Татьяна Стахеева
Устное народное творчество как средство развития у детей младшего школьного возраста математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1 Уважаемый председатель, уважаемые члены государственной аттестационной комиссии. Вашему вниманию предлагается работа на тему «Устное народное творчество как средство развития у детей младшего школьного возраста математических представлений».
Публикация «Устное народное творчество как средство развития у детей младшего школьного возраста математических представлений» размещена в разделах
- Математика. Конспекты уроков
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Народная культура, фольклор
- Устное народное творчество
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса в школе, обращением к личности ребенка, направленностью на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней и полноценной личности.
Для того чтобы реализовать данную задачу требуется совершенно новый подход к обучению и воспитанию детей. Обучение должно носить развивающий характер, быть направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащихся.
Высокая восприимчивость ребенка к воздействиям извне, способность впитывать то, что он слышит, готов запомнить, повышенная впечатлительность, наивно-игровое отношение к тому, с чем сталкивается, и другие возрастные особенности детской психики предъявляют к педагогам повышенные требования. В этой связи особая роль в образовании отводится математике.
Актуальность и специфика данной проблемы в современном образовании обусловили выбор темы исследования.
Слайд 2 Цель исследования: выявить методические условия формирования математических представлений у детей младшего школьного возраста средствами устного народного творчества.
Объект исследования – процесс формирования математических представлений у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования : устное народное творчество, как средство формирования математических представлений у детей младшего школьного возраста.
Слайд 3 Задачи исследования описаны на слайде.
1. Проанализировать теоретические основы математического развития детей младшего школьного возраста средствами устного народного творчества.
2. Подобрать методики и провести диагностику по выявлению уровня развития математических представлений у детей младшего школьного возраста.
3. Определить и обосновать условия формирования математических представлений у детей младшего школьного возраста средствами устного народного творчества.
4. Выявить эффективность формирования математических представлений у детей младшего школьного возраста средствами устного народного творчества.
Слайд 4 Данную проблему изучали такие педагоги, психологи и методисты как: Т. М. Бабушкина, В. П. Аникина, Г. С. Виноградова, Е. И. Щербакова, Е. В. Шаталова. Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским, Л. Н. Толстым, Н. Ф. Виноградова, В. А. Гусев, Г. В. Дорофеев, Н. Б. Истомина, Ю. М. Колягин, Л. Г. Петерсон, Н. Ф. Талызина и др.
Педагоги и психологи Т. М. Бабушкина, В. П. Аникина, Г. С. Виноградова, Е. И. Щербакова, Е. В. Шаталова. Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским, Л. Н. Толстым
Методисты Н. Ф. Виноградова, В. А. Гусев, Г. В. Дорофеев, Н. Б. Истомина, Ю. М. Колягин, Л. Г. Петерсон, Н. Ф. Талызина
Слайд 5 Анализ психолого-педагогической литературы по обозначенной нами проблеме позволил:
- сформулировать понятие математических представлений - степень освоения математического содержания программы обучения ребенка младшего школьного возраста, направленного на развитие его творческих и познавательных способностей.
Слайд 6 - выделить педагогические условия развития математических представлений средствами устного народного творчества.
- совершенствование педагогического профессионализма в применении малых фольклорных форм для математического развития детей;
- обогащение развивающей среды класса наглядными пособиями, которые могут помочь ребёнку в инсценировках, практическими действиями по содержанию произведений устного народного творчества;
- умение детей самим находить ситуации в произведениях устного народного творчества, где можно посчитать, соотнести и применить прочие математические умения;
- просвещение родителей и приобщение их к применению всевозможных математических ситуаций.
Слайд 7 Практическая часть исследования представляет собой опытную работу, направленную на проверку выделенных условий. Задачи экспериментальной работы указаны на слайде.
Определить показатели, критерии оценки, уровни сформированности математических умений;
Разработать диагностический инструментарий и определить уровень развития математических умений.
Разработать комплекс мероприятий, способствующих формированию математических умений, осуществить их опытную апробацию и выявить эффективность опытной работы.
Слайд 8 Анализ работ Белошистой А. В. и современных программ начального общего образования, позволил выделить в качестве
показателей математического развития совокупность знаний и умений. В соответствии с выделенными показателями нами была составлена диагностическая методика, которая включает 9 заданий. Каждое задание соответствует одному диагностируемому показателю.
Умение соотносить числа и цифры.
Зрительно-моторная координация и степень развития мелкой моторики.
Умение использовать цифру для обозначения количества предметов.
Умение сравнивать фигуры по указанным признакам.
Умение «вписываться в клетку» и умение ориентироваться на плоскости.
Умение распределять внимание.
Умение сравнивать предметы по длине и толщине.
Логическое мышление.
Умение присчитывать до заданного количества.
Слайд 9 Диагностический материал оценивался по следующим критериям:
0 – не приступает к выполнению задания или действует случайным образом; ребенок не воспринимает помощи со стороны, не понимает смысла задания (что соответствует низкому уровню);
1 – сделана правильная попытка выполнения задания; ребенок воспринимает помощь со стороны, может использовать ее для выполнения задания (что соответствует среднему уровню);
2 – задание правильно выполнено самостоятельно (что соответствует высокому уровню).
Слайд 10 Опытная работа проходила на базе МКОУ Ачитского городского округа Уфимская СОШ.
В нашем исследовании были определены возрастные границы контингента : дети 1 класса.
Слайд 11 Распределение детей, по результатам начального диагностического обследования, по уровням сформированности математических умений представлено в диаграмме (рис 1 на слайде).
Слайд 12 Для реализации цели формирующего этапа опытной работы нами был разработан перспективный план, включающий в себя комплекс мероприятий по математическому развитию детей младшего школьного возраста средствами устного народного творчества.
В ходе эксперимента осуществлялась работа по организации и обогащению развивающей среды класса наглядными пособиями, которые могут помочь ребёнку в инсценировках сказок, практическими действиями по содержанию произведений устного народного творчества.
Использование некоторых сказок и былин, в содержание которых, включены произведения УНТ на уроках математики.
Развлечения с детьми младшего школьного возраста по темам : «Математический аукцион», «Математический фольклорный досуг», «По следам Колобка» и т. д.
Составление детьми математической сказки
Использование художественного слова: стихотворений, пословиц, поговорок, загадок.
«Математика в фольклоре»
Родительское собрание по теме: «Роль произведений устного народного творчества в развитии математических умений детей».
Индивидуальные консультации родителей.
Теоретический семинар для педагогов по теме: «Развитие математических способностей у школьника».
Создание методических продуктов по теме «Русское народное творчество, как средство развития школьника».
Мастер класс.
Консультации для педагогов.
Методический калейдоскоп (обмен педагогическим опытом).
Слайд 13 Таким образом, в результате проведения формирующего этапа исследования в 1 классе произошли значимые изменения (рис на слайде, что подтверждает наши предположения о том, что будет более эффективно, если в процессе формирования математических умений у детей младшего школьного возраста применять элементы устного народного творчества.
Слайд 14 В заключение был проведен сравнительный анализ успешности выполнения заданий детьми (рис на слайде). Обратившись к диаграмме, можно увидеть, что уровень сформированности математических умений класса в целом повысился.
Так, нами выявлено, что уровень математических умений по данным повторной диагностики существенно повысился у всех детей. Таким образом, можно констатировать: проведенная нами работа по математическому развитию детей средствами устного народного творчества при выполнении ряда условий оказалась успешной и способствовала повышению уровня развития математических представлений у большинства детей. Тот факт, что часть младших школьников показали низкие результаты при проведении повторной диагностики, говорит о необходимости дальнейшего проведения работы педагога в данном направлении.
Слайд 15 Спасибо за внимание!