Наталья Большакова
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Самообслуживание
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Пирамидка» р. п. Татищево Татищевского муниципального
района Саратовской области»
Сообщение на педагогический час
«Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Самообслуживание»
Н. Н. Большакова, воспитатель
высшей квалификационной категории
2022 г.
Публикация «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста, Самообслуживание» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
«Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.
Самообслуживание».
Ребенок с детства - в семье, детском саду, на улице – всюду ребенок так или иначе соприкасается с трудом взрослых, видит его и пользуется его результатами.
С самого раннего детства прививается трудолюбие и способность к труду, от природы эти, столь нужные, качества не даются. В последнее время многие родители воспитывают детей вслепую, чисто интуитивно. Одни родители не придают большого значения воспитанию самостоятельности у детей, считают их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, хоть и понимают значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам.
Трудовое воспитание в детском саду - это ознакомление детей с трудом взрослых и приобщение детей к доступной для них трудовой деятельности.
К. Д. Ушинский сказал так: "Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда…". Поэтому для поддержания у детей интереса к деятельности трудовые возможности детей в детском саду достаточно многообразны.
В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. Не нужно, чтобы дошкольники испытывали досаду, огорчение от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, иначе появится неуверенность в своих силах и нежелание трудиться.
Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.
Основным видом труда младших дошкольников является самообслуживание. Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя. Этот вид трудовой деятельности очень важен, так как он учит ребенка обходиться без помощи взрослого, самостоятельно содержать себя в чистоте и удобстве, уметь одеваться, раздеваться, принимать пищу, выполнять санитарно - гигиенические процедуры. Воспитательное значение этой трудовой деятельности - жизненно необходимо. Сначала нужно правильно организовать эту деятельность, а дальше после ежедневно повторяемых действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. Когда у детей сформирован навык самообслуживания, они легче и быстрее адаптируются в обществе.
Каждодневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематизированному труду. Благодаря навыкам самообслуживания ребёнок осознаёт свои обязанности по отношению к ним и становится равноправным членом коллектива. Именно через самообслуживание ребёнок постепенно осваивает умение заботиться не только о себе, но и о своих близких. В процессе самообслуживания он познаёт много нового о вещах, об их качествах и назначении. Алгоритм последовательности процессов одевания, умывания, раздевания требует работы памяти, а чтобы выполнить действия необходимо научиться быть внимательным и сосредоточенным.
Пополняя знания детей, совершенствуются их умения и навыки. И дальнейшее развитие личности ребенка зависит от того насколько педагогически правильно мы будем направлять развитие самостоятельности ребёнка. Воспитание самостоятельности у ребенка тесно связано, прежде всего, с привлечением его к самообслуживанию.
Такие черты характера как воля, уверенность в себе, активность и упорство в достижении цели также формируются с привития навыков самообслуживания.
При обучении навыкам самообслуживания мы используем следующие методы:
-Наглядные методы:
Показ выполнения каждого элемента деятельности и их последовательности;
Алгоритмы (схемы) различных процессов самообслуживания;
Наблюдение за действиями взрослого;
Рассматривание иллюстраций, моделей;
Просмотры мультфильмов.
-Словесные методы:
Объяснения действий взрослого в ходе показа;
Подробное словесное объяснение без показа;
Общее или индивидуальное напоминание;
Контроль и оценка деятельности детей;
Чтение художественной литературы.
-Практические, игровые методы:
Сюрпризные моменты;
Игры с куклами;
Упражнения в выполнении навыков самообслуживания;
Использование спец. игр и пособий для обучения детей застегиванию пуговиц, шнуровке.
В самообслуживании должны принимать участие все дети. Нужна систематическая и последовательная работа по привитию этого навыка, упражнения в практической деятельности. Здесь важен детальный показ и подробное объяснение каждого движения в последовательности их выполнения. При обучении приемам раздевания, одевания, умывания, уборке игрушек и материалов крайне важно сохранять постоянную последовательность действий. Постепенный переход от показа к подробным словесным объяснениям способствует закреплению навыков, выработке точных движений, обеспечивают возможность действовать согласно каждому слову воспитателя. Это обеспечивает быстроту формирования прочного навыка. Поэтому позже воспитатель общим напоминанием может активизировать мысль детей, побуждает их вспомнить, какой способ выполнения нужно применить, какие действия в него входят, какова их последовательность. Но это возможно при прочном закреплении навыков какой-либо задачи по самообслуживанию.
Необходимо не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу. Важно, чтобы дети поняли, что они делают, как они делают и для кого они делают. Ведь если дети медленно одеваются, у них остается меньше времени для игр; если вовремя не убрали игрушки — няне неудобно мыть пол. Мы воспитываем в детях чувство ответственности, заботы, стремление делать все хорошо, чтобы помочь другим.
Мне хочется немного подробнее рассказать о том, как происходит приобретение навыков самообслуживания у детей младшего и старшего дошкольного возраста.
В младшем возрасте самообслуживание является самым важным видом труда. Особенно, при проявлении кризиса трехлетнего возраста - "Я сам!"
К сожалению, в последнее время всё больше родителей чересчур опекают своего ребёнка, делают всё за него- одевают, раздевают, кормят, умывают. Это приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность в навыках самообслуживания. При поступлении в дошкольное учреждение педагог ставит перед собой цель- овладение детьми навыков самообслуживания (учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь, расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках, в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду, приучать к опрятности, самостоятельно принимать пищу, умываться, пользоваться туалетом).
В старшем возрасте дети уже достаточно самостоятельны в самообслуживании, и этот вид труда становится их постоянной обязанностью. Повышаются требования к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, ко времени, затрачиваемому на это (закреплять у детей умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места, опрятно заправлять постель, самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы, помогать младшему воспитателю накрывать на стол).
Большое внимание уделяется исполнительности, умению доводить начатое дело до конца и выполнять его качественно, у ребенка появляется стремление научить товарища и более младших детей тому, что умеет сам.
Успешность в самообслуживании зависит еще и от того, как складываются отношения между педагогами, детьми и родителями. Важно продумать совместную деятельность педагогов, родителей и детей. Воспитатель может порекомендовать родителям создать необходимые условия дома для формирования навыков самообслуживания (отдельное место для полотенца, зубной щётки, мыла, расчески, провести собрание, консультацию по интересующим вопросам, изготовить памятки.
При формировании навыков самообслуживания, очень важно поощрять детскую самостоятельность, которая дает ребенку почувствовать себя взрослым и умелым, т. е. самоутвердиться. А привычка к чистоте, опрятности и аккуратности, приобщает к здоровому образу жизни.