Юлия Чугунова
Украшение мордовского женского головного убора «Панго» (с применением нетрадиционных техник рисования)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД: НОД по художественно-эстетическому развитию для старшей группы «Украшение мордовского женского головного убора «Панго»».
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Вид НОД: комбинированный.
Возрастная группа: старшая группа.
НОД в рамках открытого показа занятия по кружковой работе.
Публикация «Украшение мордовского женского головного убора „Панго“ (с применением нетрадиционных техник рисования)» размещена в разделах
- Головные уборы
- Головные уборы. Рисование
- Мордовия
- Нетрадиционные техники рисования
- Одежда, обувь, головные уборы
- Рисование. ВСЕ материалы
- Темочки
Цель: оформление декоративными элементами мордовского головного убора с использованием нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания детей о Мордовии, о многонациональности нашей Республики;
- продолжать знакомить детей с культурой мордовского края;
- познакомить детей с характерными особенностями мордовского орнамента и их названиями;
- учить соединять элементы мордовского узора в зависимости от назначения предмета, используя нетрадиционные техники рисования.
- учить детей самостоятельно украшать изделие.
Развивающие:
- расширять представления об искусстве, традициях и обычаях мордовского народа;
- формировать интерес к культуре, предметам быта, национальной одежде, мордовским языкам;
- вызвать у детей интерес к оформлению мордовского головного убора;
- совершенствовать двигательные навыки;
- развивать чувство формы, композиции и цвета передавая национальный колорит (учить подбирать гармоничные цветосочетания, выстраивать узор, чередуя декоративные элементы);
- развивать навыки речевого общения.
Воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине;
- воспитывать художественный вкус и творческую инициативу при создании элементов костюма;
- продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Речевое развитие» : расширение активного словаря.
ОО «Социально – коммуникативное развитие» : воспитывать готовность придти на помощь.
ОО «Познавательное развитие» : закрепление геометрических фигур.
ОО «Физическое развитие» : развитие двигательной активности и мелкой моторики.
ОО «Художественно – эстетическое развитие» : закрепить навыки нетрадиционного рисования, полученные ранее на занятиях по кружковой работе; умение украшать женский головной убор «Панго», применяя нетрадиционные техники рисования.
Словарная работа: активизация монологической речи, закрепление пассивного словаря.
Условия и особенности реализации: для проведения НОД необходим любой зал или групповое помещение вместимостью до 30 человек, дети старшего дошкольного возраста, подготовленные к восприятию данного материала.
Предварительная работа:
ОО «Речевое развитие» : разучивание мордовской пальчиковой игры, просмотр мультипликационного фильма из альбома «Гора самоцветов», отгадывание загадок.
ОО «Социально – коммуникативное развитие» : создание игровых ситуаций, с мотивацией помощи кому-либо.
ОО «Познавательное развитие» : рассматривание иллюстраций о жизни и труде мордовского народа, повторение геометрических фигур.
ОО «Физическое развитие» : разучивание пальчиковых и подвижных, малоподвижных игр.
ОО «Художественно – эстетическое развитие» : занятия по рисованию, индивидуальная работа по рисованию головного убора «Панго», рассматривание альбома «Моя Мордовия», иллюстраций «Мордовский национальный костюм», «Мордовский орнамент» (рассматривание предметов одежды, посуды с мордовским орнаментом, репродукций мордовского художника Федота Васильевича Сычкова, работ из дерева скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи, чтение мордовских народных сказок.
Место проведения: групповое помещение МАДОУ.
Аудитория: дети старшего дошкольного возраста.
Материал:
Демонстрационный: презентация, аудио запись с музыкой, кукла - мордовочка в национальной одежде, мордовский сундук, готовый образец «Панго».
Раздаточный: заготовки с предварительно подготовленным фоном (окрашенным с помощью упаковочной пленки, набор кистей - спонж разного диаметра, кисточки, баночки-непроливайки, акварельные краски, гуашь, тарелочки для гуаши, фартуки для творчества, клей ПВА, соль, трафареты с орнаментом «ромб», восьмиконечная мордовская звезда, сделанная из пенопласта, салфетки для рук; имбирные прянички с мордовским орнаментом.
Оборудование: магнитофон, флешка с записями мордовской национальной музыки, проектор, ноутбук, экран, колечко для игры.
Используемые формы организации продуктивной деятельности детей: групповая форма организации деятельности детей. Индивидуально – дифференцированный подход к детям, испытывающим трудности при выполнении каких – либо заданий.
Методические приемы:
Словесный: организационный момент, вводная беседа, вопросно-ответная беседа, постановка проблемных вопросов, показ, задания, пояснение, дидактические игры, сюрпризный момент; итог занятия.
Наглядный: атрибуты, демонстрационный материал.
Практический: упражнение, игра, самостоятельное выполнение детьми задания, использование ИКТ.
Мотив детской деятельности: создание предметов своими руками.
Ход НОД:
I. Организационный момент.
Воспитатель: Шумбратадо, ялгат! (Здравствуйте, друзья) (Слайд 3)
Давайте возьмемся за руки, улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение!
Воспитатель предлагает посмотреть отрывок из сказки "Гора самоцветов". (Слайд 4)
Ребята, посмотрите, я одета в мордовский костюм, и мы будем говорить о нашей Мордовии, а также сегодня мы превратимся в народных мастеров и сами украсим один из элементов мордовского женского головного убора «Панго».
Но сначала отгадайте мои загадки. (Слайд 5)
В какой стране под небом вьётся
Флаг бело-сине-красный?
Врагу он в руки не даётся,
Такой флаг есть в стране… (Россия)
Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй. (Герб)
- Что изображено на нашем гербе? (Могучий двуглавый орел, на груди которого Георгий Победоносец побеждает злого дракона)
Главный город государства,
Хоть республики, хоть царства.
Тут смекалка пригодится:
Вот Москва, она – … (Столица) (Слайд 6)
- Назовите столицу России? (город Москва)
II. Основная часть
Воспитатель: Россия очень большая страна, где проживает много народов разных национальностей. У каждого народа своя культура и традиции.
- Ребята, как называется город, в котором мы проживаем? (Саранск)
- У меня есть волшебное колечко, и я предлагаю вам сыграть в игру.
Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Колечко». Кому колечко в руки попадет, тот сразу красивое слово о Саранске назовет.
Игра «Колечко»
Воспитатель: Город Саранск является столицей Мордовии, небольшой частью нашей огромной страны России. (Слайд 7) В Мордовии есть свой флаг (воспитатель показывает флаг, герб (показывает герб, гимн. (Слайд 8) С давних пор в Мордовии проживают два народа: мокша и эрьзя (воспитатель показывает народы мокши и эрьзи «Слайд 9»). Мордовский народ был очень трудолюбивый (Слайд 10, а в свободное от работы время, они наряжались в нарядную одежду, пели мордовские песни, сочиняли сказки, в которых были необычные сказочные герои, олицетворяющие хранителей (духов) (видява – хранительница воды, паксява – хранительница земли, кудава - хранительница жилища (Слайд 11). Каждая особенность культуры любого народа является драгоценным камнем самоцветом. И сегодня мы с вами познакомимся одним из них.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какой драгоценный камень "самоцвет" у нас спрятался в сундуке? (Воспитатель достает и открывает сундук. Из сундука появляется мордовка). Слайд 12
- Ребята, это кукла Олдушка. Она пришла не просто так. Олдушка просит нас помочь изготовить женские головные уборы для ансамбля "Умарина". Но прежде, давайте внимательно рассмотрим её костюм (на проекторе воспитатель показывает, называет и рассматривает с детьми элементы одежды).
- У каждого народа национальный костюм имеет свои отличительные черты: особенные элементы одежды, цветовая гамма, орнаменты.
III. Практическая часть.
Воспитатель: Сегодня мы рассмотрим головной убор мордовского национального костюма, его отличительные особенности, и ненадолго станем народными мастерами и попробуем украсить эрзянский женский головной убор «Панго» в нетрадиционной технике рисования. Давайте внимательно рассмотрим, как выглядит мордовский женский головной убор (Показ образца)
- Какие цвета вы видите? (Ответы детей) (Слайд 13)
Воспитатель: Красный цвет – символизирует любовь, красоту, здоровье. Белый цвет – означает добро, жизнь, чистоту, святость, сдержанность, невинность. Зеленый цвет – символизирует молодость. Желтый цвет – символизирует полезность. Черный цвет – символизирует мордовскую землю. (Слайд 14)
У мордовского народа, как и у других народов нашей страны, свои обычаи, традиции и свой неповторимый орнамент, который включает в себя национальный окрас и сочетание декоративных элементов.
Орнамент – это узор, который состоит из повторяющихся элементов и украшает различные изделия (одежду, посуду, глиняные игрушки, скатерти, салфетки, дорожки). (Слайд 15) Сегодня мы вспомним уже знакомые орнаменты и познакомимся с новым.
1. Квадрат или чаще всего ромб являются главным орнаментом. Это универсальный орнамент, который означает изобилие, плодородие. (Слайд 16)
2. Зигзаг можно считать символом воды. Издревле человек почитал водные источники: родники, реки, озера, моря. (Слайд 17)
3. Сегодня я вас познакомлю еще с одним из мордовских орнаментов – «восьмиконечная звезда». Она символизирует солнце. (Слайд 18)
- Прежде чем приступить к работе, сыграем в веселую игру. (Слайд 19)
Пальчиковая гимнастика
Те атине, (Это дедушка)
Те бабине, (Это бабушка)
Те церыне, (Это мальчик) (Пальчики по очереди загибаем)
Те тейтерне, (Это девочка)
Те чеерне. (Это мышка)
Каштор, каштор (Ш-ш-ш) (На последний словах
Кекшсь чеернесь. (Спряталась мышка) щекочется ладошка)
Воспитатель: Размяли свои пальчики, а теперь займемся работой. Сегодня вы будете украшать наши головные уборы. Давайте пройдем в нашу мастерскую. (Проверка осанки, одевание фартуков для творчества)
Инструкция
1. Перед вами на столе лежит заготовка нашего будущего головного убора, которую вы затонировали ранее пузырьково-упаковочной пленкой. Узор «ромб» мы будем наносить знакомой техникой «рисование по трафарету». (Дети самостоятельно делают узор)
2. Узор «Зигзаг» мы будем закрашивать в технике «рисование солью». Берем в руки кисточку, немного смачиваем ее водой. Выбираем зеленый цвет. Закрашиваем сначала один зигзаг. Затем выбираем желтый цвет, закрашиваем второй. (Дети самостоятельно делают узоры)
3. Теперь украсим «сёконя» (белые помпоны «эрсить пухонь, сурень»- бывают из пуха и шерсти) в технике «рисование тычком». Перед вами лежит тычок. Берем его, опускаем в тарелочку с белой краской. Наносим краску методом тычка на круглый помпон. (Дети самостоятельно делают узор)
Физкультминутка (Слайд 20)
Мастера все дружно встали,
Рисовать они устали.
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой.
Две руки за спину спрячем,
И на двух ногах поскачем.
Вдох и выдох – улыбнитесь,
Потихонечку садитесь.
4. Остается сделать последний орнамент на наш головной убор, с которым мы сегодня познакомились. Этот узор мы выполним в технике «рисование манной крупой». Берем кисточки, немного смачиваем их водой, набираем краску красного цвета и закрашиваем наш необычный орнамент, стараясь не выходить за края. (Дети наносят последний элемент на головной убор).
Наш женский головной убор "панго" готов. (Слайд 21)
Засияли на листах
Яркие как зори
Красивые, нарядные
Мордовские узоры.
IV. Анализ готовых работ.
(Воспитатель выставляет все работы на доске. Дети отмечают красивое сочетание цветов, ритмичное расположение элементов, аккуратность выполнения).
Воспитатель: Молодцы, ребята, ваши головные уборы получились красивыми и нарядными! Вы все очень старались, выполняли работу аккуратно! Сегодня вы были народными мастерами и создавали один из маленьких самоцветов большой мордовской культуры. Вам понравилось?
V. Рефлексия
- А что особенно вам понравилось?
- Какие элементы мордовского орнамента украшают ваше изделие?
- Какие цвета использовали вы при выполнении мордовских орнаментов?
- Понравились ли вам эти необычные техники рисования?
- Хотели бы вы использовать эти необычные способы рисования на следующих встречах?
VI. Итог
Воспитатель: Наша встреча подошла к концу. Мордовский народ всегда был добрым и хлебосольным. И наша мордовочка приготовила для вас небольшой сюрприз. (Воспитатель достает из сундука пряники с мордовским орнаментом).
Список литературы:
1. Антонова Г. А., Ельцова О. М., Николаева Н. Н. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа / Н. Н. Николаева. – М. : Детство – Пресс, 2012. – 336 с.
2. Майер А. А. Введение детей в проблемы социальной действительности (родиноведческий подход) / А. А. Майер. – М. : Детство – Пресс, 2012. – 272с.
3. Савченко В. И. Программа нравственно – патриотического и духовного воспитания дошкольников / В. И Савченко. – М. : Детство – Пресс, 2013. – 320с.