Наталья Трофимова
Влияние развивающей предметно-пространственной среды на всестороннее развитие младших дошкольников
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 16 города Шимановска»
ДОКЛАД
«Влияние развивающей предметно – пространственной среды на всестороннее развитие младших дошкольников»
Подготовила: воспитатель в\к\к
Трофимова Н. А. ,
Публикация «Влияние развивающей предметно-пространственной среды на всестороннее развитие младших дошкольников» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Способности человека не остаются неизменными, они формируются в деятельности, в творчестве. Даже весьма скромные способности могут быть замечательны развиты. Однако не всякая деятельность формирует способности, нужна ее правильная организация. Обстановка, условия, атмосфера, фон, окружение – это та среда, которую необходимо целенаправленно создавать в любом трудовом коллективе, в том числе и в дошкольном образовательном учреждении.
Проблема среды как педагогического фактора рассматривается в работах видных ученых П. П. Блонского, Л. С. Выготского, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и др. Современный философский взгляд понимает ее как совокупность предметов, представляющих собой наглядно-воспринимающую форму существования культуры, в которых запечатлен опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений. Через такие предметы ребенок познает самого себя, свою индивидуальность, находит свою "вторую жизнь" в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом.
Предметно– развивающая среда необходима детям потому, что выполняет по отношению к ним:
- информационную функцию (предмет несет определенные сведения);
- стимулирующую функцию (интерес, действия, исследование,
-функцию предметной среды, принцип сочетания привычных и непривычных элементов, динамичность развивающей среды, принцип учета возрастных и гендерных различий детей.
А кроме этого, развивающая среда должна выполнять :
- образовательную,
- развивающую,
- воспитывающую,
- организационную,
- коммуникативную функции.
Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
С введением ФГОС к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования актуально встает вопрос организации предметно- развивающей среды, которая строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, при этом учитывая склонности и интересы каждого малыша.
Для детей 3 лет главное - это достаток пространства в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности, кроме этого,важно, чтобы все пространство, и образовательное, и предметно-развивающее было эстетичным и соответствовало методическим требованиям.
Развивающая предметно-пространственная среда в нашей младшей группе, отвечая требованиям ФГОС, является:
• насыщенной (соответствует возрастным возможностям детей и требованиям Программы, позволяет реализовать игровую, познавательную, исследовательскую, творческую и двигательную активность всех воспитанников);
• трансформируемой (в зависимости от образовательной ситуации);
• полифункциональной (дает возможность разнообразного использования различных составляющих);
• вариативной (обеспечивающей наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей);
• доступной;
• безопасной.
Только тогда среда может претендовать на высокое звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие.
Младший возраст — важнейший период в развитии ребенка. Именно в этот период происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Главные задачи этого этапа: обеспечение эмоционально-положительного самочувствия маленьких детей, поощрение и поддержка проявлений детской самостоятельности, накопление чувственного опыта предметно-познавательной в совместной со взрослым деятельности.
Предметы ближайшего окружения являются для маленького ребенка источником любопытства и первой ступенью познания мира, поэтому необходимо создание насыщенной предметной среды, в которой происходит активное накопление чувственного опыта ребенка. Игрушки и предметы в группе отражают богатство и многообразие свойств, стимулируют интерес и активность. Важно помнить, что ребенок многое видит впервые и воспринимает наблюдаемое как образец, своего рода эталон, с которым будет сравнивать все, увиденное позже. Именно поэтому стараемся обращать внимание на то, чтобы игрушки, предметы, изображения должны соответствовать реальным объектам мира, быть приближенными к ним по внешнему облику. Например, игрушечные животные должны соответствовать
Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе.
Оборудование группового пространства в нашей группе соответствует санитарно - гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающе, эстетически привлекательно и развивающе. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. В интерьере группы, в цветовом решении стен и «малоподвижных» предметах обстановки преобладают светлые спокойные тона, стены украшены детскими работами. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры и игрушки ярких цветов.
Предметно-пространственная среда в группе, соответствует возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.
Зонирование:
• зона для сюжетно-ролевых игр (уголок «Ряжения»)
• зона музыкального развития;
• зона развития речи (книжный уголок, р. р.)
• зона познавательно-исследовательской деятельности;
• зона конструктивной деятельности (уголок)
• зона художественно – эстетического развития ;
• зона физического развития;
• зона безопасности (уголок по ПДД);
• экологическая зона;
• уголок нравственно – патриотического воспитания.
Учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала и развитие детей от 3х лет в различных видах детской деятельности.
В соответствии с особенностями данного возрастного этапа это:
-предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
-экспериментирование с материалами и веществами;
-общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;
- восприятие смысла музыки, сказок, стихов;
- рассматривание картинок;
-двигательная активность.
Реализация ОП (осн. принципов) ДО (отражение образовательных областей.)
В развивающей среде группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:
- Социально - коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
В повседневную практику широко внедряется педагогическая импровизация, которая позволяет нам самим выбирать формы, методы, приемы обучения в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком. представлениями. В нашемДОУобстановка всех помещений служит одной задаче - воспитанию и развитию ребенка. Задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей.
В нашей группе оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребёнку найти занятие, поверить в свои силы и способности. А еще обрести опыт активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, понимая и оценивая их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания. Среда развития может и должна служить фоном и посредником в взаимодействии взрослого и детей, где ребенок может поделиться с другими своими переживаниями, строить свою жизнь и себя в группе. Эта среда должна быть вторым домом, куда хочется с радостью ходить и оставаться как можно дольше. Необходимо так построить окружающее пространство, чтобы каждый ребенок чувствовал бы себя в нем комфортно, имел бы возможность реализовать свою индивидуальность, быть личностью среди других личностей в группе.
Мы стараемся обеспечивать развитие детей, формируя у них знания, умения, навыки. В свою очередь, деятельность детей заставляет нас вести поиск нового содержания, форм и методов обучения, максимально отвечающих особенностям детей.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОУ
предполагает решение следующих задач:
• Обеспечить чувство психологической защищённости — доверие ребёнка к миру.
• Радости существования (психологическое здоровье).
• Развитие индивидуальности ребёнка - не «запрограммированность», а
содействие развитию личности.
• Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности.
• Формирование начал личности (базис личностной культуры)
• Способы общения - понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
• Тактика общения - сотрудничество.
• Позиция взрослого - исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
В игровую предметно -развивающую среду входят : крупное организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, атрибутика разного рода, материалы, необходимые для деятельности детей в течение дня. Все эти средства находятся в групповой комнате.
Таким образом, развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
ПРИНЦИПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии
Мы стараемся для осуществления контакта найти верную дистанцию, общее психологическое пространство общения и с каждым ребенком, и с группой в целом. Например,расставляем столы не только «как в школе», но и, учитывая различные виды деятельности, трансформировать их расстановку.
2. Принцип активности, самостоятельности, творчества
Мы стараемся, чтобы по сравнению с обычной семейной обстановкой среда в дошкольном учреждении была интенсивно развивающей. Мы обучаем детей бытовым операциям и тем самым развиваем познавательные, интеллектуальные, эмоциональные и волевые способности ребенка. Для этих целей используются различные функциональные блоки (кухня, мастерская и т. д.).
3. Принцип стабильности - динамичности развивающей среды
Среда развития стимулирует детей к активной деятельности с теми предметами, игрушками, которые привлекают своей формой, цветом. Легкая мебель, ширмы позволяют ограничивать или расширять игровое пространство. При этом важным моментом является учет половозрастной характеристики детей группы. Если в группе больше мальчиков, то целесообразнее отвести большее пространство группы для работы с напольным конструктором, машинами. Если больше девочек, чаще разворачивается игра в «семью», «больницу», «магазин», поэтому большую часть группы необходимо наполнить соответствующими играми и пособиями.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования
При рассматривании этого принципа следует учитывать, что он не только вплотную связан с предыдущим принципом стабильности - динамичности, но и в какой - то степени перекрывает его, особенно в той части, где представлена динамичность развивающей среды. Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит каждому ребенку в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Эти помещения должны быть устроены так, чтобы они могли создавать разный эмоциональный настрой, то есть становится таинственными, сказочными, смешными, загадочными, фантастическими. Далее подробнее остановимся на требованиях к данным помещениям.
5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого
Стараемся организовать среду так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая, тем самым, функциональную активность ребенка.
6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды
Постижение детьми категории эстетического дизайна начинается с восприятия красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий. Поэтому важно разместить в интерьере группы, наравне с репродукциями картин известных художников, коллажи, аппликации, вазы, композиции из цветов, созданные руками педагогов, родителей. При этом необходимым условием созданных экспонатов является их художественная красота, чувство вкуса.
Интерьер группы должен меняться. (Подвесная среда)
7. Принцип открытости – закрытости
Проект развивающей среды группы должен иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, к развитию. Иначе говоря, такая среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Данный принцип представляется в нескольких аспектах:
• Открытость природе
• Второй аспект принципа - это открытость культуре.
• Открытость своего «Я».–реальная самооценка себя и своего эмоционального состояния
8. Принцип учета половых и возрастных различий детей
Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.).
У младших детей активно развиваются движения, они стремятся быстро ходить, бегать, лазать. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространственной организации среды оборудование целесообразно располагать по периметру группы, выделив игровую часть и место для хозяйственно-бытовых нужд, предусмотреть достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижения для ребенка. Не рекомендуется включать в обстановку много оборудования, примерно две трети пространства должны быть свободными.
Для стимулирования двигательной активности необходимо иметь оборудование для пролезания, подлезания, перелезания, использовать большой мат, на котором дети с удовольствием будут прыгать, лежать, ползать, слушать сказку (всё это в наличиии в муз. зале); большой автомобиль (на котором может кататься сам ребенок, а в холле д. с. Находятся трёх-колёсные велосипеды, которые можно приносить в группу по мере надобности. Нам позволяет пространство. Для развития координации, самостоятельности у младших дошкольников необходимо использовать разнообразные физкультурные коврики с разметками на них из различных предметов. Данные коврики. Данное оборудование не только способствует закреплению у детей умения действовать с заданными условиями (прокатить мяч, огибая препятствия, попрыгать на одной ножке, перепрыгнуть через препятствие и др., но и помогает закрепить выученные детьми основные движения.
П. Лич, автор книги о развитии детей до 5 лет утверждает: «Если Вы отвели ребенку место, обеспечили предметами и игрушками, о развитии своего мышления он позаботится сам. Он — экспериментатор и изобретатель, поэтому ваше дело лишь предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента (себя, когда таковой ему потребуется. Что он будет делать с этим оборудованием — это уже его забота. Как любому ученому, ему нужна в его научной работе независимость».
Спасибо за внимание!