Нина Алексеевна Кравцова
Общешкольное мероприятие к международному Дню толерантности «Ты и я — мы оба разные»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: сформировать у обучающихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества, формировать преодоление психологических барьеров, мешающих принять себя и уважительно к себе относиться;
развивать познавательный интерес и кругозор, слуховое восприятие, критическое мышление, уважение к своим правам и правам других людей, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
Публикация «Общешкольное мероприятие к международному Дню толерантности „Ты и я — мы оба разные“» размещена в разделах
- День толерантности, 16 ноября
- День толерантности. Сценарии
- Начальная школа. 1-4 классы
- Средняя школа. 5-9 классы
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
воспитывать такие личностные качества, как внимание, наблюдательность, инициативу, проводить рефлексию собственной деятельности, способствовать воспитанию интереса к познанию жизни других народов и стран.
Оборудование: фото (Пётр Багратион, Абрам Петрович Ганнибал, Владимир Иванович Даль, Владимир Иванович Даль, конфеты, памятки, микрофон, шаблон человека, карандаши, фломастеры, ручки, шаблон дерева. «Волшебные анаграммы» (задания на листочках).
Ход мероприятия.
Людей много самых разных
Живё т с нами на планете: Жёлтых, чёрных, белых, красных,
Всем им Солнце одно светит!
На нашем мероприятии посвящённому Международному дню толерантности присутствуют дети, которые отличаются друг от друга – взглядами, вкусами, и поведением, блондины и брюнеты, отличники и хорошисты, да и цвет кожи тоже разный…., но все улыбаетесь мне и друг другу.
Где и когда бы мы с вами не находились, нас всегда окружают люди разных национальностей. Ведь не случайно Конституция нашей страны начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённый общей судьбой на своей земле…».
Исторически сложилось так, что Россия – родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур и менталитетов. Могущество и сила Российского государства во многом обусловлены крепкой дружбой народов, населяющих её. Мы никогда не забудем пример истинной дружбы и сплоченности, когда в годы Великой Отечественной войны весь многонациональный тогда советский народ встал на защиту своей Родины и отстоял её свободу.
Население России представлено двумя большими расами: европеоидной и монголоидной. По приблизительным подсчётам представители большой европеоидной расы составляют 90% населения страны и еще около 9% приходится на представителей форм, смешанных между европеоидными и монголоидными расами. Численность «чистых» монголоидов не превышает 1 млн. человек.
В России проживают люди разных национальностей. Русские являются наиболее многочисленной национальностью, их численность составила 116 млн. человек (около 80% жителей страны). Семь народов, населяющих Россию — русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне, имеют численность населения, превышающую 1 млн. человек. А также живут африканцы, азиаты, евреи… Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим.
Сейчас на Земле по новым данным, приблизительное число народов колеблется в пределах 5000. Россия – многонациональное государство, в котором проживают представители более 190 народов, а на территории Белгородской области в настоящее время живут и работают представители более 60 национальностей. Основная часть: русские -92,9%, украинцы-5,5%, белорусы- 0,5%, татары, армяне, цыгане, немцы и другие. И каждый из них по-своему самобытен и имеет богатые традиции. Но ведь это и интересно! Все мы разные, но все мы вместе, одна большая семья, которая старается жить в мире, дружбе и согласии.
Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как: Петр Багратион - российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г. ; Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп; Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан; Константин Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики - из поляков…
Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?
В наши дни ситуация в мире очень не спокойная. Какие события, угрожающие миру, можно назвать? Военные действия на Украине, Израиле, конфликты в Сирии….
Множество людей – мирных жителей этих стран – оказались беженцами. Эти люди были вынуждены покинуть свою страну. Кров для бездомных – наш долг. Сейчас в Россию приезжают беженцы из Украины, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Грузии, Афганистана, Ливана, Чечни, Дагестана. Эти люди – мирные жители, и они не виноваты в проведении той политики, которая приводит к национальным войнам и розни.
- Почему происходят войны?
- Нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых. Так всегда было в истории. Но страдает простой, ни в чем неповинный народ.
Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”.
(Оксана Шлыкова обучающаяся 11 класса)
Толерантность. Что это такое? – Если спросит кто-нибудь меня, Я отвечу: «Это все – земное, - То, на чем стоит Планета вся». Толерантность - это люди света - Разных наций, веры и судьбы: Открывают что-то, где-то, Радуются вместе. Нет нужды Опасаться, что тебя обидят Люди цвета, крови не твоей, Опасаться, что тебя унизят Люди на родной Земле твоей. Ведь Планета наша дорогая Любит всех нас: белых и цветных! Будем жить, друг друга уважая! Толерантность - слово для живых!
Этот праздник был утверждён Генеральной конференцией ЮНЭСКО 16 ноября 1995г.
И этот день стал Международным днём толерантности.
Как вы понимаете слово «толерантность»? (внимание, понимание, терпимость, уважение по отношению друг к другу)
Определения толерантности :
Сотрудничество, дух партнёрства. Готовность мириться с чужим мнением. Уважение человеческого достоинства. Уважение прав других. Принятие другого таким, какой он есть. Способность поставить себя на место другого. Уважение прав быть иным. Признание многообразия. Признание равенства других. Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению. Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.
Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному : Добрый человек несет мир - говорят русские. Сделаешь добро, добро найдешь - говорят удмурты. Добро и собака не забывает - говорят мари. Добрый конь не устает, добрый человек не отказывает в помощи - говорят татары. Доброта рождает доброту - говорили персидские мудрецы.
Как нам стать толерантными?
Оставаться самим собой, видеть свои ошибки. Принимать людей таковыми, каковы они есть. Уважать чувства и интересы других людей. Быть добрым, милосердным, отзывчивым; помогать в беде; проявлять сострадание.
А сейчас мы вам предлагаем поиграть.
Упражнение «Комплименты»
Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.
Кто из вас сядет на стул, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут про положительные качества этого человека.
Обсуждение:
Что нового вы узнали друг о друге? Были комплименты одинаковыми или разными? Почему разные?
Каждый человек - неповторимый, это – индивидуальность, личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.
Упражнение «Волшебный микрофон»
Каждый, кто по кругу получает микрофон, отвечает на вопросы:
Ваше увлечение (чем вы любите заниматься) О чем вы мечтаете? Узнали ли вы о своих друзьях что–то новое? Что нового вы узнали? Что вас удивило, что понравилось?
Теперь вы узнали - кто чем увлекается, кто что любит, а чего - не любит. Когда знаешь человека, то можешь проявить к нему внимание, сравнить его интересы со своими. Попытаться понять совершенно непохожего на тебя человека, проявить к нему интерес, а если надо, то и терпимость, толерантность - непросто, потому что надо и себя хорошо знать, иметь представление о себе как о личности. Надо учиться жить, не ущемляя как своих интересов, так и интересов других людей.
Задание «Хочу быть счастливым!»
Каждый говорит, чего ему (ей) не хватает для счастья.
Задание «Закончи фразу»
(предлагается закончить фразу «Не оценивайте людей, а…»)
Задание «Конфета»
Эта конфета только для тебя (каждый может угостить конфетой только один раз и только того, кого он уважает, ценит…больше всего, причём угощая конфетой, нужно сказать почему выбран именно этот человек).
Упражнение «Нарисуй себя»
Все дети получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности.
Обсуждение: Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги.) Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.) Все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все - люди, у нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен всем остальным.
Конкурс «Волшебные анаграммы»
(задания на листочках)
СХОДИСНИТЕЛЬНОСТЬ (Снисходительность)
ТЕРНЕПОМИСТЬ (Нетерпимость)
РДИЕСЕМИЛО (Милосердие)
НОРАВШИЕДУ (Равнодушие)
ЕСИВТВУЧОС (Сочувствие)
САМОБИЛЮЕ (Самолюбие)
ЖЕНУВАИЕ (Уважение)
ТОАРБОТ (Доброта)
ИЗМЭГО (Эгоизм)
СТЬОЛЗ (Злость)
Поиграли, отдохнули, можно теперь немного поработать-подумать над ситуациями и найти нужные решения. Чтобы научиться понимать людей других стран, других культур, нужно научиться понимать своих родителей, друзей, одноклассников.
1. Ваш одноклассник не носит в школу учебник английского языка. Часто берет его у вас. После урока, забывая отдать учебник, уходит домой. В результате вы иногда не готовы к уроку, за что получаете неудовлетворительные оценки.
2. Один одноклассник грубо высказывается в адрес вашего друга. Вас это беспокоит и огорчает, хотя остальные ребята с удовольствием слушают колкие замечания.
3. Вашу лучшую подругу пунктуальной не назовешь: она всегда и везде опаздывает. Если пойти в школу, не заходя за ней, она обидится, а дожидаться одноклассницы – значит опоздать в школу. Эта ситуация каждый раз приводит вас в бешенство.
Задание: «Разноцветные ладошки»
На разноцветных ладошках нужно написать хорошие качества.
Затем мы украсим наше дерево этими ладошками-листочками. (выполнение задания)
(добро, терпимость, сострадание, уважение, понимание, милосердие, принятие, сотрудничество)
Сегодня мы с вами путешествовали по стране, которую вы не найдёте на карте, но найдёте
в своём сердце, душе, мыслях – по стране Толерантность. Вы должны держаться
вместе, считаться с мнением друг друга, заботиться друг о друге, дарить улыбки, добрые
слова.
Памятка (раздать каждому)
Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее.
Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем
во взаимодействие, будь-то случайный попутчик, бродяга или друг,
- это и будет проявление доброты.