Ирина Грибова
«Весна-волшебница». Методическая разработка для муз. руководителей ДОУ. Использование элементов программы Т. Э. Тютюнниковой
▼ Скачать
Тема: «Весна – волшебница или весенние превращения»
С использованием технологии элементарного творческого музицирования с детьми старшего дошкольного возраста. Автор технологии – Т. Э. Тютюнникова
Цель: развитие музыкальных способностей; создание условий для самостоятельных музыкальных импровизаций в разных видах деятельности.
Предварительная работа:
Групповая работа с детьми: беседы о музыке и слушание произведений П. И. Чайковского «Подснежник», Э. Грига «Танец Анитры».
Публикация «„Весна-волшебница“, Методическая разработка для муз, руководителей ДОУ, Использование элементов программы Т, Э, Тютюнниковой» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Разучивание «Песенки – зарядки» Т. Э. Тютюнниковой со звучащими жестами.
Работа детей с ритмическими схемами.
Разучивание оркестровой партии и танцевальной импровизации произведения Э. Грига «ТанецАнитры».
Изготовление самодельных музыкальных инструментов.
Средства:
Наглядные - музыкально-дидактическая игра «Прочитай ритм» (картинки с изображением ритма в виде маленьких и больших насекомых – дополнительно представленные на экране мультимедиа);
Мультимедийные – ММ-проектор,экран.
Оборудование: - СД музыкальный центр;
Самодельные музыкальные инструменты, детские музыкальные инструменты: ксилофон, бубенцы, колокольчики, маракасы, треугольники, тарелки.
Атрибуты: чудо-дерево, деревянные палочки, разные шляпы (4-5 шт., коробочка с конфетти.
Программное содержание :
1. Образовательные задачи:
- вызывать эмоциональный отклик на музыкальное произведение, позитивное самоощущение себя в музыке;
- формировать элементарные умения и навыки практического музицирования в различных видах музыкальной деятельности;
- формировать творческое воображение и способность детей к самовыражению и раскрепощению внутреннего я.
2. Развивающие задачи:
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- развивать метроритмическое чувство;
- развивать дифференцированность слуховых впечатлений.
3. Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес, любовь и потребность в музицировании;
- повысить уверенность детей в своих способностях;
- создать атмосферу радости и взаимного общения.
Педагогическая технология:
«Элементарное музицирование : музыка, речь, движение, импровизация»Т. Э. Тютюнниковой.
Дети заходят в зал под звуки природы: ручей, пение птиц и т. д. Встают возле стульчиков по обе стороны.
Муз. рук. (поёт) : «Здравствуйте, ребята!»
Дети (поют) : Добрый, добрый день!
Муз. рук: Ну вот, ребята, долгой зиме пришёл конец!
Выросла сосулька
За ночь у окна,
Ручеёк забулькал.
Что это? (Весна)
- А теперь располагайтесь поудобней, мы сейчас с вами будем подражать различным звукам природы, которые можно услышать весной. Готовы?
Фонопедическое упражнение «Весенние голоса»
(Т. Э. Тютюнникова «Уроки музыки», 2000 г., стр. 49)
Муз. рук: Ребята! Насекомых оказалось так много, ведь они были без движения целую зиму, что устроили целый хор и посмотрите, что у нас получилось за картина. Я думаю, мы сможем изобразить голосом этот хор.
Игра «Хор насекомых»
(«Бим-бам-бом» Т. Э. Тютюнникова стр. 77)
Дети должны петь не очень громко, чтобы слушать звучащий кластер.
Муз. рук: Ребята, а кто же первый проснулся от такого хора насекомых, встал на заре и запел громче всех? (Ответы детей)
-Правильно! Петух (наглядность)
Давайте для нашего задиры петуха песню споём. Да не просто споём, а удивим его и покажем, как мы умеем исполнять канон.
Канон «Петушок» р. н. п.
Муз. рук: Очень красиво! Но мне кажется, что не хватает музыкальных инструментов. попробуем украсить эту известную прибаутку инструментально.
(Дети выбирают с одной стороны – самодельные музыкальные инструменты, с другой детские музыкальные инструменты и по очереди исполняют прибаутку)
Шумовой оркестр «Петушок»
Муз. рук: Ну что ж, я думаю – все проснулись и нужна зарядка, чтобы почувствовать себя отлично и быть в хорошем настроении целый день.
Песенка - зарядка «Ама- лама» Т. Э. Тютюнниковой
Муз. рук: Ну и повеселились мы! Пора начать заниматься!
У меня есть для вас задание: прочитайте ритм, а помогут вам в этом забавные животные и насекомые!
Игра «Прочитай ритм» Т. Боровик, стр. 18
Муз. рук: А теперь, каждый из вас придумает свой ритм, запишет его и сыграет на выбранном инструменте.
Творческое задание «Придумай ритм и запиши»
(Каждому ребёнку предлагается выбрать инструмент, взять чистый лист, фломастер и графически изобразить ритм, затем каждый исполняет свою партию на инструменте. В конце можно сыграть все партии вместе.)
Муз. рук: Ребята! Вы неплохо справились с таким сложным заданием. Молодцы!
Я сейчас вдруг на минутку взглянула в окно, а там чудесная погода, наступает прекрасное время года, когда всё оживает, просыпается и мне очень захотелось волшебства. А вы бы хотели побыть волшебниками? (Ответ детей)
-Вы знаете, ко мне уже однажды приходил волшебник и оставил «волшебное конфетти». Давайте его используем и посмотрим, что из этого получится.
(под музыку «Танец Феи Драже» музыкальный руководитель раздаёт конфетти, затем выключается музыка и детям предлагают сказать слова, написанные на коробке с конфетти: «Фундель-дундель, загу- гундель, фу-ты ну-ты носорог!»
Дети подбрасывают конфетти и садятся на места, закрывают глаза.)
Музыкальный руководитель ударяет в тарелки, раздаётся гром барабана, выходит волшебник Цамба- драмба.
Цамба- драмба:
Фундель- дундель
Пундыр-амба
Я волшебник
Цамба- драмба!
Цамба-драмба- гребешок
Жаб зажаренных мешок,
Фоли, моли,профитроли,
Без горчицы и без соли.
Я подую, поколдую,
Сделай всё, что я хочу!
Муз. рук: подождите, уважаемый волшебник Цамба-драмба!
Мы постараемся сделать то, что вы хотите, но вы ведь волшебник, а у наших ребят тоже есть желания.
Ц. -Д. : Ну хорошо! Для начала давайте поздороваемся! Вы умеете здороваться?
Муз. рук. : Конечно! Мы даже знаем волшебную песенку - приветствие «Серез- понде», там такие смешные волшебные слова. Ребята! Вставайте в круг!
Ц. -Д. : Это самая любимая песня у моих волшебников.
Песня – игра - приветствие «Серез- понде»
(Т. Э. Тютюнникова «Речевые игры» стр. 21)
(Ц. -Д. замечает в углу чудо – дерево, на котором развешаны различные предметы одежды: шляпы, бусы, маски, накидки. Волшебник хлопает себя по лбу.)
Ц. -Д: Что такое - у ребят!
Чудо-дерево растёт!
Чудо! 4 р.
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А шляпы, бусы, маски,
Словно мы попали в сказку!
Муз. Рук. : Ребята! А давайте и, правда, нарядимся!
Подходите, выбирайте и скорее в круг вставайте!
Ц. -Д: Вы превратились в каких-то волшебных козявочек, нет…-бузявочек!
Муз. Рук. : Ребята! Придумайте себе имена! Раз ты, Цамба- драмба, назвал нас козявочками-бузявочками, то мы себя назовём на разные буквы алфавита.
Лингвистическая игра «смешной алфавит» со звучащими жестами.
(«Бамбара- чуфара» стр. 42)
Ц. -д. : Посмотрите сколько шляп - пора с ними поиграть!
Где мои волшебные палочки? (Раздаёт всем детям палочки)
Игра со шляпами. Т. Э. Тютюнниковой
Муз. рук. : Цамба- драмба! Какой ты замечательный!
Вот нам бы с ребятами стать такими как ты.
Ц. Д. : Хочешь Цамбой-драмбой стать?
Мало только помечтать!
Чтобы всё на свете мочь
Отгоняй ты скуку прочь.
Не стони, что уж не в мочь
Да трудись и день и ночь!
Ну, а мне пора уходить!
Муз. рук. : подожди! Цамба - драмба!
У нас для тебя есть сюрприз! Мы недавно были в гостях у горного короля и его прекрасной дочери Анитры. Она тоже немного волшебница!
Мы с ребятами научились у неё волшебному танцу и игре на музыкальных инструментах!
Послушай!
Игра в оркестре Э. Григ «Танец Анитры»
В конце волшебник незаметно исчезает.
Муз. рук. : Ребята! Цамба – драмба исчез как настоящий волшебник! А мы сегодня так чудесно провели время вместе, мне кажется, что наступает вечер и появляются тени. Давайте посмотрим - какие они!
Игра «Тень и тишина» Т. Э. Тютюнникова
Муз. рук: Ну что ж! Наши весенние превращения заканчиваются. Давайте поблагодарим, друг друга и пошлём воздушный поцелуй.
Полька «Поцелуй» Т. Суворовой
Муз. рук: (поёт) до свиданья, дети!
Дети (поют) : До свидания!
Дети выходят из зала под голоса природы.