мария мычкина
Проект «Тульский пряник — угощение знатное, вкусное, ароматное»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №6»
«Тульский пряник – угощение знатное,
вкусное, ароматное!»
Выполнили воспитатели: Мычкина М. И.
Чернодымова В. И
Тула, 2019г.
Оглавление
Содержание….…. 2
1. Теоритическая часть проекта…. …. 3
Публикация «Проект „Тульский пряник — угощение знатное, вкусное, ароматное“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Пряники. Все о пряниках для детей
- Тульская область, Тула
- Тульский пряник
- Темочки
1.1 .Актуальность проекта…. …. 3
1.2. Цель и задачи проекта….…. 3
1.3. История возникновения пряника…. 3
1.4. Обычаи и традиции Тульского пряника…. …4
2. Практическая часть проекта… …. …. …5
2.1. Изготовление «Пряничного печенья» с детьми … …6
2.2. Ингредиенты для пряничного печенья….… ….…. 6
3. Заключительная часть проекта…. ….9
3,1 Выводы проекта….…. …9
4. Список литературы ….…. … …. …. 10
1. Теоретическая часть
1.1. Актуальность проекта.
Тульский пряник - визитная карточка всей России. Знаменитый тульский пряник имеет богатую историю, хранит давние славные традиции и получил всемирное признание. Невозможно определить, когда наши предки-славяне испекли первый пряник.
Известно, что на Руси издавна были свои национальные сладости, о которых мы, к сожалению, забываем, отдавая предпочтение западным продуктам. Может быть, это дань моде, но по вкусовым качествам они всё же проигрывают русским. Все наши сладости изготовлены с душой и из натуральных продуктов: мёда и патоки, изюма и солода, пшеничной муки высшего сорта и натурального молока. Это русские блины и куличи, пасхи и тульские пряники, жаворонки и сахарные петушки. Нам надо стараться возродить производство исконно русских продуктов, помнить и беречь рецепты, дошедшие до нас, так как сила и мощь нашей страны в почитании русских национальных традиций. А национальный русский характер народа всегда отличался своим постоянством.
1.2. Цели и задачи проекта
Цель проекта : формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через развитие исторической памяти и интереса к культуре Тульского пряника.
Задачи проекта :
Образовательные:
1. Дать представление об истории тульского пряника.
2. Познакомить с различными рецептами изготовления тульского пряника и выбор рецепта для его выпечки.
Воспитательные:
1. Развивать чувство уважения и любви к своим отечественным традициям и культуре (через знакомство с Тульским пряником).
2. Развивать познавательный интерес к домашней кулинарии, выпечке.
3. Воспитывать интерес к здоровой и полезной пище.
4. Формировать эстетический вкус при изготовлении кулинарного изделия.
5. Формировать умения работать в коллективе.
Развивающие:
1. Развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, креативное мышление.
2. Обогащать словарный запас, расширять кругозор.
3. Развивать внимание, воображение, фантазию детей.
Для решения поставленной проблемы была организована проектная деятельность, в ходе реализации которой мы постарались использовать различные формы работы с дошкольниками.
1.3. История возникновения пряника
В данном этапе проекта детям была предложена презентация и беседа о истории создания пряников. Про Тульский пряник даже было написано стихотворение, автора неизвестен, но в нём очень точно описана история пряника испокон веков в России:
Славен пряник золотой!
Ароматен, свеж и сладок,
И в цене недорогой!
Мастеров нашлось немного
Душу прянику вложить;
Тульский град, он очень строго,
Технологию блюдит.
Над опарой мягкой, нежной
Мастер долго ворожил,
И руками золотыми
Тульский пряник он сложил.
За три моря - океана
И за тридевять земель,
Прославляют Тульский пряник,
Песнь поют ему, поверь!
В ходе беседы с ребятами узнали о поговорках и пословицах о прянике :
“Ребенку дорог пряник, а старцу – покой”.
“Ломается как пряник”.
“Тарас есть пряники горазд, а - Филат и каше рад!»
“Без работы пряников не купишь”.
В настоящее время тульские пряники изготавливаются на тульских предприятиях «Старая Тула» и «Ясная поляна», а также рядом более мелких производителей.
1.4. Обычаи и традиции Тульского пряника.
С пряниками было связано много народных обычаев и традиций. Их дарили в знак чести, любви. Особые пряники делались в связи с каким-нибудь торжественным событием.
Тульские пряники считались у наших отцов дорогими подарками. По народному поверью считалось, что пряники имели целебные свойства и помогали в лечении болезней. В таких случаях на доске вырезали буквы, соответствующие начальным буквам имен архангелов.
Пряники, конечно, были излюбленным лакомством. Особенно их любили дети. Для них выпекали фигурные пряники в форме рыбок, птичек, с именами, с отдельными буквами.
Тех, кто делал пряники, называли "прянишниками". Профессия эта передавалась по наследству. Выпекали пряники по готовым формам. Внешний вид и красота целиком зависели от форм. Пряники с надписями особенно ценились. Трудно было вырезать рисунок на доске, а сделать надпись еще сложнее.
Изготавливали пряники подобно хлебу домашним способом в деревнях, а позднее в городе. Все доски делились на пять типов: фигурные, штучные, наборные, почетные, городские. Тип городских пряничных досок объединяет в себе небольшие доски позднего происхождения с краткой резной надписью, обозначающей город, где изготавливались пряники.
К XIX в. крестьянское пряничное производство вытеснено фабричными изделиями. Постепенно пряник утерял обрядовое значение и стал использоваться только как лакомство. С конца XIX века - начала XX века художник-резчик пытается на досках запечатлеть новую символику. В годы советской власти новые слова "комсомол", "фестиваль", "олимпиада" нашли свое место на пряничных досках.
Доски резчиков продолжают радовать мастеров-пряничников. И, несмотря на широко развитую автоматизацию в кондитерской промышленности, пряничный труд по-прежнему остается ручным, ведь искусство на поток не поставишь.
Ежегодно тульские кондитеры выезжали со своим товаром на российские и заграничные ярмарки, где тульский пряник неоднократно награждался российскими и международными призами. Основанное на многовековых традициях народного творчества пряничное искусство продолжает жить и развиваться и в наши дни.
Также Тула славятся не только пряниками, но и уникальной едой:
Белевская пастила, Анковский пирог, Чай здоровья и долголетия по рецепту А. Т. Болотова, Блюда из крапивы, Суворовские конфеты, Яснополянские конфеты, Ефремовские торты, Продукция Тульского молочного комбината «Бежин луг»
(показ иллюстрации).
В ходе реализации проекта мы участвовали в мероприятиях посвященных «К Дню города Тулы», что способствует положительному и благоприятному обогащению детей в нравственному воспитанию дошкольников.
2. Практическая часть
Для проведения практической части проекта подготовила материально-техническое обеспечение проекта : мультимедийная презентация «История пряника», ноутбук, иллюстративный материал с изображением пряников, продуктов для пряничного теста, иллюстративный материал с изображением трудовых действий пряничников, дидактический игры («Подбери продукты для пряничного теста», «Сложи пряник», д/упр. «Повтори узор» и др., схемы узоров украшения пряников, оборудование для работы (фартуки, головные уборы, скалочки, формочки).
После проведенной беседы с детьми проведена физкультминутка с детьми:
Игра «Пряник»
Дети становятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры, а также рассказывает, что на Руси пряник был не только лакомством, но его еще и использовали в играх.
В центре – водящий. Пока звучит мелодия, участники передают друг другу пряник. Музыка останавливается, и у кого в руках оказывается пряник, выполняет какое-либо задание (читает стихи, поет, танцует).
2.1. Изготовление «Пряничного печенья» с детьми
Слава о наших пряниках очень популярна. Если попросить кого угодно подобрать прилагательное перед словом «пряник» – девять из десяти скажут «тульский».
Изготовление наших «пряничных печеньев» в мы выбрали 5 девочек подготовительной группы.
На этом этапе воспитатель помогает детям планировать собственную деятельность, направленную на достижение поставленной цели с помощью вопросов: Любите ли вы пряники? Знаете ли вы, почему пряник назвали пряником? Что добавляют в пряник? Какие бывают пряники? Знаете ли вы самые знаменитые пряники? Сколько лет прянику?
Как испечь пряник?.
Мы изготовили собственный рецепт приготовления пряников, что способствует творческой атмосферы в группе.
Ингредиенты «Пряничного печенья» :
• сахар для теста – 1 ст. ;
•кипяток – 0,5 ст. ;
• яйцо – 2 шт. ;
•масло слив. – 40 г;
• мед – 3 ст. ложки;
• корица молотая – 1 ст. ложка;
• сода не гашеная – 1 ч. ложка;
•молотый имбирь – 1ст. ложки;
• мука – 2,5 ст. ;
Заготовки (фигурки) для теста.
Пищевой краситель, присыпки.
Для украшения пряников мы использовали пищевые красители, присыпку и фантазию и воображение детей.
Как приготовить Пряничные печенья, не выходя из дома?
Берем сахар, соду, яйца, мед и корицу и тщательно все перемешиваем. Добавляем подтаявший маргарин и ставим все на водяную баню приблизительно на 10 минут. Не забывайте постоянно помешивать вашу смесь. В полученную воздушную массу кладем стакан просеянной муки, тщательно перемешиваем ложкой и остужаем. В теплое тесто постепенно всыпаем оставшуюся часть муки, хорошо взбиваем при помощи вилки, а потом вымешиваем тесто руками.
В процессе работы мы раскатали тесто на тонкий пласт и использовали заготовки для теста
Выкладываем их на смазанный маслом противень и выпекаем в духовке 10 минут при температуре 200°С
Давайте почувствуем себя мастерами пряничного дела и «доделаем» наши печенье до конца. Разводим пищевые красители в палитре. Наносим краску на наши остывшие маленькие пряники с помощью маленькой кисточки и зубочистками. После украшаем присыпками фантазия детей).
Музыкальная пауза. Танец «Самовар» (пока сохнут пряники).
- Вот какие «Пряничные печенья» замечательные у нас получились! Все они очень вкусные и разные, непохожие на других. Такими пряниками мы угощаем гостей и родителей!
3. Заключительная часть проекта
Таким образом, реализация данного проекта позволяет приобщить дошкольников к историческим, культурным, национальным, фольклорным, этнологическим богатствам родного края, накопить социальный опыт жизни в своей деревне, усвоить принятые здесь традиции, умения и навыки народного пряничного ремесла, взаимоотношений между людьми, приобщиться к миру ее культуры. Познавательно-исследовательская деятельность позволяет детям осознавать себя живущими в конкретный временной период, в определённых этнокультурных условиях, понять, что их деревня – частица Родины, ощутить в себе чувство гордости за свой край.
3.1. Выводы проекта.
Проект был реализован в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №6 в подготовительной группе.
В ходе проектной деятельности - дети приобрели знания о культурном наследии нашей страны. .Подводя итоги проектной деятельности, следует отметить, что специально организованная деятельность, направленная на изучение культуры родной страны, способствует воспитанию высоконравственных качеств дошкольника, помогает им обогащать представления о городе Туле, о Тульских пряниках. В нашем проекте - дети получили знания о процессе изготовления пряников создавая свой рецепт. Научились работать с тестом, применяя воображение, фантазию, положительную и радостную атмосферу. Мы убедились в том, что углубленное изучение культуры родного города способствует духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
Список литературы
1. «Музей русских пряников». Сб. статей. - Тула, 2002
2. З. Короткова. «Тульский пряник».// «Наука и жизнь» - № 10 - 2008 г.
3. Пряники из Тулы https://www.tulapryanik.ru/art_hist.html
4.«Тула. Стальная душа, пряничное сердце» Хельга Патаки, 2017 г.
5.«Большая книга вопросов и ответов. Где?» Марина Почкина, Наталья Гончарук, 2012 г.
6. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М., 2011.