Надежда Аширова
«Украшение дома мордовским узором». Конспект интегрированной НОД с использованием ИКТ в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»
«Украшение дома
в старшей группе с использованием ИКТ
(выездного семинара для слушателей курсов повышения
квалификации воспитателей дошкольных
учреждений Республики Мордовия)
Подготовила:
Аширова Н. Х.
воспитатель высшей
Публикация «„Украшение дома мордовским узором“, Конспект интегрированной НОД с использованием ИКТ в старшей группе» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Орнамент и узоры
- Старшая группа
- Темочки
квалификационной категории
Цель:
Развитие ценностного отношения к мордовской культуре, к истории мордовского края, развитие эмоционально – эстетической сферы ребенка с применением ИКТ.
Задачи:
«Познание»
Способствовать накоплению опыта об истории культуры родного края.
Воспитывать интерес к народному творчеству, гордость за мастерство мордовского народа.
Приобщение детей к миру компьютерных технологий.
«Коммуникация»
Развить навыки свободного общения взрослого с детьми.
«Социализация»
Воспитывать любовь к народному искусству Мордовии. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
«Художественное творчество»
Помочь детям овладеть основами нетрадиционного рисования элементов мордовского узора. «Музыка»
Продолжать развивать у детей интерес к народной музыке.
«Художественная литература»
Формировать устойчивый интерес к устному народному творчеству.
«Физическая культура»
Формировать навыки правильного выполнения движений в сочетании с текстом.
Материал.
Для воспитателя: мордовский костюм, д/и «Назови правильно», фланелеграф, проект дома (вырезан из фанеры) для бабушки и дедушки. Презентация «Украшение дома», ноутбук, проектор.
Для детей: силуэты деталей дома : наличники, фронтон, карниз и др. по количеству детей. Гуашь, штампы, салфетки, фломастеры, подставки для использованных штампов.
Предварительная работа.
Поход в мини-музей детского сада. Рассматривание альбома «Мордовский народный костюм». Знакомство с элементами мордовского орнамента. Рисование и лепка по мотивам мордовского декоративно – прикладного искусства, просмотр мультфильма и чтение мордовской народной сказки «Куйгорож».
Ход НОД:
Слайд 1. Звучит мордовская народная музыка. Воспитатель приглашает детей, они стоят полукругом перед воспитателем.
Воспитатель – Дети, какой на мне костюм? (мордовский)
Воспитатель – Если я пришла в мордовском костюме, значит, мы будем говорить о Мордовии. Но, не просто поговорим, а отправимся на экскурсию по виртуальному музею Мордовии.
Слайд 2. На экране появляются символические изображения четырех залов музея.
Воспитатель – Посмотрите, в нашем музее несколько залов:
• «Символика РМ»;
• «Мордовский национальный костюм»;
• «Мордовские народные сказки»;
• «Декоративно-прикладное искусство».
Воспитатель – Я приглашаю вас в первый зал нашего музея.
Слайд 3. «Символика РМ».
Воспитатель – Перед нами флаги разных государств, но, среди них есть флаг РМ, покажите его.
Из четырех предложенных флагов ребенок выбирает флаг Мордовии, дает его описание.
Слайд 4. «Герб».
Воспитатель – А еще у нашей республики есть свой герб. Кто мне его покажет?
Из четырех предложенных гербов ребенок выбирает герб Мордовии, дает его описание.
Воспитатель – Основные символы Мордовии вы знаете, молодцы. Проходим во второй зал музея.
Слайд 5. «Мордовский национальный костюм».
Воспитатель – Мы живем в Мордовии и гордимся тем, что у нас есть свои обычаи, традиции и, конечно, свой национальный костюм. Посмотрите, здесь нас встречает экскурсовод.
Ребенок – Добрый день! В этом зале нашего музея представлена коллекция мордовского костюм (кликнуть мышкой). Народный костюм мордвы бывает эрзянский и мокшанский.
Мужской костюм отличается простотой. Он состоит из рубахи и пояса. В старину пояс служил украшением. К нему подвешивали оружие и другие предметы. Чем больше мужчина совершал военных подвигов, тем богаче становился его пояс.
Женский костюм состоял из рубахи, разнообразных деталей и украшений. Женскую рубаху носили с украшением пулай. На голову надевали панго – это женский головной убор. На уши надевали серьги из гусиного пуха с бусиной или монетой. В старину мордва обували лапти, а в праздники сапоги.
Воспитатель – Спасибо нашему экскурсоводу.
Добро пожаловать в следующий зал виртуального музея.
Слайд 6. «Мордовские народные сказки».
Воспитатель – Этот зал посвящен народным сказкам. «Любите сказки! И будет жизнь тогда полна тепла и сказки». В этом зале живут сказки разных народов. Направо пойдем – мордовские сказки услышим, налево пойдем – татарские, прямо – русские. Так как мы сегодня говорим о культуре мордовского народа, то и отправимся направо. Дети, отгадайте загадку о герое из мордовской сказки :
-Он рожден у бабки с дедом,
Из прекрасного яйца.
Да чего же хорош, малютка!
Знаете, как звать мальца? ( Ответ: Куйгорож)
Слайд 7. «Куйгорож».
Воспитатель – Мы с вами сказку «Куйгорож» читали, смотрели мультфильм. Вспомните, дети, чем закончилась сказка?
Ответы детей.
Воспитатель – Да, ребята, бабушка с дедушкой остались без дома, без крыши над головой. Какую помощь мы можем предложить бабушке и дедушке?
Ответы детей.
Воспитатель – Хорошо вы придумали, что надо построить дом. Чтобы построить дом, сначала его надо нарисовать, то есть сделать его проект. Я уже его сделала (воспитатель выставляет вырезанный из фанеры дом). А вас прошу украсить дом. Для этого надо знать элементы народных орнаментов. Добро пожаловать в следующий зал, посвященный декоративно – прикладному искусству народов Мордовии.
Слайд 8. «Декоративно – прикладное искусство».
Воспитатель – Посмотрите, перед вами три дома украшенные разными узорами. Покажите дом, украшенный татарским орнаментом. Как вы догадались, что это татарский орнамент?
Ответы детей: тюльпаны, листочки.
Воспитатель – А теперь, покажите дом, украшенный русским орнаментом. Элементы какой росписи вы видите на русском доме?
Ответы детей: птицы, купавки, розаны, листья это элементы городецкой росписи.
Воспитатель – Ребята, каким орнаментом украшен последний дом?
Ответы детей: элементами мордовского орнамента – красные крестики, ромбики, восьмиконечная звезда, треугольники.
Воспитатель – Сейчас мы поиграем в игру «Назови правильно». У меня на столе лежат карточки с элементами мордовского орнамента. Нужно взять одну карточку, и назвать элемент мордовского орнамента (например, красный квадрат с вытянутыми углами, зеленая елочка и др.).
Дети по одному подходят к фланелеграфу и выполняют задание.
Воспитатель – Правильно, в основе мордовского узора лежит геометрический орнамент. Так как мы сегодня будем помогать героям мордовской сказки, то, дом будем украшать элементами мордовского узора. И сейчас мы отправимся в нашу мастерскую, где вы проявите свое мастерство, украсите детали дома для бабушки и дедушки. Но, сначала подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «Дом».
Я хочу построить дом, Руки над головой «домиком».
Чтоб окошко было в нем, Руки перед глазами, концы пальцев рук сомкнуты в «окошко».
Чтоб у дома дверь была, Ладони повернуты к себе, сомкнуты боковыми частями.
Рядом чтоб сосна росла. Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.
Чтоб вокруг забор стоял, Руки перед собой «кольцом», пальцы соединены.
Пес ворота охранял, Одна рука «пес», мизинец отсоединить от других.
Солнце было, Скрестить пальцы рук, пальцы растопырены.
Дождик шел, «Стряхивающие» движения.
И тюльпан в саду расцвел. Предплечья прижаты. Пальцы – лепестки смотрят вверх.
Самостоятельная работа детей.
Звучит мордовская народная песня в грамзаписи. Дети выбирают по желанию детали дома, и украшают их, используя нетрадиционную технику рисования штампами. Мелкие детали рисуют фломастерами.
Воспитатель – Молодцы, справились с работой. Ребята, в мордовских селах люди после работы выходили на улицу, и пели веселые мордовские песни. И сейчас я предлагаю послушать мордовскую народную песню в исполнении наших девочек.
Воспитатель во время исполнения песни выставляет готовые работы на импровизированный домик (проект дома).
Итог НОД:
Воспитатель – Ребята, мы с вами сделали проект дома для бабушки и дедушки. Я надеюсь, что они теперь не будут ждать Куйгорожа, а сами построят новый дом по нашему проекту.
Вот и закончилась наша экскурсия по виртуальному музею. Всем спасибо!
Литература.
1. Альбом «Мордовский народный костюм», сост. Г. П. Прокина, М. И. Сурина, МКИ,1990.
2. Близкий сердцу край, Т. С. Багрова, Саранск: типография «Красный Октябрь», 2002г. ;
3. Здравствуй, Мордовия! : рассказы о родном крае для маленьких читателей; Н. М. Арсентьев, Т. С. Багрова, К. И. Шапкарин. - Саранск: типография «Красный Октябрь», 2005 г. ;
4. Мы в Мордовии живем - примерный региональный модуль программы дошкольного образования.
5. Мы - мордва! версия 3; С Д - диск для детей младшего школьного возраста, Саранск, 2010г. ;
6. Особенности патриотического воспитания дошкольников, И. Казакова,
7. «Обруч», №6, 2003г. ;
8. Программа «Валдоня», Саранск, Красный Октябрь, 2001г. ;
9. Фото: флаги, гербы, мордовский костюм. https://www.google.ru/.