Яркова Жанна
«Тропинка в удивительный мир природы». Дискуссия для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
«Тропинка в удивительный мир природы»
Дискуссия.
Уважаемые коллеги, прошу вас поделиться на две команды!
1 Задание. «Вопрос - ответ» (работа в группах, отвечает тот кто первый поднимет руку).
1. Что означает термин «Экология»?
Термин «экология» происходит от греческого слова «экойс», «экус» – дом, обитание жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде.
2. Проблемы экологии в мире, стране, посёлке.
Публикация «„Тропинка в удивительный мир природы“, Дискуссия для воспитателей» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. В наши дни мир находится на грани экологической катастрофы, под угрозой будущее всего поколения. Наблюдается высокая загрязненность воздуха, воды, почв от промышленности, транспорта, энергетики, как в мире, так и в стране и нашем посёлке.
3. Что же такое экологическое воспитание?
– Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых.
– Система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.
– Экологические знания – это представления о растениях и животных, их взаимосвязи; о временах года, о неживой природе, представления о взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, и т. д.
4. Почему на ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал А. В. Луначарский «маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого – ломать». Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саде.
5. Определите задачи экологического воспитания.
– Воспитание любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным.
– Сообщение элементарных знаний о природе и формирование на этой основе конкретных представлений о явлениях живой и неживой природы.
– Овладение умениями ухода за растениями и живыми существами.
6. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника.
Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.
7. В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения к природе; в чем берете вину на себя, как воспитатель.
Непонимание, любознательность и интерес познать, подражательность детей. Безразличие и невнимание к поведению детей. Отсутствие системы и целенаправленности работы с детьми и взаимодействия с семьями воспитанников.
8. Назовите организованные формы работы по эковоспитанию и совместную деятельность воспитателя и детей.
Организованные:
– экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т. д.)
– занятия (познавательные, комбинированные, комплексные,
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе. Совместная деятельность:
– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,
– целевые прогулки на природе, походы, – чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки,
– рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки, картин из жизни диких животных, художников И. И. Левитана, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, И. И. Шишкина, К. Ф. Юона и др.,
– рассказы, беседы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о заповедниках, заказниках, памятниках природы т. д. ,
– сбор коллекций, семян, камней, листьев,
– экологические праздники и досуги («День птиц», «День Земли», «День рождения Леса»,
– опыты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя,
– марафоны, аукционы, акции,
– экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций,
– игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные)
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
9. Назовите детских писателей, воспевавших природу в своих произведениях.
А. С. Пушкин, В. Бианки, М. Пришвин, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Н. Сладков, Л. Толстой, К. Паустовский, Г. Снегирев и др.
10. Взаимодействие с семьями воспитанников, формы эко-работы.
Собрания, консультации, семинары, «Дни открытых дверей», праздники и досуги («День Земли», «Весенние посиделки», «День птиц» и др., оформление экологических стендов (папки-передвижки, статьи, стихи, приметы, загадки, словесные игры для разучивания дома). Составление альбомов «Я и природа» (рисунки, фотографии, высказывания детей о природе, беседы с рекомендациями (создать мини-огород на подоконнике, завести домашнего питомца, совместные с родителями акции, фотовыставки, создание экологической газеты и т. д.
2 Задание - «Слово – эстафета» (каждая команда по очереди называет правила) .
Какие правила поведения в природе должны знать дети?
• Не ломать
• Не рвать
• Не разорять
• Не разжигать костры
• Не сорить и т. д.
3 Задание - «Из бабушкиного сундучка».
Подберите правильную концовку пословицы.
Лес и вода — родные брат и сестра.
Огонь — царь, вода — царица, земля — матушка, небо — отец, ветер — господин, дождь — кормилец, солнце — князь, луна — княгиня.
Без воды — земля пустырь.
За ветром в поле не угонишься.
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Не высок лесок, а от ветра защищает.
Светила луна, да вот беда: светит не всегда.
Кто земле дает, тому земля втройне отдает.
Земля родная — колыбель золотая.
Дорогой товар из земли растет.
4 Задание – «Раздумье». Решите педагогические ситуации.
1. Дети пришли на прогулку на цветочную полянку. Каждый стремится сорвать цветок. Как предотвратить это? Какие методы помогут остановить желание детей сорвать цветок? (Рассматривание цветов и насекомых, которые прилетают к ним за медом. Рассказывание сказки про цветы, их красоту, пользу для насекомых и животных, людей).
2. Во время катания на санках дети задевают растения и ломают их. Ваши действия? (Ветки хрупкие, плачут. Письмо от веточек. Составление сказок, историй про веточки. Конкурс: «Кто проложит безопасную дорожку для катания на санках?»).
3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? (Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей /детей/, или остановитесь и поговорите с матерями /с детьми/)
5 Задание. Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».
Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.
И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.
Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.
Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.
1. - Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
2. - Уж на дороге греется – (перед дождем).
3. - Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
4. - Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).
5. - Петух начал рано петь в морозную погоду – (скоро будет оттепель).
6. - Синичка пищит с самого утра – (вскоре придут сильные морозы).
7. - Одуванчик сжимает свой шар – (быть дождю).
8. - Увидеть блестящую капельку меда у акации можно в ожидании - (скорого ненастья).
6 Задание. А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать кроссворд.
У меня в волшебном лукошке лежат загадки о растениях, которые вы все знаете. Отгадав их, вы назовете и ключевое слово в кроссворде.
1- Стебельки ершистые, Ягодки душистые.
Малиновые, сладкие От простуды нам даны (Малина)
2 – И красива, и кисла На болоте выросла (Клюква)
3 – Стоит кудряшка – Белая рубашка
Сердечко золотое Что это такое? (Ромашка)
4 – Под ярусом, под ярусом Висят кисти с красным гарусом (Рябина)
5 – Обожжет без огня. И тебя, и меня. И живет у плетня. (Крапива)
6 – Поранил ты в походе ногу, Усталость не дает идти –
Нагнись: солдатик у дороги Готов помочь тебе в пути! (Подорожник)
7 – Нам запах свежести лесной. Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный. Из кисти белоснежной. (Ландыш)
9 - Как все эти растения называются? (Лекарственные)
В заключении:
Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля.
Дом наш родимый, друзья!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами.
Такая планета нужна нам с вами.
Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.