Юлия Анатольевна Ремезова
Консультация для родителей «ТРИЗ — играем в детском саду и дома»
▼ Скачать + Заказать документы
«ТРИЗ – играем в детском саду и дома».
Дорогие родители!
Данная методика была разработана писателем – фантастом Г. С. Альтшуллером. Сначала она была не востребована и непонята, но позднее оказалась очень интересной. С 1987 года, ТРИЗ начали применять в детском саду.
Публикация «Консультация для родителей „ТРИЗ — играем в детском саду и дома“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
В настоящее время ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) занимает одно из основных мест в развитии детей дошкольного возраста. Ведь ТРИЗ, с одной стороны – занимательная игра, с другой стороны – развитие умственной активности через творчество.
ТРИЗ способствует развитию аналитических способностей; учит вашего ребенка рассуждать и отстаивать свою точку зрения; помогает ему раскрыться, побороть свою природную застенчивость; мотивирует к стремлению познавать и получать новую и полезную информацию; расширяет словарный запас; ребенок становится более универсальным, то есть, справляясь для начала с легкими задачами, он постепенно учится находить выход из более сложных ситуаций, что, несомненно, пригодится ему во взрослой жизни. В детском саду технологии ТРИЗ детей обучают, конечно же педагоги. ТРИЗ-педагог – это универсальная и творческая личность. Главной целью является его работы является - формирование у воспитанников гибкого логического мышления. Для наиболее лучшего результата, необходима совместная работа родителей и педагогов ДОУ.
Поэтому дидактические игры ТРИЗ можно использовать не только в детском саду, но и дома. Очень быстро исчезнет насущная проблема родителей : чем занять ребенка дома в выходные дни и вечером. Отличные помощники в решении этой проблемы могут быть дидактические игры ТРИЗ, которые позволят вам скоротать время и интересно его провести.
Не секрет, что практически все родители читают сказки своим детям: перед сном или на прогулке в парке. Так вот, прочитав сказку, предложите своему малышу включить фантазию. К примеру, спросите, понравилась ли ему сказка и ее конец. Некоторые сказки заканчиваются не очень хорошо, что может расстроить ребенка. Чтобы избежать подобной ситуации, предложите малышу придумать новое завершение сказки, подайте ему идею, а потом ребенок самостоятельно закончит прочитанную сказку. Вне всяких сомнений, это новое занятие принесет удовольствие вам и вашему малышу.
Прочитав сказку, можно поиграть в игру «Сказка вверх тормашками». Например, сказка «Теремок», в которой теремок был очень большой, а медведь был первым, кто нашел теремок и стал в нем жить. К теремку приходили лиса, волк, заяц, лягушка, мышка, но медведь всех выгонял и никого не пускал жить в теремке. Вот однажды прилетел комар - пискун. Попросился он в теремок, а медведь его не пустил. Комар обиделся и больно укусил медведя, так больно, что медведь от боли сам разломал теремок.
Помогите малышу в первый раз фантазировать, не говорите ему слова: так не бывает, так не должно быть. Придерживайтесь девиза ТРИЗовцев «Можно говорить всё!» И дети говорят, придумывают. Внимательно выслушайте своего малыша. В детском саду педагог выслушивает каждого ребенка. Пусть ваши дети учатся возражать вам, родителям, воспитателю и друг другу, но аргументированно, предлагая что-то взамен или доказывая. Вашему вниманию предлагаю несколько игр. Поиграйте дома вместе с детьми
1. Игра «Назови растение». Нужно назвать как можно больше растений, не повторяясь.
2. Игра «Да – нетка». Взрослый загадывает животное, ребенок при помощи вопросов должен отгадать его.
3. Игра «Летает – не летает». Взрослый называет разных живых существ, если оно летает, имитируются соответствующие движения. Проводятся аналогичные игры «Плавает – не плавает», «Ползает – не ползает».
4. Игра «Составь предложение». Взрослый называет два существительных, нужно составить с ними предложение (девочка + книга = девочка читает книгу; дом + улица = на улице строят дом, затем пары слов более далеких по смыслу (девочка + жираф = девочка в цирке увидела жирафа; дом + солнце = солнце освежает окно в новом доме).
5. Игра на внимание «Уши, глаза, нос». Взрослый в произвольном порядке называет части тела, «отвечающие» за органы чувств: уши, глаза, нос, рот, язык. Ребенок должен показать эту часть тела. Взрослый может сбивать детей, показывая неправильные варианты.
6. «Слова на букву». Взрослый называет любую букву, а ребенок должен назвать любые слова, которые начинаются с этой буквы. Рекомендуется выбирать часто встречающиеся буквы, желательно согласные.
7. Игра «Наоборот». Взрослый называет различные предложения «Наоборот», ребенок должен их «перевести» и выполнить задание правильно. Например: «Ладошкам хлопнуть в девочек», «Ковру встать на мальчиков», «Стульчикам сесть на детей» и т. д.
8. Игра на внимание : «Великаны – карлики». По команде «Великаны» ребенок встает на носочки с поднятыми руками, по команде «Карлики» - встают на корточки, руки на коленях. Взрослый дополнительно использует слова, показывающие сравнение (типа «для слона», «для мухи» и др.)
Логические вопросы:
Кто быстрее долетит до цветка: гусеница или бабочка?
Кто быстрее доплывё т до берега: утята или цыплята?
Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон.)
Что будет с красным платком, если его опустить на 5 минут в синее море? (Станет мокрым.)
Что вниз вершиной растёт? (Сосулька.)
Кто громче залает: собака или кошка?
Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева? (Арбуз на дереве не растёт.)
У Миши 3 пары варежек. Сколько варежек на правую руку?
Сколько грибов можно вырастить из семян ели?
Что лучше найти: 5 мухоморов или 1 боровик?
Игра «Природа и человек»
Цель: закрепить, систематизировать знания о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
Что сделано человеком? А что создано природой?
Игра «Превращения»
Взрослый даё т задание: назвать то, во что может превратиться любой объект.
Например:
кружка без ручки (в стакан);
кепка без козырька (в шапку);
кувшин без горлышка и ручки (в вазу);
диван без спинки (в кровать);
стул без спинки (в табурет);
кресло без подлокотников (стул).
Игра «Сколько»
Цель: учить формировать вопрос, наблюдать, доказывать и защищать свою точку зрения.
По дороге домой предложить придумать, как можно больше вопросов, начинающихся со слово «сколько?»
Например:
Сколько этажей у этого дома?
Сколько детей играет в песочнице?
Сколько детей стоит у песочницы?
Сколько деревьев справа от дороги?
Сколько деревьев слева от дороги?
Игра «Угадай по части»
Цель: учиться задавать вопрос, правильно его формулировать.
Возможные вопросы:
- У этого предмета есть руль? (Да) Догадываемся, что речь идет о транспорте - У него есть шапочка? (Да) Это гриб! и. т. д