Светлана Сальникова
«Ты на земле своя, родная!» Урок знакомства со словарным словом «земляника»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Ты на земле своя, родная» (знакомство со словарным словом земляника)
Цели: 1. Ознакомление младших школьников со словарным словом земляника, работа как над написанием слова, так и над его значением.
2. Обогащение словарного запаса детей лексико- тематической группой слов.
3. Воспитание вкуса к художественному слову, развитие речи и мышления детей.
Ход урока:
1. Организационная часть
2. Самоопределение к деятельности
• Работа с текстом
Публикация «„Ты на земле своя, родная!“ Урок знакомства со словарным словом „земляника“» размещена в разделах
- Клубника, земляника
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
На слайде дан текст, в котором пропущены слова :
Летнее солнышко пригрело лес. На низких кустиках с тройчатыми листьями появились беленькие глазки цветов (земляники). Чуть позже …. (земляника) протянет тебе похожие на алые капельки продолговатые душистые ягоды. Вкусные, ароматные, они просто тают во рту!
- О какой ягоде идет речь в тексте? (Вставляем слова)
- Прочитайте текст еще раз.
-Каким вы представили себе кустик земляники? (тройчатые листья) 1
-С чем сравниваются цветки земляники? (беленький глазок) 2
- Ягоды земляники? (алые капельки) 3
- Удачны ли сравнения, как вы думаете? 4- картинка
(Открывается картинка и опорные слова к тексту) слайд
• Работа с предложением
-Что же мы называем словом земляника? Давайте дадим краткий ответ, и в этом нам поможет предложение, в котором пропущены главные слова, определяющие значение слова земляника.
Слайд : Земляника- это травянистое (растение) и (ягоды) этого растения.
Слайд со словами растение и ягоды
- Обратите внимание как написано слово земляника. Произнесите слово и определите в нем орфограммы. (Ставим ударение и подчеркиваем безударные гласные)
- Можно ли проверить безударные гласные в этом слове? Значит это какое слово? (словарное)
3. Сообщение темы и цели урока.
- Сформулируйте тему урока (Знакомство со словарным словом земляника)
- Сегодня на уроке будет много заданий в которых речь будет идти именно о землянике.
- Спишите предложении, обратите внимание на написание безударных гласных в слове земляника, подчеркните их.
4. Этимологическая справка.
В разных языках название ягоды земляники связывается с понятием «земля». В немецком языке название этой ягоды имеет значение «земляная ягода». В польском языке она именуется «позёмка». А как хорошо сказал о названии земляники поэт Ю. Кушак:
(Читает ученица)
Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад поклониться.
А имя дала мне
Родная землица.
5. Работа над стихотворением
- Как автор говорит о землянике? (капелька лета на тоненькой ножке, имя дала мне родная землица)- добавляется к опорным словосочетаниям
6. Анализ предложений с пропуском слов.
Слайд:
-Прочитайте стихотворение. Подумайте какие слова, обозначающие признак предмета по цвету и форме пропущены? Восстанови пропущенные слова :
Земляничка, земляничка-
(красненькая) невеличка,
(беленький) цветочек
И (тройной) листочек.
- Что автор называет словом невиличка?
- как вы думаете, почему больше подходят по смыслу слова красненькая, а не красная, беленький, а не белый, тройной, а не тройчатый?
- Почему в этом предложении слова расположены на нескольких строчках? (стихотворение)
-Подготовьтесь писать это предложение под диктовку. Обратите внимание на выделенные орфограммы.
Предложение записывается под диктовку, затем сверяется с записью на слайде.
7. Физкультминутка.
Земляничина у пня
Прошептала:
«Нет меня!»
Оглянулась
И потом
Притаилась под листом.
Солнца луч ее нашел,
Закричал:
«Нехорошо!
Обманула!
Ай- ай- ай!
Земляничка,
Вылезай!»
Покраснела ягода
И сказала:
«Ябеда!»
Давайте прочитаем это стихотворение по ролям: автор- я, земляника- девочки, лучик солнца- мальчики.
8. Составление предложений из слов, запись предложений по вопросам.
Слайд:
Из, краснеет, рядом, ягодка, глазок, травы,
душистая, беленький, глядит, земляники.
- Что надо сделать, чтобы из данных слов составить предложения?
- Помогут вам в этом вопросы:
1) Откуда? Что делает? Какой? Что? Чего? (карточки, на обратной стороне- слова)
2) Где? Что делает? Какая? Что? (карточки, на обратной стороне- слова)
Из травы глядит беленький глазок земляники. Рядом краснеет душистая ягодка.
-Как оформляется предложение на письме? (начало… конец)
- Дополнительно: составьте предложение, которое было бы продолжением записанных. В этом предложении вы можете выразить свое отношение, может быть восхищение земляникой. А помогут вам в этом опорные слова.
9. Рефлексия
Слайд:
1) Под кустик загляни- ка! В укромном уголке алеет земляника на тонком стебельке. (В. Рождественский)
2) Земляника любит расти на лесной вырубке, в светлом месте. (Н. Надеждина)
- Прочитайте. В каком предложении говорится о землянике как о растении, а в каком- о землянике как ягоде?
10. Итог урока
- Покажите смайликом, понравился ли вам урок?
- Что запомнили о землянике?
Слайд: Земляника- это (ответы детей)
11. Дома: подготовить страничку к книжке- малышке.