наталия дрозд
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного без оценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто еть
Публикация «Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность.
Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – это “общение на “равных”, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социального восприятия и с помощью общения.
Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье.
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения).
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. По итогам анкетирования, мы выявили, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. По данным опроса сегодня многие родители, чтобы обеспечить семью, вынуждены работать на двух-трех работах. Им физически не хватает времени на воспитание детей. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Изучение и анализ социально-педагогических, экономических, демографических особенностей нашего города и влияние этих особенностей на характер семейного воспитания ребёнка, влияние семейного воспитания на формирование нравственных ориентиров личности, изучение возможностей в улучшении процесса воспитания и развития детей, организация досуга позволило выявить проблемы в работе ДОУ с семьей. К ним относятся проблемы:
Неорганизованный досуг детей и взрослых.
Ухудшение здоровья у детей.
Взаимоотношения родителей и детей.
Работа родителей посменно и, как следствие, нет времени заниматься с детьми.
У родителей, которые имеют время и желание заниматься с детьми, часто отсутствуют элементарные знания.
Для решения этих проблем мы выделили основные направления нашей деятельности по взаимодействию ДОУ и семьи :
Изучение семьи, как правило, проводилось воспитателями, что очень важно для грамотной организации работы с ребёнком и родителями. После анализа проведённого исследования воспитатели составили характеристику группы и определили цели работы с семьёй на год, формируя при этом родительский комитет группы.
Родительские комитеты помогают педагогу организовывать разные мероприятия с участием детей и родителей, привлекают к работе интересных людей, помогают в организации и проведении экскурсионной работы, организуют совместную работу родителей и детей над проектами и творческими работами, помогают участвовать в различных конкурсных мероприятиях.
Поиск эффективных форм взаимодействия педагогов с родителями и детьми по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания мы проводили через разработку единой модели сотрудничества с семьей в условиях детского сада и создания проекта.
Перед разработкой проекта были выявлены противоречия, которые обусловили выбор темы проекта:
• между необходимостью совершенствования системы взаимосвязи ДОУ и семьи и поиском новых форм взаимодействия;
• между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством технологических решений по реализации данной проблемы.
• Актуальность проблемы:
С одной стороны, появились нормативные правовые документы, обозначившие новые цели и задачи в дошкольном образовании : - ФГОС дошкольного образования, где прописаны требования к структуре ООП дошкольного образовательного учреждения и к условиям реализации ООП ДОУ, в них одно из основных направлений - взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. С другой стороны, анализ работы показывает, что существуют проблемы в эффективном взаимодействии родителей и педагогов в формировании целостной картины мира дошкольников, по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ, проблемы воспитания, развития детей, как правило, решаются только, образовательным учреждением и педагогами.
Поэтому объектом проекта является педагогическое просвещение родителей дошкольников, а предметом - содержание и формы педагогического просвещения. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка.
• Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный
• Участники проекта: педагоги и специалисты ДОУ, воспитанники и их родители
• Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
• Направления деятельности:
• 1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей);
• 2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении.)
• В соответствии с педагогическими принципами (целенаправленность, вариативность форм и методов, сотрудничество, комплексность) представилось возможным выдвижение гипотезы проекта:
• Если правильно организовать взаимодействие семьи и детского сада, формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, то можно добиться повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
• В связи с выдвинутой гипотезой определилась
цель проекта:
совершенствование содержания и механизмов взаимодействия ДОУ и семьи на основе методологии партнерства в условиях развития воспитательного пространства ДОУ. Для решения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами
- оказать всестороннюю помощь родителям (законным представителям) и детям в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
- оказать консультативную помощь родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;
- активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей;
- повышать правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей;
- повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
- развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности;
- обобщать опыт семейного воспитания.