Ирина Юрьевна Родина
Консультация для родителей «Учим с ребёнком стихи»
▼ Скачать + Заказать документы
«Поэзия готовит ребёнка с малых лет
воспринимать добро, справедливость,
дружбу, человечность»
Агния Барто
Все родители рано или поздно сталкиваются с проблемой, как выучить с ребёнком стихотворение. Кажется, что нет ничего проще, чем выучить маленький стих, который дал, например, воспитатель в детском саду. Я, как воспитатель, отлично знаю, что все родители (или почти все) очень ревностно относятся к тому, дали ли сыночку (дочке) стих к очередному утреннику. Я, как мама двоих уже взрослых детей, их понимаю. Но, давайте, вспомним, а как мы читаем стихи? Все мы по-разному читаем стихи! Один - монотонно, вяло. Другой – громко, эмоционально, но неестественно. Но все с удовольствием слушают того, кто читает с выразительно, с чёткой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением. И тут нужно понимать, что мы все разные, и наши дети тоже разные! Кому-то из малышей очень легко это даётся: выучить стихотворение и без стеснения рассказать его на утреннике или конкурсе чтецов, но многие дети очень стеснительны, им очень сложно выступать при большом количестве людей. Такие детки забывают слова, а иногда просто не могут сказать ни слова. В этом случае всем мамам и папам нужно не спешить и быть очень внимательным со своим ребёнком. Ведь утренников в жизни малыша будет ещё много, а страх (боязнь) рассказать стихотворение останется. Как поступить правильно? Прежде всего не торопиться, прислушаться к мнению воспитателя и, конечно, учитывать мнение ребёнка. Также нужно помнить, что у многих деток (особенно у младших дошкольников)недостаточно сформирована речь, много речевых проблем. Это ещё одна из причин страха (боязни) рассказывать стихотворение.
Публикация «Консультация для родителей „Учим с ребёнком стихи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Учим стихи. Консультации
- Темочки
ВАЖНО! Все дети читают стихи на утренниках, а вашему ребёнку стихотворения опять не дали? Ну ни как, не запоминаются у него слова, а слова не складываются в строчки, возможно малыш ещё не готов к этому и ему просто страшно, и это мешает запоминать стихотворение! Что делаем? Учим стихи дома и рассказываем их тоже на домашних праздниках. Малыш приобретёт уверенность и забудет свои «страхи»! И обязательно порадует вас своим ярким выступлением на очередном утреннике. Всегда помним, каждый ребёнок индивидуален и талантлив!
Никто из нас, не поспорит, что стихи учить нужно. Ведь стихи обогащают нашу речь, расширяют кругозор, тренируют память. Из стихов малыш получает много информации, которой он не получил бы в быту. Стихи, словно витамины для мозга малышей, запускают их развитие. Согласитесь, интеллектуально развитый ребёнок имеет больше шансов стать счастливым и успешным в жизни.
Можно ли научить ребенка учит стихи быстро и читать их выразительно? Да, можно. Под выразительным чтением мы подразумеваем соблюдение логического ударения, пауз, интонации.
С детьми можно и нужно учить стихи в игровой форме. Так будет веселее. Вот которые игровые приёмы.
1. Учим стихи "между делом".
Если ваш ребенок и слышать ничего не желает о заучивании стихов (возможно стих ему не интересен, не настаивайте. Вместо этого предложите ребенку заняться его любимым делом: рисовать, складывать пазлы, собирать конструктор, раскрашивать, выкладывать узоры из мозаики. Одним словом, заняться тем, что ваш ребенок делает с большим удовольствием.
А вы тем временем садимся рядышком и начинайте с ребёнком разговаривать. О чем? Да, о чем угодно! А вот потом неназойливо скажите примерно следующие: «Я такую интересную историю (ни слова про «ненавистные» стихи) сегодня прочитала. Сейчас я ее тебе расскажу». И начинаете рассказывать стихотворение.
2. «Мы не скажем, а покажем»
Эта игра обычно очень хорошо воспринимается детьми. Суть ее заключается в том, что вы читаете стихотворение, а ребенок должен на слова или фразы придумать соответствующие движение. Игры со стихами активно развивают у детей память, внимание, речь и образное мышление; свободу движений и чувство пространства; обогащают внутренний мир. К тому же, в ходе игры дети незаметно для себя и быстро запоминают стихотворение, учатся выразительно рассказывать и «показывать» его.
Как можно поиграть со стихотворением?
Первое прочтение знакомит ребёнка со стихотворением, повторное — сопровождается показом движений, и наконец, в третий раз можно прочитать стихотворение и выполнить движения вместе с ребёнком. Когда малыш поймёт принцип игры, он сам начнёт подбирать движения. Например, прочитав стихотворение, взрослый может предложить самостоятельно изобразить его. Такое задание обычно вызывает у ребят бурю восторга. Безусловно, родителям необходимо поощрять фантазию и проявления
творчества у дошкольников.
3. «Доскажи словечко»
Вы читаете стихотворение и делаете паузу в конце каждой строчки. Задача ребенка договорить это последнее слово. Если ребенок затрудняется не торопитесь подсказывать — пусть постарается вспомнить сам. Попробуйте подсказать ему не словами, а движениями, которые вы придумали в предыдущей игре.
4. «Ты мне, я тебе»
Для этой игры вам понадобиться мяч. Вы читаете первую строчку стихотворения и бросаете мяч ребенку. Ребенок читает наизусть следующую строчку стихотворения и возвращает вам мяч. И так пока стихотворение не будет рассказано полностью.
5. «Нарисуй и расскажи»
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Этот метод особенно эффективен для детей с речевой патологией. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Можно использовать готовые опорные схемы, а можно подойти к вопросу творчески и вместе с малышом самим нарисовать «стихотворение», а можно использовать метод аппликации и вырезать нужную картинку из любого не нужного журнала. Или комбинировать рисунок и аппликацию!
Этапы работы над стихотворением.
1. Выразительно читаем стихотворение.
2. Говорим ребёнку, что это стихотворение он будет учить наизусть. Затем еще раз читаем стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3. Задаем вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
4. Выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
5. Читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Что еще влияет на быстроту запоминания стихотворения?
Содержание. Если ребенку непонятен и не интересен текст, он и не будет особенно стараться. Содержание стихотворения должно быть выбрано соответственно возрасту. Чем меньше ребенок, тем больше глаголов-движений и меньше эпитетов-прилагательных должно быть в тексте.
Объем. Если текст большой по объему, это сразу же пугает ребенка. Для детей 4-5 лет нормальный объем – это 2-3 четверостишья. Для старших дошкольников - 3-5 четверостиший.
Значимость. Если ребенок понимает, для чего ему нужно выучить стихотворение, он осознаннее и быстрее справиться с задачей.
Ритмичность. Хорошо запоминаются стихотворения, которые построены на четком ритмичном повторении.
Заключение
Заучивание стихов наизусть развивает память, речь, воображение, мышление, чувство прекрасного, помогает найти внутреннюю гармонию, повышает уровень общей культуры. Особенность поэзии заключается еще в том, что она, подобно музыке, своим ритмом, мелодикой влияет на эмоциональное состояние человека, что очень важно в современном, довольно агрессивном мире. Стихотворения воспитывают у ребенка особое, вдумчивое отношение к литературе. Лирическая поэзия дает возможность насладиться красотой слова и ритма.
Главное, что должны запомнить родители, что заучивание стихов должно приносить радость и чувство удовлетворение обоим. Наслаждайтесь каждой минуткой, проведённой с вашим ребёнком, ведь детство так быстротечно!
И может пройдёт много лет, а ваш взрослый сын или дочь вспомнят те стихи, которые вы когда-то учили с ними… и расскажут их своих детям!
Желаю вам успехов, дорогие родители!
Используемая литература:
1. Алябьева Е. А. «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения», Москва «Сфера» 2006
2. Никитина А. В. «Расскажи и покажи», Санкт-Петербург КАРО 2009
3. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2009
4. Ткаченко Т. А. «Обучение детей творческому рассказыванию по картинам», Москва 2006