Папки-передвижки

Трудовое воспитание в работе с детьми младшего дошкольного возраста в специфике ФОП ДО

Меркурьева Анжелика Вячеславовна
Трудовое воспитание в работе с детьми младшего дошкольного возраста в специфике ФОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы

Методический материал на тему:

«Трудовое воспитание в работе с детьми младшего дошкольного возраста в специфике ФОП ДО».

Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство — созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

В. А. Сухомлинский

Актуальность.

Темочки:

Тема трудового воспитания очень актуальна, она является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. Главное в трудовом воспитании детей - это привить любовь к труду с ранних лет, уважительно относится к труду людей, самостоятельно себя реализовывать в различных видах труда и творчества. В труде воспитывается внимательность, усидчивость, коллективизм и укрепляется здоровье.

Цели и задачи:

Согласно ФОП, мы должны обеспечить привитие навыков трудового воспитания у детей, соблюдая поставленные цели и задачи, которые хочу вам напомнить:

Целью: трудового воспитания во второй младшей группе в ДОУ в соответствии с ФОП ДО — является формирование положительного восприятия труда и умения выполнять посильные трудовые действия.

29. Федеральная рабочая программа воспитания.

29.2. Целевой раздел Программы воспитания.

29.2.2.6. Трудовое направление воспитан

ия. [/b]

1) Цель трудового воспитания - формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребенка к труду.

2) Ценность - труд лежит в основе трудового направления воспитания.

3) Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям. Повседневный труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои действия.

III. Содержательный раздел Федеральной программы гласит нам, что

17. Задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по образовательным областям.

18. Социально-коммуникативное развитие.

18.4. От 3 лет до 4 лет.

18.4.1. В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются:

3) в сфере трудового воспитания:

развивать интерес к труду взрослых в ДОО и в семье, формировать представления о конкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленных на заботу о детях (мытье посуды, уборка помещений группы и участка и прочее) и трудовые навыки;

воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам как результатам труда взрослых;

приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание, развивать самостоятельность, уверенность, положительную самооценку;

Отношение детей к труду во многом зависит от того, какое значение предают этому сами воспитатели. Можно помочь ребенку полюбить труд, почувствовать радость от труда, а можно и отбить желание, если использовать сухие, неинтересные для детей методы и приемы. Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовывать так, чтобы труд перекликался с игрой, был ее составной частью. Именно так ребенок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра.

Когда дети осознают свои обязанности, когда они приобретают практический опыт, необходимые трудовые навыки — это создает у них уверенность в своих силах, готовность трудиться.

Дошкольная педагогика подчеркивает своеобразие трудовой деятельности дошкольников, поскольку существуют некоторые отличия детского труда от труда взрослого человека.

Основные виды труда для детей младшего возраста – это:

самообслуживание,

хозяйственно – бытовой труд,

труд в природе

Средства трудового воспитания:

С. А. Козлова и А. Ш. Шахманова считают, что главными средствами трудового воспитания являются:

1. Собственная трудовая деятельность.

2. Ознакомление с трудом взрослых.

3. Художественные средства (произведения)

В. И. Логинова и М. В. Крулехт выделяют следующие трудовые средства:

1. Формирование системных знаний о труде взрослых.

2. Обучение целостным трудовым процессам.

3. Самостоятельная трудовая деятельность детей.

Работа с родителями по трудовому воспитанию детей должна вестись активно, потому что все мы знаем, что

Труду ребенок может научиться только при непосредственном участии в труде, и, чем раньше ребенок будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание. Дошкольник приобщается к труду в основном через самообслуживание и бытовой труд, а младший школьник выполняет также учебный и общественно полезный труд. Чем раньше родители будут привлекать дошкольника к бытовому труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание. Нарушение этого правила ведет к ошибкам и созданию определенных трудностей в воспитании.

От родителей в значительной мере зависит, будет ли трудолюбив ребенок, научится ли он ответственно относиться к любому, даже не очень привлекательному, но нужному делу, будет ли сопереживать, и содействовать тому, кто трудится рядом.

Труд был, есть и будет основным условием всестороннего, гармонического развития человека. Как известно, в труде формируются практические умения растущей личности, развиваются ее способности, воспитывается привычка к доведению начатого до конца, творческое восприятие окружающего, чувство коллективизма.

Цели воспитания детей в дошкольном учреждении и в семье едины: и педагог, и родители хотят видеть своего ребёнка трудолюбивым, обладающим навыками доступного им труда, с уважением относиться к труду людей, проявляющим бережное отношение к результатам труда, оказывающим помощь взрослым в семье.

Для успешного решения задач, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда. Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Меняется самооценка под влиянием успехов, достигнутых ребенком в труде.

Все, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе. Согласно ФГОС, развитие трудовой деятельности детей дошкольного возраста происходит в четырех направлениях: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.

Трудовая деятельность дошкольников реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды с соответствующим наполнением.

Детское оборудование должно соответствовать росту и возрасту детей, а орудия труда детей абсолютно безопасны. Использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда, поэтому нужно приучать ребенка к тому, что рабочее место всегда должно содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находится под руками.

Творческий подход позволит достичь хороших результатов в формировании у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях.

Трудовое воспитание начинается с самообслуживания.

Известно, что игра является ведущей деятельностью детей, поэтому

(кроме примеров в своей работе можно использовать различные игры: «Путешествие в страну чистоты», «Порядок в шкафу», дидактические игры («Завяжи шнурки», «Одень куклу на прогулку», игровое упражнение «Всё делаем по порядку», беседы «Чистота тела», «Культура поведения во время приёма пищи» и др.).

Воспитывая у детей желание и умение ухаживать за комнатными растениями, может быть создан экологический паспорт растений с условными обозначениями, таким образом, дети принимают активное участие в уходе за цветами.

Также каждый год обычно в феврале можно начинать наблюдать за огородом на окне и луковицами. В совместной деятельности можно высаживать огурцы, помидоры, перец и высевать семена цветов. Обязательно заполнять дневник наблюдений. Затем подросшую, окрепшую рассаду можно, например, раздать семьям для дальнейшего наблюдения и получения результатов - урожая, рассаду цветов высадить в цветники, а перья лука периодически относить на кухню поварам.

Практическое ознакомление и уход за животными может проходить в группе через реализацию семейных экологических проектов и участие в экологических акциях. В зимний период группа может принимать участие в конкурсе кормушек для птиц. Также можно активно привлекать родителей и организовывать совместные экологические акции. Оценивая трудовую деятельность ребят, нужно обращать их внимание на то, как хорошо поступил один из них, выполнил просьбу - навел порядок в шкафу с игрушками, хотя это не входило в круг его основных обязанностей. Для поддержания интереса детей к хозяйственно-бытовому труду можно использовать такие методы как: проблемное обучение, игровые и образовательные ситуации. Игровые ситуации: «Золушка», «Служба быта», «Детский сад - наш дом», чтение художественных произведений: «Аленушка» Е. Благининой, «У бабки была внучка» Л. Н. Толстого, «Мишкина каша», «Наш каток» И. Носова, а также специальные экскурсии по ознакомлению с трудом дворника, повара, завхоза, включая в сетку занятий. Такие приемы педагогического руководства к моменту перехода ребенка в школу помогают сформировать довольно стойкие мотивы, определяющие нравственную направленность личности ребенка, его трудовой деятельности.

Неизменным в трудовой деятельности является ранняя (детская) профориентация, или, другими словами, знакомство с профессиями, которых с каждым годом становится все больше. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, через дидактические и сюжетно-ролевые игры, бесед и просмотр иллюстраций и альбомов, а также совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности).

Так для обогащения представлений детей о профессиях можно создать картотеку сюжетно-ролевых игр («Прием у врача», «Инспектор ГИБДД», «Кассир» и др. Такая трудовая деятельность дошкольников нацелена на развитие у них творчества и воображения, фантазии, конструктивных способностей. Они расширяют свой кругозор, знакомясь с различными материалами, их свойствами. Очень важно и развитие мелкой моторики рук в процессе работы над небольшими деталями поделки. Еще один аспект – привитие усидчивости, опрятности, терпения. Средствами ручного труда прививается чувство эстетики, ведь подарки и поделки, которые ребята вручат своим родителям, должны выглядеть красиво и аккуратно.

Сюжетно-ролевые игры целесообразно использовать в старшей группе дошкольного образовательного учреждения.

В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят взрослый мир, создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих взрослых и выполняют их роли в созданной ими игровой обстановке.

Формы организации труда – это, конечно же, поручения:

Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий. Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т. д.).

У детей формируются умения и навыки самостоятельно обслуживать себя

Учатся самостоятельно мыть руки насухо

вытирать лицо и руки личным полотенцем

Формируются навыки самостоятельно

пользоваться индивидуальными предметами

Учатся самостоятельным действиям во время еды

Самообслуживание является первоначальным и главным навыком у каждого из нас.

Самообслуживание - это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя (одеваться, раздеваться, приём пищи, санитарно-гигиенические процедуры).

Задача формирования навыков самообслуживания актуальна для всех возрастных групп.

Хозяйственно - бытовой труд - некоторые виды хозяйственно-бытового труда во второй младшей группе:

• уборка игрушек и строительного материала;

• постановка стульев на место;

• сбор с пола бумаги и другого мусора;

• развешивание полотенец;

• подметание на веранде пола;

• сбор листьев на участке;

• сметание со скамеек снега;

• подготовка материалов к занятиям (разложить, а затем собрать коробки с карандашами, кисти, доски для лепки);

• помощь в накрывании столов: разложить ложки, салфетки.

Труд в уголке природы

Некоторые виды трудовой деятельности в уголке природы для младшей группы с воспитателем:

• Уход за крупнолистными растениями. Цель — учить детей протирать крупные листья растений влажной тряпочкой, соблюдая осторожность.

• Опрыскивание комнатных растений водой из пульверизатора. Цель — обучить новому трудовому навыку, закрепить представление детей о том, что листьям тоже необходима влага.

• «Зелёный десант на комнатные растения» (уборка больных листьев, подкормка). Цель — учить детей определять по состоянию комнатных растений, какие действия по уходу за ними необходимы (полив, очистка, рыхление, подкормка, правильно выполнять соответствующие трудовые операции.

• Рыхление почвы у комнатных растений. Цель — учить детей ухаживать за комнатными растениями, дать знания о том, для чего необходимо рыхлить почву растений, закреплять приёмы рыхления и правила пользования необходимыми предметами для этого.

• Уход за листьями растений (удаление пыли кисточкой и сухой тряпкой). Цель — учить детей удалять пыль с растений кисточками или сухими тряпочками, соблюдая осторожность.

Также можно провести игру «Ухаживаем за цветами», которая поможет закрепить умение детей ухаживать за растениями уголка природы, выбирать нужные вещи для ухода. Для этого на столе лежат лейка, тряпка, пульверизатор и ненужные для ухода вещи (игрушки, камень, книга и т. п.). Воспитатель предлагает детям выбрать только те вещи, которые нужны для ухода за растениями.

Трудовое воспитание — это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путём включения ребёнка в активную трудовую деятельность.

Для эффективного трудового воспитания детей дошкольного возраста необходимо соблюдать следующие условия:

• эмоционально-положительная атмосфера;

• демонстрация заинтересованности в предстоящей деятельности;

• материальная среда и трудовое оборудование;

• участие в трудовой деятельности на правах ребенка;

• поощрение желания детей участвовать в трудовой деятельности;

• дозированная нагрузка;

• учёт индивидуальных интересов и склонностей к тому или иному виду труда.

При трудовом воспитании дошкольников используются следующие методы и приёмы:

1. Наглядные: наблюдения за трудом взрослых, демонстрация, рассматривание дидактических пособий, иллюстраций, фотографий, применение ИКТ.

2. Словесные: объяснение, чтение художественной литературы, рассказ, беседы.

3. Практические и игровые: совместная трудовая деятельность взрослого и ребёнка, показ и разъяснение рациональных способов трудовых действий, организация практических трудовых действий, познавательно-исследовательская деятельность, опыты и эксперименты, проектная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, моделирование, обыгрывание способа действий, игровые проблемные ситуации, игры-драматизации, эпизодические игровые приёмы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия и т. д.).

Занятие по трудовому воспитанию в детском саду обычно имеет следующую структуру:

1. Вводная часть, мотивация (до 5 минут). Обычно включает приёмы, способствующие развитию чувства единения, созданию благоприятного психологического настроя.

2. Основная часть (от 10 минут в младшей группе до 30 минут в подготовительной). Включает непосредственную трудовую деятельность, самостоятельную работу детей, игры, символическое путешествие, задания и упражнения на релаксацию или с целью интеллектуального и творческого развития ребёнка.

3. Рефлексия, выводы (2–3 минуты). Подводя итоги занятия, педагог благодарит детей за участие, интересуется мнением детей по поводу проведённых игр.

Использование алгоритмов выполнения трудовых действий в детском саду можно начинать с трёх-четырёх лет.

В этом возрасте дети уже могут самостоятельно одеваться и раздеваться, соблюдая определённую логичную последовательность, складывать игрушки, расставлять стаканчики, тарелки и т. д. Для обучения их трудовым действиям можно использовать предметные картинки, которые отражают цепочку последовательных действий.

В зависимости от возраста детей алгоритмы можно усложнять: в младших группах это, как правило, картинки с изображением предметов, в старшем возрасте уже используют их схематичное изображение.

Я полностью согласна с утверждением В. А. Сухомлинского «Дайте детям радость труда. Эту радость несут и успех, и осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим».

Публикации по теме:

Фотоотчет «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»Воспитание должно развить в человеке уважение и любовь к труду; оно должно дать ему и.

Фотоотчёт о дистанционной работе с родителями и детьми «Зимние забавы» для младшего дошкольного возрастаФотоотчёт о дистанционной работе с родителями и детьми «Зимние забавы» для младшего дошкольного возраста Задачи: создать у детей радостное настроение, укреплять здоровье детей; прививать интерес к играм-забавам в зимний период времени. Когда.

Использование игр с прищепками в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возрастаИспользование игр с прищепками в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста Прищепка – уникальный предмет, с помощью которого можно проводить разнообразные игры и упражнения для всестороннего развития ребенка. Игры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Трудовое воспитание в работе с детьми младшего дошкольного возраста в специфике ФОП ДО
Опубликовано: 7 января 2025 в 11:49
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Трудовое воспитание в работе с детьми младшего дошкольного возраста в специфике ФОП ДО» (включая файлы) размещена пользователем Меркурьева Анжелика Вячеславовна (УИ 1706376) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
09 января 2025 четверг
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД