Ирина Анохина
Виды музыкальных занятий для детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Виды занятий. Характеристика.
1. Индивидуальные музыкальные занятия
Проводятся отдельно с ребенком. Это типично для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Продолжительность такого занятия 5-10 минут, 2 раза в неделю. Для детей старшего дошкольного возраста организуется с целью совершенствования и развития музыкальных способностей. Умений и навыков музыкального исполнительства; индивидуальные сопровождения воспитанника в музыкальном воспитании и развитии.
Публикация «Виды музыкальных занятий для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
2. Подгрупповые музыкальные занятия Проводятся с детьми 2-3 раза в неделю по 10-20 минут, в зависимости от возраста дошкольников.
3. Фронтальные занятие Проводиться со всеми детьми возрастной группы, их продолжительность также зависит от возрастных возможностей воспитанников.
4. Объединенные занятия Организуются с детьми нескольких возрастных групп.
5. Типовое (или традиционное) музыкальное занятия
Включает в себя все виды музыкальной деятельности детей (восприятие. исполнительство и творчество) и подразумевает последовательно их чередование. Структура музыкального занятия может варьироваться.
6. Доминантное занятие Это занятие с одним преобладающим видом музыкальной деятельности. Направленное на развитие какой-либо одной музыкальной способности детей (ладовое чувство, чувство ритма, звуковысотного слуха). В этом случае оно может включать разные виды музыкальной деятельности, но при одном условии – каждая из них направлена на совершенствование доминирующей способности у ребенка).
7. Тематическое музыкальное занятие Определяется наличием конкретной темы, которая является сквозной для всех видов музыкальной деятельности детей.
8. Комплексные музыкальные занятия Основываются на взаимодействии различных видов искусства – музыки, живописи, литературы, театра, архитектуры. Их цель – объединять разные виды художественной деятельности детей (музыкальную, театрализованную, художественно- речевую, продуктивную) обогатить представление детей о специфики различных видов искусства и особенностях выразительных средств; о взаимосвязи искусств.
9. Интегрированные занятия Отличается наличием взаимовлияния и взаимопроникновения (интеграцией)содержание разных образовательных областей программы, различных видов деятельности, разных видах искусства, работающих на раскрытие в первую очередь идеи или темы, какого – либо явления, образа.
Исходя из возникновения развития музыкальной деятельность детей дошкольного возраста, можно определить оптимальные формы организации музыкальной деятельности дошкольников.
Вариативные формы музыкальной деятельности дошкольников в группах предшкольной подготовки.
Возраст Ведущая деятельность Современные формы и методы музыкальной деятельности 1-3 года
Предметная, предметно - манипулятивная
• Игровое экспериментирование со звуками на предметной основе;
• Игры – эксперименты со звуками и игры – путешествие в разнообразный мир звуков (немузыкальных и музыкальных)
• Предметное коллекционирование (выставка погремушек, детских музыкальных инструментов, любимых музыкальных игрушек и т. д.)
• Музыкально-игровые приемы (звукоподражание)
• Музыкальные и музыкально- литературные загадки
• Музыкально –пальчиковые и музыкально логоритмические игры.
• Музыкально-двигательные игры – импровизации
• Музыкальные сказки (слушание и исполнительство)
3-5 лет
Игровая (сюжетно – ролевая игра)
• Музыкально – сюжетно ролевые игры (песня-игра)
• Музыкальные игры-фантазирования)
• Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе
• Усложняющиеся игры-эксперименты и игры –путешествия
• Музыкально-дидактические игры
• Игры – этюды по мотивом музыкальных произведений
• Сюжетные проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием
• Концерты – загадки
• Беседы, в т. ч. по вопросам детей о музыке.
5-6 лет
Сложные интегративные виды деятельности, переход к учебной деятельности
• Проблемные и ситуационные задачи, их широкая вариативность, полипроблемность.
• Музыкально-дидактическая игра.
• Компьютерные музыкальные игры.
• Исследовательская (Опытная) деятельность.
• Проектная деятельность
• Театрализованная деятельность
• Хороводная игра
• Музыкально- игры импровизации
• Музыкальные конкурсы, фестивали, концерты.
• Музыкальные экскурсии и прогулки, музыкальный музей.
• Интегративная деятельность
• Клуб музыкальных интересов
• Коллекционирование (в том числе впечатлений)
• Самостоятельная музыкальная деятельность детей.
3 Взаимосвязь специалистов в реализации задач образовательной области «Музыка»
Музыкальный руководитель Воспитатель Инструктор по физической культуре Руководитель изостудии
Музыкально игровые образовательные ситуации: тематические, доминантные, интегрированные Слушание музыки
Развитие исполнительных навыков и импровизации в песенном творчестве, музыкально – ритмических движениях, танцах, игре на детских музыкальных инструментах;
Подготовка и проведение музыкальных праздников, развлечений, спектаклей;
Помощь воспитателям в подборе музыкальных произведений для занятий, режимных. моментов, различных видов деятельности;
Музыкальное сопровождение утр. гимнастик в мл. и ср. группах; Использование музыки для организации различных занятий, видов детской деятельности, режимных моментов;
Слушание музыкальных произведений;
Пение детских песен;
Разучивание музыкального репертуара для музыкальных занятий;
Музыкально дидактические игры, музыкально – ритмические игры;
Хороводные игры;
Театрализованные игры;
Игра на детских музыкальных инструментах;
Изготовление детских музыкальных инструментах. Утренние оздоровительные гимнастики,
Двигательно – игровые образовательные ситуации спортивные досуги и развлечения под музыку;
Выступления на праздничных концертах посвященных важным событиям с музыкально – ритмическими композициями. Рисование музыки;
Рисование под музыку;
4. Связь с другими образовательными областями:
1. Социально-коммуникативное развитие. формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу
формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности
2. Познавательное развитие. расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества
3. Речевое развитие. развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.
4. Художественно - эстетическое развитие. развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений, закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества.
использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений
5. Физическое развитие. развитие физических качеств музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация.
Прогнозируемый результат
Младшая Средняя Старшая
1. Внимательно слушать музыкальное произведение, запоминать
2. Проявлять эмоциональную отзывчивость, чувствовать характер музыкального произведения
3. Различать танцевальный, песенный, маршевый метроритмы, передавать их в движении
4. Активен в играх на исследовании звука, в элементарном музицировании 1. Установить связь между средствами выразительности и содержанием музыкально-художественного образа
2. Различать выразительный и изобразительный характер в музыке
3. Владеть элементарными вокальными приемами. Чисто интонировать попевки в пределах знакомых интервалов
4. Ритмично музицировать, слышать сильную долю в двух-,трехдольном размере
5. Накопленный на занятиях музыкальный опыт переносить в самостоятельную деятельность, делать попытки творческих импровизаций на инструментах, в движении и пении 1. Развивать элементы культуры слушательского восприятия
2. Выражать желание посещать концерты, музыкальный театр
3. Иметь представление о жанрах музыки
4. Проявлять себя в разных видах музыкальной исполнительской деятельности
5. Активен в театрализации
6. Участвовать в инструментальных импровизациях