Кристина Анисимова
Устное народное творчество как инструмент в формировании математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
"Устное народное творчество, как инструмент в формировании математических представлений"
Воспитатели:
Анисимова Кристина Владимировна
Лебедева Юлия Юрьевна
Москва, 2023 г.
Публикация «Устное народное творчество как инструмент в формировании математических представлений» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Народная культура, фольклор
- Устное народное творчество
- Темочки
1. Слайд: Уважаемые гости, мы хотим представить свой опыт работы по формированию математических представлений у детей старшей группы с использованием устного народного творчества.
2. Слайд: Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей. Математическое мышление не только помогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию.
Влияния сказочных сюжетов на процесс воспитания и обучения в дошкольном детстве сейчас наиболее актуальны, так как сказка способствует органичному вхождению ребенка в мир математики, превращая его из пассивного, бездеятельного наблюдателя в активного участника, тем самым способствуя созданию устойчивой положительной мотивации к обучению.
3. Слайд: Такие сказки как «Репка» и «Теремок» мы использовали для усвоения детьми количественного и порядкового счета в пределах десяти, а также эти сказки помогают нашим детям освоить основы арифметики.
Дети легко усваивают, как увеличивается количество, каждый раз прибавлять по единичке. Например: прискакал зайка – и стало их трое; прибежала лисичка – и стало их четверо. Сколько всего героев в этой сказке. Особенно эти сказки хороши для усвоения порядкового счета.
Кто первый тянул репку, второй, третий?
Кто последний пришел к теремку?
4. Слайд: На примере сказки «Волк и семеро козлят» мы продолжали вести работу по решению тех же задач:
Посчитайте, сколько козлят было у мамы козы.
Сколько козлят унес волк?
Сколько осталось козлят?
Назови козлят всех по порядку (порядковый счет)
Посчитай козлят в обратном порядке.
Для того чтобы закрепить представления о геометрических фигурах, детьми был построен дом для козы с козлятами.
5. 6. Слайд: На примере сказки «Колобок» мы закрепляли умение детей ориентироваться в пространстве (право – лево, умение определять положение предмета (над, под, в середине, между, около).
7 Слайд: Рассматривая теремок, сделанный из геометрических фигур, мы закрепляем представления детей о различных геометрических фигурах, а также развиваем геометрическую зоркость, умение анализировать и сравнивать предметы по форме, размеру. И развивать представление о том, как из одной формы сделать другую. Например: детям были заданы вопросы:
Из каких фигур состоит теремок?
Сколько квадратов, треугольников, прямоугольников у теремка?
Сколько больших, сколько маленьких?
Насколько больших треугольников меньше, чем маленьких?
Насколько маленьких треугольников больше, чем больших?
8. Слайд: Мы в своей работе познакомили детей с дидактической игрой «Танграм».
Используя Танграм, мы закрепляли знания детей о геометрических фигурах, их цвете, форме, размере.
Учили работать по схемам, развивали логическое мышление. Знакомство с танграмом мы начали с выкладывания фигур героев русских народных сказок.
9. Слайд: Также на занятиях мы использовали моделирование сказки с помощью геометрических фигур.
Учили детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели. Развивали умение соотносить символы заместители с образами сказки. Развивали мышление, память, эмоциональную отзывчивость, воображение при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по величине, форме и цвету.
10. Слайд: Для занятий мы подбирали разные математические задачки с персонажами сказок. На примере сказки «Гуси – лебеди» мы пересчитывали яблоки, вопросы представлены на слайде. И на примере сказки «Маша и медведь» считали грибы, также представлено на слайде.
11. Слайд: В заключении можно сказать, что включение в занятия сказок и сказочных игровых ситуаций делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое настроение и способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание. Так, например,
в ходе занятий-путешествий по сказкам происходит обогащение словаря, активизируется речь, расширяется кругозор, развивается интерес к предмету, повышается творческая фантазия и воспитываются нравственные качества. Играя, непроизвольно закрепляют и доводят до автоматизированного навыка математические знания. Сказочный сюжет вводит детей в волшебный мир, где они вместе с героями преодолевают препятствия. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а главное, учит детей мыслить логически.
Таким образом, использование малых форм фольклора помогает в обучении детей, испытывающих трудности в усвоении математических знаний.
Можно сказать, что сказка является и методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и средством всестороннего воспитания ребенка.
12. Слайд: Уважаемые коллеги, мы приготовили для Вас несколько заданий. Предлагаем Вам решить задачки по русским народным сказкам.
13. Слайд: А теперь вспомните и запишите поговорки.
Команда …. вспоминает поговорки с числом 3, а команда … с числом 7.
14. Слайд: Вашему вниманию представлены схемы танграм.
Просим Вас собрать животных по данной схеме.