Нурдида Накиповна Рахматуллина
«Весна-красна». Конспект занятия по образовательной деятельности «Музыка» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: На примере произведений о весне показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии.
Задачи: Через эмоциональное восприятие произведений искусства закрепить и обобщить знания о весне и её признаках.
Развивать воображение, ассоциативное и образное мышление, интеллектуальные способности детей.
Знакомить с «весенней темой» в музыке, вспомнить с детьми имена, портреты, основные факты жизни известных детям русских композиторов.
Побуждать детей вспоминать музыку (работать с карточками – моделями) анализировать её.
Публикация «„Весна-красна“, Конспект занятия по образовательной деятельности „Музыка“ в старшей группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты музыкальных занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
Передавать впечатление о музыке в движениях.
Ход образовательной деятельности:
Дети свободно заходят в зал и встают свободно полукругом.
Муз. рук: Я очень рада видеть вас в музыкальном зале. Давайте улыбнемся друг другу и подарим улыбки нашим гостьям.
Теперь давайте поприветствуем друг друга.
(Музыкальный руководитель здоровается с ними песенкой - попевкой)
-Здравствуйте ребята!
Дети отвечают: – Здравствуйте!
Музыкальный рук : Ребята, отгадайте загадку:
Ожила вокруг природа, пробудилась ото сна,
К нам спустилась с небосвода вместе с солнышком …
Дети: Весна!
Муз. рук: Вы любите Весну?
(Ответы детей)
Музыкальный рук. : - Какие приметы весны вы знаете?
(Ответы детей)
Многие поэты, художники, композиторы воспевали время года весна.
Послушаем стихотворение русского поэта Е. Баратынского
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясень небосклон
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
…Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поет
Заздравный гимн весне.
А теперь послушаем стихотворение другого русского поэта А. Плещеева.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Вот как воспевал весну поэт Федор Тютчев.
Весенние воды.
Еще в полях белеет снег
А воды уж весной шумят
Бегут и блещут сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
Мы молодой, венцы гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Художники, в своих картинах передавали красоту пробуждения природы.
(Детям показывают репродукции картины «Март» И. Левитана).
Весна – это время пробуждение природы, которое все с нетерпением ждут.
Чаще светит солнышко, его лучи с каждым днем становятся все теплее, таят снег, весело распевают птицы. Все вокруг наполнено светлым, радостным настроением, ожиданием чего - то хорошего, доброго.
Композиторы тоже посвящали свои сочинения весне.
А теперь послушаем, как любовь к природе композитор П. И. Чайковский выразил в своей музыке. Предлагаю вашему вниманию произведение из цикла «Времена года» «Подснежник».
(Дети слушают музыку)
-Определите, пожалуйста, характер музыки, используя карточки – модели.
(У каждого ребенка свой конверт)
Музыка нежная, ласковая, волнительная, светлая, стремительная, солнечная, игривая, трепетная иногда тревожная, настороженная…
- Определить форму музыки используя карточки – модели.
(Работа с карточками – моделями, определить из скольких частей состоит эта музыка).
(Музыка трехчастная).
- Вслушайтесь в мелодию первой и третьей части! Её взволнованное звучание, то в верхнем регистре, то в нижнем. Ее постоянное «стремление» вверх рисуют картину рождения первого весеннего цветка, его стремление к теплому солнечному свету. Как бы навстречу пробуждающейся жизни, солнцу. Но это не мужественная борьба, а лишь только порыв, поначалу робкий, затем стремительный.
-Как вам кажется, о чем говорит смятение и порыв средней части?
Дети: Музыка рассказывает о том, что солнышко еще светит не всегда, что еще бывает холодно, темно и ненастно.
Ритмический рисунок меняется, появляются более быстрые по длительности звуки, и мелодия становится более стремительной, более нетерпеливой.
- Какой музыкальный инструмент вы услышали?
(Работа с карточками – моделями).
(Фортепьяно обозначаем карточкой – моделью круг).
О Весне сочиняют много красивых песен. Какие песни о весне вы знаете?
Сегодня мы с вами вспомним «веснянки». Это песни, которые созывают Весну.
Песня 1. «Ой, бежит ручьем вода» Украинская народная песня;
2. «Веснянка» Украинская народная песня
Дети составляют схему песни: «Ой, бежит ручьем вода»,
«Веснянка».
А теперь я предлагаю вам исполнить танец с подснежниками на музыку
П. И. Чайковского «Подснежник».
Танец: «Подснежник».
Музыкальный рук :- Какое время года было посвящено нашему занятию?
Мы познакомились с художниками, поэтами, композиторами, которые посвящали свои произведения весне.
-Интересно вам было сегодня?
-Я предлагаю вам нарисовать свою весну.
До свиданья.