Марина Ромашова
Конспект занятия «Вереница праздничных чудес»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Вереница праздничных чудес"
Программное содержание.
Расширять представления детей о русской народной одежде, деталях русского костюма, способов украшения.
Развивать интерес к изучению истории Отечества, его культуре.
Закрепить знания детей о ручной набойке, как об одном из видов искусства.
Закрепить умение детей создавать узор из различных элементов (листьев, цветов) способом ручной набойке, используя манерки с изображением растительного орнамента.
Учить детей задумывать красивый необычный узор платка, подбирая красивые сочетания.
Развивать художественный вкус, творческие способности детей.
Публикация «Конспект занятия „Вереница праздничных чудес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Помочь детям сделать открытия: все прекрасные платки - это произведение искусства.
Материал.
Мольберты.
Манерки с элементами растительного орнамента, из сырого картофеля.
Гуашь шести цветов на выбор детей.
Платки (ткань) 60х60 см для выполнения работ.
Записи русской народной музыки.
Платки с растительным орнаментом.
Репродукции картин с изображением женщин в платках.
Занятие проходит в музее «Русская изба».
Палитра, салфетка, баночки с водой.
Предварительная работа.
Моделирование элементов русского костюма.
Рассматривание иллюстраций к книгам по истории Древней Руси.
Рассматривание и беседа о павлопосадских платках.
Детальное рассматривание кукол в народных костюмах.
Изготовление отдельных элементов русского костюма (поясок, венец, передник)
Задание на дом: поговорить со своими мамами и бабушками о том, какие платки они любят носить, почему. Принести по одному платку в музей «Русская изба».
Последовательный ход занятия.
Дети и воспитатель в русских народных костюмах ждут гостей, встречаем с хлебом-солью.
Воспитатель:
Кто пришел на наши-то смотрины
Ступит тот на подметенный чистый пол
Увидит тот нарядную девушку
Чисту, белу-пребелу красавицу.
Воспитатель: Милости просим гости дорогие! Здравствуйте! Проходите, садитесь пожалуйста.
- Ребята, посмотрите, какие прекрасные платки сегодня у нас в избе. Вам не кажется, что стало как-то теплее и уютнее от этой красоты? А знаете ли вы, что платок всегда был самым желанным подарком для русской женщины? Ухаживал ли парень за девушкой, возвращался ли домой крестьянин с базара, справлялась ли свадьба или крестины, во всех случаях подарком выражались любовь, внимание к женщине. По древнему русскому обычаю голова женщины должна быть всегда покрытой. Когда наступал праздник и крестьянки собирались на гулянье, они вынимали из заветного сундучка свои платки и долго, любуясь перебирали их. Были там платки, которые одевали на сенокос, а иные только на большие праздники (Вынимаем несколько платочков из сундучка, определяемся с детьми в каком платке куда бы пошли и когда бы его одели. Достаем маленький платок)
- А вот с этим платочком мы поиграем.
Игра с платочком. Звучит русская народная мелодия.
- А это что за гостья к нам пришла? (Обращаясь к матрешке).
- Матрешка хочет что-то сказать (наклоняясь к ней). Она говорит, что тоже пришла на «смотрины», только вот ни как не может определиться какой платок ее лучше выбрать. (Подбираем платок для матрешки. Можно накинуть на нее платок синего цвета с цветами, потом красного, спрашивая, ребят, который больше подходит).
- Ребята, посмотрите, какие удивительные по цвету платки. Чем они украшены? Как расположен узор на платке? (в середине, по краям, в уголках) узор симметричный.
-Ребята, а хотели бы вы сами, как настоящие художники, создать платок для себя, ведь у нас с вами сегодня праздник «Смотрины».
- Художник, прежде чем начинает рисовать листья и цветы, придумывает композицию. Определить (спрашивая детей) последовательность выполнения узора: сначала надо найти серединку квадрата (платка) отметить ее; проверить, правильно ли она найдена, затем размещать цветы по углам, сторонам.
- Кто помнит, с помощью чего наносится узор на ткань? (Манерка). Не забывайте, что манерку надо аккуратно обмакнуть в краску и затем плотно прижать к ткани.
Прежде, чем заняться работой, мы с вами подготовим пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Выполнение работ детьми (Звучит русская народная мелодия) в процессе работы поощрять яркость, красочность, необычность узора на платочке.
Анализ работ.
Рассматривание платочков, выбор лучшего. Привлечь к анализу работ матрешку: «Я бы выбрала вот этот платок, потому что он самый красивый, нарядный, праздничный».
- Молодцы, после работы на Руси водили хороводы. Мы тоже знаем хоровод «На горе то калина», но пока наши платочки сохнут, мы с вами будем танцевать вот в этих нарядных платочках (Раздать настоящие платки).
Итог занятия.
- Вот и закончились наши смотрины, а наряд сложим в сундучок до широкой Масленицы. (Открываем сундучок, а там шоколадные медальки всем детям).
-Мы с вами были настоящими мастерами, расписали великолепные платки. Ваши платки тоже произведения искусства. Значит, наши ручки умелые сотворили чудеса.
«Говорят у россиян руки не простые
Говорят, у россиян руки золотые
Слава всем мастерам да умельцам
Что вложили в них душу и сердце!
Слава выдумке скромной, да броской
И земле нашей Нижегородской!»
На заключительном этапе работы мы провели контрольную диагностику (см. стр. 39, Таблица, где проверялись выдвинутые предложения на том же материале, по методике, которая использовалась перед началом опытно- экспериментальной работы. В повторной диагностике мы поставили задачу выявить, как изменился уровень сформированности знаний детей старшего дошкольного возраста о народном декоративно-прикладном искусстве, в результате проведенной опытно-экспериментальной работы.
В первом задании «Ярмарка» была поставлена цель: определить уровень знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве. Анализируя полученные данные можно отметить следующее: общий уровень детей повысился, кроме Васи (средний уровень, тогда как в первоначальной диагностике с этим заданием справились только Настя и Света (высший уровень). С незначительными отклонениями в этом задании Аня, Юля, Люба, Дима, Даша (средний уровень); у Васи был уровень ниже среднего.
Во втором задании «Нарисуй орнамент» была поставлена цель: определить уровень умения рисовать орнамент из растительных и геометрических элементов различных геометрических формах. В этом задании высшего уровня достигли Настя, Аня, Света, Люба, Дима, Даша (в первоначальной диагностике у них был средний уровень, а Вася и Юля достигли среднего уровня (в первоначальной диагностике уровень был ниже среднего).
В третьем задании «Укрась ткань» была поставлена цель: определить уровень умения украшать силуэт в соответствии с представленной формой и особенностями народного промысла. Результаты третьего задания показали, что высшего уровня достигли Настя и Света (в первоначальной диагностике был средний уровень, на среднем уровне остались Дима и Даша. Аня, Люба, Вася, Юля с уровня ниже среднего поднялись на средний уровень.