Елена Кондракова
Теоретические основы организации и проведения НООД по математическому развитию в разных возрастных группах
▼ Скачать
«От того, как заложены элементарные математические представления, в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний»
Леонид Абрамович Венгер
ФГОС ДО в качестве одного из основных принципов определяет формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах деятельности. Формирование математических представлений осуществляется в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей. Данная область предполагает развитие интересов детей, становление их сознания, развитие воображения и творческой активности, а также формирование первичных представлений о себе, о других людях, об объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Публикация «Теоретические основы организации и проведения НООД по математическому развитию в разных возрастных группах» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Чем же мы, воспитатели дошкольных учреждений, должны руководствоваться, что знать, о чем помнить, чему следовать, формируя у детей элементарные математические представления?
Прежде всего, по какой бы программе мы не работали, мы должны четко представлять ее содержание. Любая программа по ФЭМП включает следующие разделы: «Количество и счет», «Величина». «Форма», «Ориентировка во времени», «Ориентировка в пространстве». Программа младшей группы ограничена дочисловым периодом обучения и включает в себя разделы: «Количество», «Форма», «Величина».
Мы должны руководствоваться общедидактическими принципами, которые лежат в основе методики обучения ФЭМП. Давайте их вспомним.
• Сознательность и активность.
• Наглядность.
• Деятельностный подход.
• Систематичность и последовательность.
• Прочность.
• Постоянная повторяемость.
• Научность.
• Доступность.
• Связь с жизнью.
• Развивающее обучение.
• Индивидуальный и дифференцированный подход.
• Коррекционная направленность и др.
Исходными принципами построения всех разделов программы Е. В. Колесниковой являются системность и последовательность, которые позволяют обеспечить определенный уровень как общего развития ребенка, его познавательных интересов и творческих способностей, так и математического развития, а оно в свою очередь предполагает усвоение ребенком ряда представлений, понятий, отношений, закономерностей (количество, число, порядок, равенство - неравенство, целое - часть, величина - мера и др.)
Кроме того, программа построена с учетом возрастных особенностей детей и с постепенным усложнением учебных задач, чаще всего вытекающих одна из другой.
Следует обратить особое внимание на заключительную часть-«К концу года дети должны уметь», что позволит нам понять, какими знаниями должен овладеть ребенок к концу учебного года, поможет также при составлении и проведении мониторинга по ознакомлению детей с элементарными математическими представлениями. Большое значение последнего заключается и в том, что он помогает нам увидеть четкую картину усвоения определенных знаний каждым ребенком в отдельности и проследить динамику роста.
Программа «Математические ступеньки» Е. В. Колесниковой достаточно содержательна, сопровождается математическими разработками, что создает для педагога-практика практическую модель реализации программного материала. При организации процесса по ФЭМП автор рекомендует широко использовать такие средства, как игровые упражнения, художественные произведения, стихи, рисунки, занятия практического характера.
Не факт, что хорошо изучив программу и зная задачи, поставленные перед нами, мы сможем методически правильно передать элементарные математические знания детям.
Одним из главных условий успешности обучения детей элементарным математическим представлениям является знание методики и владение ею.
Математика - наука точная, с определенными законами и многочисленными терминами. И потому она требует от нас, воспитателей, использования четких, традиционно устоявшихся методов и приемов, независимо от того, по какой программе мы работаем.
Есть много методических пособий, но чаще всего мы используем методику Метлиной, которая подкупает нас своей последовательностью, системностью, четкой конкретикой, разнообразием приемов и методов при решении каждой программной задачи.
Ценно в методике Метлиной и то, что у нее стройная и последовательно выстроенная система вопросов, адресованная детям. Вопросы лаконичны, математически грамотны и конкретны.
Основной формой организации обучения детей элементарным математическим представлениям в детском саду является непосредственно образовательная деятельность
Давайте вспомним примерную традиционную структуру НОД
Примерная структура НОД по математике.
1. Организация занятия.
2. Ход занятия.
3. Итог занятия.
1. НОД начинается не за партами, а со сбора детей вокруг воспитателя, который проверяет их внешний вид, привлекает внимание, рассаживает с учетом индивидуальных особенностей, учитывая проблемы в развитии (зрения, слуха и др.).
В младших группах : подгруппа детей может, например, рассаживаться на стулья полукругом перед воспитателем.
В старших группах : группа детей обычно рассаживается за парты по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности.
Организация зависит от содержания работы, возрастных и индивидуальных особенностей детей. НОД может начинаться и проводиться в игровой комнате, в спортивном или музыкальном зале, на улице и т. п., стоя, сидя и даже лежа на ковре.
Начало НОД должно быть эмоциональным, заинтересовывающим, радостным.
В младших группах : используются сюрпризные моменты, сказочные сюжеты.
В старших группах : целесообразно использовать проблемные ситуации.
В подготовительных группах, организовывается работа дежурных, обсуждается, чем занимались на прошлом занятии (в целях подготовки к школе).
2. Ход занятия
Примерные части хода математического занятия :
- Математическая разминка (обычно со старшей группы).
- Работа с демонстрационным материалом.
- Работа с раздаточным материалом.
- Физкультминутка.
- Дидактическая игра.
Количество частей и их порядок зависят от возраста детей и проставленных задач.
В младшей группе : в начале года может быть только одна часть — дидактическая игра; во второй половине года — до трех частей (обычно работа с демонстрационным материалом, работа с раздаточным материалом, подвижная дидактическая игра).
В средней группе : обычно четыре части (начинается регулярная работа с раздаточным материалом, после которой необходима физкультминутка).
В старшей группе : до пяти частей.
В подготовительной группе : до семи частей.
Внимание детей сохраняется: 3-4 минуты у младших дошкольников, 5—7 минут у старших дошкольников — это и есть примерная длительность одной части.
Виды физкультминуток:
1. Стихотворная форма (детям лучше не проговаривать, а правильно дышать) — обычно проводится во 2-й младшей и средней группах.
2. Набор физических упражнений для мышц рук, ног, спины и др. (лучше выполнять под музыку) — целесообразно проводить в старшей группе.
3. С математическим содержанием (применяются, если занятие не несет большой умственной нагрузки) — чаще применяется в подготовительной группе.
4. Специальная гимнастика (пальчиковая, артикуляционная, для глаз и др.) — регулярно проводится с детьми с проблемами в развитии.
Замечание:
если занятие подвижное, физкультминутку можно не проводить;
вместо физкультминутки можно проводить релаксацию.
3. Итог занятия
Любое занятие должно быть законченным.
В младшей группе : воспитатель подводит итог после каждой части занятия. («Как хорошо мы поиграли. Давайте соберем игрушки и будем одеваться на прогулку».)
В средней и старшей группах : в конце занятия воспитатель сам подводит итог, приобщая детей. («Что мы сегодня узнали нового? О чем говорили? Во что играли?»). В подготовительной группе : дети сами делают выводы. («Чем мы сегодня занимались?») Организовывается работа дежурных.
Необходимо оценить работу детей (в том числе индивидуально похвалить или сделать замечание).
Какие методы, мы используем на занятиях по ФЭМП:
(Наглядные, словесные, игровые, практические).
Приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры). Всё занятие по ФЭМП строятся на наглядности. - Какие два вида наглядного материала используются в детском саду? (Демонстрационный, раздаточный.)
Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям – каким?
• Материала должно быть в достаточном количестве на каждого ребёнка, плюс запасной материал.
• Материал должен быть различным на каждом занятии.
• Материал должен быть понятен детям (заяц должен быть зайцем, шишка – шишкой, морковка – морковкой).
• Пособия нужно подбирать соответственно друг другу (белки - шишки, зайцы- морковки, цветочки – бабочки и т. д.)
- И демонстрационный, и раздаточный материал должен отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее.
Методические требования к занятию по математике (зависят от принципов обучения)
1. Образовательные задачи берутся из разных разделов программы по формированию элементарных математических представлений и комбинируются во взаимосвязи.
2. Новые задачи подаются небольшими порциями и конкретизируются для данного занятия.
3. На одном занятии целесообразно решать не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление.
4. Знания даются систематично и последовательно в доступной форме.
5. Используется разнообразный наглядный материал.
6. Демонстрируется связь полученных знаний с жизнью.
7. Проводится индивидуальная работа с детьми, осуществляется дифференцированный подход к отбору заданий.
8. Регулярно осуществляется контроль над уровнем усвоения материала детьми, выявление пробелов в их знаниях и их устранение.
9. Вся работа имеет развивающую, коррекционно-воспитательную направленность.
10. Занятия по математике проводятся в первой половине дне в середине недели.
11. Занятия по математике лучше сочетать с занятиями, не требующими большой умственной нагрузки (по физкультуре, музыке, рисованию).
12. Можно проводить комбинированные и интегрированные занятия по разным методикам, если задачи сочетаются.
13. Каждый ребенок должен активно участвовать в каждом занятии, выполнять умственные и практические действия, отражать в речи свои знания.
При проведении занятий следует выполнять ряд санитарно-гигиенических
требований: прежде всего это учёт возрастных, психофизиологических
особенностей детей и соблюдение гигиенических условий (помещение должно быть проветрено, при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны, оборудование, инструменты, материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим, офтальмологическим и эстетическим требованиям); удовлетворение двигательной активности и длительность НОД, которая должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно.
Дидактические требования: точное определение образовательных задач
НОД, ее место в общей системе образовательной деятельности; творческое
использование при проведении НОД всех дидактических принципов в
единстве; определять оптимальное содержание НОД в соответствии с
программой и уровнем подготовки детей; выбирать наиболее рациональные
методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели НОД;
обеспечивать познавательную активность детей и развивающий характер НОД, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия; использовать в целях обучения дидактические игры (настольно- печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки) ,словесные и игровые приемы, дидактический материал, систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.
Компоненты успешной НОД по ФЭМП:
1. Компетентность педагога в преподаваемой образовательной области;
2. Готовность воспитателя к НОД;
3. Выбор оптимальных методов и премов;
4. Правильный подбор демонстрационного и раздаточного материала;
5. Грамотная речь воспитателя.
И только при наличии всех этих компонентов, НОД будет проходить интересно, насыщенно, продуктивно.
Следуя древней пословице: «Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю», призываю коллег внедрять в практику работы с детьми лучшее, что создано педагогической наукой и практикой.
Литература.
1. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» /Под редакцией В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой - Мозаика-Синтез, 2005
2. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е. В. Колесникова. - М. : Сфера, 2015.
3. Нищева, Наталия Валентиновна Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах / Нищева Наталия Валентиновна. - М. : Детство-Пресс, 2014.
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.
Основные требования к разработке конспекта НОД по ФЭМП:
1. Конспект составляется от первого лица (педагога).
2. В конспекте отражаются цели и содержание деятельности педагога, направленные на математическое развитие детей.
3. В конспекте НОД преобладает прямая речь.
4. Текст конспекта максимально приближен к разговорной речи и состоит из коротких фраз, какими обычно пользуются педагоги в работе с детьми дошкольного возраста.
5. В контексте заданий педагог обозначает предполагаемые ответы детей, делает пояснения для читающего конспект ( Например: Как это называется? (Спрашиваю детей, демонстрируя модель круга). С этой целью используются скобки.
6. Тщательно составленный, полный, развернутый конспект НОД дает возможность:
· ярко представить ситуацию НОД с детьми;
· мысленно переложить ее во всех деталях и подробностях;
· своевременно внести необходимые коррективы;
· легко и неоднократно воспроизводить задуманное в реальных условиях
педагогической работы с детьми.
7. При составлении конспекта следует помнить о том, что в младшем дошкольном возрасте НОД начинаются с занимательного материала (сюрпризные моменты, игровые ситуации). В старшем дошкольном возрасте – с разминки (3–4 мин) (упражнения на обучение устному счету, логические задачи, вопросы-шутки, игры на развитие внимания и пр.)
8. Наибольшая умственная активность детей приходится на 3–4 минуту НОД, спад в младшем дошкольном возрасте – на 5–6 минуте, в среднем дошкольном возрасте – на 7–8 минуте, в старшем дошкольном возрасте – на 10–12 мин. Физкультурные паузы целесообразно связывать с темой и содержанием НОД.
Примерная схема самоанализа НОД по ФЭМП:
1. Пришлось ли отступить от запланированных действий и почему? Чего я не смогла учесть при планировании НОД, что заставило меня отступить от запланированных действий? Какие моменты НОД оказались для меня неожиданными?
2. Достигло ли НОД запланированной цели? Как это можно определить (по ответам или действиям детей при подведении итога, по успешности выполнения намеченных заданий, по интересу детей и их желанию выполнять задания и др. ?
3. Если не достигло НОД цели, то почему? Чего же тогда я достигла? Какую часть НОД удалось реализовать? (важно определить для разработки следующего занятия).
4. На какие вопросы или ответы детей я не смогла отреагировать? Какие были речевые ошибки, неточности, недочеты, неудачно сформулированные вопросы.