светящимся экраном.
Публикация «Влияние телевидения и гаджетов на психическое здоровье дошкольников» размещена в разделах
Большое количество родителей с раннего возраста приучают детей к компьютеру и телевизору, возможно и не осознавая того. Очень удобно, что ребенок чем-то занят, и у родителей при этом высвобождается какое-то время для собственных дел, а это так важно, особенно для мам. Да и знания детям также часто дает телевизор, показывает мир, новых людей и новые города.
Конечно же, никто не отрицает значение телевизионных передач и для развлечения, и для расширения кругозора наших детей. Просто надо помнить старое доброе правило, что все хорошо в меру, и телевизионные передачи в том числе. Естественно, что нет никакого вреда от того, что ваш ребенок посмотрит хороший фильм, мультфильм или обучающую программу, но если он сидит полдня, не отходя от телевизора, компьютера или гаджета, то ничего, кроме вреда это принести не может, даже если сами по себе передачи и полезные.
Как отмечает специалист, после регулярного многочасового потребления огромных потоков различной и не связанной между собой информации (к примеру, так подается информация в «ТикТоке») у детей формируется поверхностное, калейдоскопическое восприятие и мышление. После такого «винегрета» разрозненной и бессмысленной, а чаще всего развлекательной и неглубокой информации ребенку крайне сложно вдумчиво и внимательно что-либо изучать, концентрировать внимание на чем-то одном.
Телевизор приучает нас к пассивному восприятию информации, так как мы сами ни вмешаться в ход действия, ни изменить или разнообразить его, ни принять в нем какое-то участие не можем. При этом, если при чтении книги нам приходится дополнять фантазии художника, то телевизионные программы не дают нам и этой возможности.
Для малышей раннее знакомство с телевизором, гаджетами и чрезмерное времяпрепровождение в них идет вразрез с возрастными, конкретными и очень важными задачами: изучать свойства окружающего мира, манипулировать предметами, изучать возможности и способности своего тела, развивать крупную и мелкую моторику, что напрямую связано с развитием речи. Гаджеты попросту тормозят психическое развитие ребенка. У более старших детей ежедневное “залипание” в гаджетах по 5–8 часов ведет к социальной дезадаптации. Вместо того чтобы общаться со своими сверстниками и через различные ситуации учиться договариваться, уступать, отстаивать свои границы, убеждать, доказывать, делиться, защищать, мириться, ребенок проводит время “один на один” со своим электронным другом. Им все труднее становится находить общий язык с партнерами по игре, они не могут договариваться, решать спорные и конфликтные ситуации. При этом темы их игр лишены самостоятельности. Они чаще всего являются воспроизведением увиденного накануне по телевизору или в компьютерной игре, что свидетельствует о бедности воображения. Недостаток творческой активности отмечается не только в игре, но и на занятиях.
Родителям необходимо помнить о том, что смысл ярких вставок в транслируемых мультфильмах совсем в другом – в гипнотическом приучении детей к экрану. Подобранный ритм, мерцание, шум действуют на психику, маленький человек впадает в транс и притягивается к экрану всё больше и больше, «заглатывая» зачастую ненужную информацию. Сам ребенок не может оторваться от него, а когда родители пытаются выключить «ящик», впадает в бешенство, истошно кричит, кидается в драку. Эта зависимость подобна наркотической!
За последние годы резко увеличилось количество детей, которые умеют воспринимать только зрительную информацию. Слова проходят мимо них. В школе «телевоспитанники» испытывают большие затруднения со сменой привычного визуального восприятия на вербальный (слуховой). Ведь их обучает не телевизор, а живой учитель, которого они не способны услышать, а значит и понять.
пояса.
Рекомендации родителям
Чтобы избежать негативных последствий и зависимости, пользуясь гаджетами, необходимо соблюдать простые правила и донести их до ребенка:
1. С самого рождения ребенок наблюдает за родителями и во всем подражает им. Если вы часами сидите в телефоне, то и ребенок будет делать то же самое.
2. Гаджет - инструмент, а инструмент должен соответствовать возрасту и потребностям. Выбирая, какой новинкой побаловать ребенка, помните, что если планшет - то детский, если игры - то развивающие и т. д. Выбирайте с умом.
3. Использование ребенком гаджетов способствует серьезному возбуждению его нервной системы. Чтобы процесс засыпания проходил естественно - допускайте ребенка к гаджетам максимум за три часа до сна, в противном случае могут возникать проблемы со сном (трудности с засыпанием, частые просыпания, кошмары, сопутствующие тревога и страхи).
4. Проводя время с ребенком, не берите в руки телефон или планшет! Лучше пол часа полноценного, погруженного общения со своим чадом, чем несколько часов «якобы общения», когда вы то и дело отрываетесь на "написать в ватсап", ответить на рабочий звонок и лайкнуть фото подруги.
5. Установите границы и строго их соблюдайте - четко определите, когда и сколько ребенок может использовать гаджеты. Для каждого возраста и в каждой семье оно своё. И вы сами, и ваше чадо должны понимать, что 15 минут ТВ в день — это именно 15 минут ТВ в день.
6. Не используйте "время с гаджетами" как средство поощрения - гаджеты должны восприниматься как часть жизни, а не как самое ценное и сокровенное, что очень хочется и надо заслужить (запретный плод, как вы знаете.).
7. Используйте любые возможности, любое свободное время, чтобы сделать что-то вместе с детьми. Приобщайте их к совместной семейной деятельности – например, к готовке, уборке, даже к разговорам и обсуждениям. Не забывайте пополнять домашнюю игротеку игрушками и материалами, необходимыми для разностороннего развития ребенка (наборы для сюжетно-ролевой игры, конструкторы, настольные игры, материалы для творчества, книги и многое другое). Ребенку необходимо все делать самому - взаимодействовать непосредственно с окружающим миром. Чем больше впечатлений и эмоций получит ребенок от взаимодействия с реальностью, тем более наполненной, интересной, привлекательной она для него будет!
Переключите его внимание на другие дела. Постарайтесь увлечь малыша рисованием, играми, лепкой, аппликациями. Почаще гуляйте и ищите развлечения вне дома. Попробуйте ограничить именно себя и не включайте компьютер несколько дней, хотя бы на выходные.