Татьяна Толмашова
Трудности воспитателя во взаимодействии с современными родителями и пути их преодоления
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования своей цели.
Во взаимодействии воспитателя c современными родителями возникает большое количество трудностей : это непонимание важности и постоянное нарушение родителями режима дня в детском саду, отсутствие единства требований. Многие родители считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе, интересуются только питанием ребенка. Сложно складывается общение c молодыми родителями, a так же c родителями из неблагополучных семей или имеющих проблемы личного характера.
Публикация «Трудности воспитателя во взаимодействии с современными родителями и пути их преодоления» размещена в разделах
Ведущая роль в организации общения c родителями принадлежит воспитателю. И для того, чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семей.
Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества.
Задача педагогического коллектива заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья».
Решая эту задачу, педагоги ищут новые формы и методы работы с родителями. В настоящее время в рамках работы ДОУ и семьи начали активно использоваться разнообразные формы и методы работы c семьей. Они направлены на установление неформальных контактов c родителями, привлечение их внимания к детскому саду.
Немного o моей практике работы c родителями.
Свое первое родительское собрание - знакомство c родителями группы мы решили провести в игровой форме.
Игра «Знакомство c родителями».
Пригласили родителей встать в круг, объяснили правила: передаем друг другу клубок ниток, представляемся и говорим немного o себе, таким образом, получилась «паутинка», которая соединила всех участников. Далее мы отправились в «Путешествие - знакомство» по детскому саду. Прежде чем отправится в путешествие, родителям надо было отгадать загадку, отгадав загадку, они узнавали, куда они пойдут, сначала мы отправились в физкультурный зал, где нас встретила инструктор по физвоспитанию. Она рассказала o работе c детьми, показала спортивный инвентарь и т. д. прежде чем отправиться дальше инструктор по физвоспитанию загадала загадку и подарила конверт, в котором лежал паззл.
Отгадав загадку и забрав конверт, мы пошли в бассейн, где нас встретила инструктор по плаванию, она рассказала o занятиях по плаванию, провела экскурсию по бассейну, ответила на многочисленные вопросы родителей. Она тоже загадала загадку и подарила конверт c паззлом.
Загадка была про кабинет медицинского работника, мы пошли в кабинет, нас встретила медицинский работник, она показала нам кабинет, рассказала про прививки, режим в детском саду, питание, также ответила на многочисленные вопросы родителей. Она тоже загадала загадку и подарила конверт c паззлом.
Последняя загадка была про кабинет психолога. Она рассказала про адаптацию, про возрастные и психологические особенности детей, предложила родителям заполнить анкету «Готовность детей к детскому саду», ответила на вопросы родителей и подарила конверт c паззлом.
Когда мы вернулись в музыкальный зал, то вскрыли все конверты. В них лежали части паззла, собрав паззл, у родителей получилось сердце, которое символизировало всех участников образовательного процесса: родителей, детей, педагогов.
Предложили родителям продолжить фразу «Мы вместе…». Предложений было много, и все они были добрыми, хорошими, запомнилась хорошо одна фраза «Мы вместе будем побеждать!».
Затем перешли к разделу разное. Выбрали помощников воспитателей - родительский комитет.
В течение года совместно c родителями организуются тематические выставки, например, «Вещи из бабушкиного сундука», «Как сражались наши деды», «Город в котором мы живем», «Веселые овощи», «Золотые руки наших мам» и т. д. - результат совместной работы педагогов, родителей и детей.
Одной из хороших форм взаимодействия, является включение родителей в «жизнь» группы, организация их совместной деятельности c детьми. Так, родители разных профессий : швея, водитель, врач, библиотекарь, повар, художник и т. д., приходят в гости к дошкольникам, знакомят воспитанников с особенностями своей профессии.
Кроме того, родители могут привлекаться к субботникам, к участию в озеленении территории ДОУ, сопровождать дошкольников на представления, экскурсии, музей.
Одним из самых любимых видов совместной деятельности остается участие родителей в праздниках. Живое общение c мамой или папой приносит детям особое удовольствие, a родители, погружаясь в мир детского праздника, лучше понимают своих детей, их желания и интересы.
В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников c родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии. Этот метод способствует включению родителей в образовательный процесс вместе c детьми.
Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий. Как правило, в члены родительского совета выбирают родителей c активной жизненной позицией, которые заинтересованы в улучшении пребывания детей в ДОУ.
«Дни открытых дверей». В этот день родители имеют возможность посетить дошкольное учреждение, пройти по всем его помещениям, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться c его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях, получить советы и консультации специалистов и т. д.
Проведение педагогами дошкольных учреждений таких традиционных совместных праздников и досугов, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица» «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья», «Праздник урожая», помогают создать положительный эмоциональный климат в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории и т. д.
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений).
Уголок для родителей. В нем размещается полезная для родителей и детей информация : режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы, пособия для родителей.
Главное – содержание информации в родительском уголке должно быть актуальным, информативным, кратким, понятным, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию.
Папки–передвижки. Формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели», «Роль отца в воспитании детей» и т. д. Папка дается во временное пользование родителям. Когда родители ознакомятся c содержанием папки-передвижки, c ними следует побеседовать o прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т. д.
Анкетирование - один из распространенных методов диагностики, который используется работниками ДОУ c целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта c её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Получив реальную картину, на основе собранных данных педагогом определяется и вырабатывается тактика общения c каждым родителем и ребёнком. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Таким образом, использование разнообразных форм работы c семьями воспитанников детского сада даё т положительные результаты: меняется характер взаимодействия педагогов c родителями, многие из них становятся активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой педагоги нашего детского сада стараются доказать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.