Получи документы

Тематические карты-схемы наблюдения в период адаптации

Камараули Елена
Тематические карты-схемы наблюдения в период адаптации
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад на тему:

«Тематические карты-схемы наблюдения в период адаптации»

Тематические карты-схемы используются для наблюдения за ходом развития ребёнка. Эти карты должны содержать информацию, отражающую существенные изменения в разных сферах развития малыша. Поскольку структурированное наблюдение должно начинаться с первого дня поступления ребёнка в детскую организацию. целесообразно в первую очередь использовать карту наблюдения за ребёнком в период адаптации.

Публикация «Тематические карты-схемы наблюдения в период адаптации» размещена в разделах

Наблюдение ведётся в течение всего периода адаптации, чтобы проследить, как быстро ребёнок привыкает к яслям, по каким направлениям отмечаются более благоприятные, а по каким менее благоприятные изменения. Для фиксации можно использовать разные способы:

- цифровую шкалу (трёх- или пятибалльную);

- условные обозначения (плюс, минус, галочка);

- словесные обозначения (например, «постоянно», «часто «редко», «никогда»).

В случае необходимости в графе «Примечания» делаются короткие записи, дополняющие предложенную схему.

Анализируя данные наблюдений, воспитатель выявляет зону особого внимания, решает, с какой проблемой ребёнка ему нужно работать прежде всего, составляет план такой работы. С опорой на данные наблюдений проводятся беседы с родителями, выработка общей стратегии поведения взрослых.

После завершения периода адаптации задачей наблюдения становятся особенности продвижения ребенка по основным направлениям развития. С этого момента карту наблюдения можно заполнять не ежедневно, как в адаптационном периоде, а с бОльшим временным интервалом, например один раз в месяц. Частота заполнения схем зависит от состояния и поведения ребенка. Если возникают какие-то проблемы, следует вернуться к более частым записям

Ориентируясь на приведённую схему, педагог сам может разработать различные варианты карт наблюдений в соответствии с дополнительными задачами и проблемами. Например, в карту могут быть внесены некоторые качества ребёнка, которые вызывают обеспокоенность взрослых (застенчивость, агрессивность и пр.). Чтобы проследить за динамикой соответствующей сферы деятельности ребенка или его проблемной области развития, следует выделить для наблюдения их основные показатели и выявить характер изменения в процессе работы с ребёнком

Работа с картой развития. Воспитатель должен выделить время для работы с картой, встроив его в распорядок дня и недельное расписание. Если в группе работают несколько педагогов, они распределяют между собой детей, за которыми ведут наблюдение, и заполняют соответствующие карты.

Чтобы отслеживать все области развития каждого ребенка, следует использовать разные ситуации в течение дня. При заполнении карты воспитатель суммирует свои впечатления за период наблюдения в течение дня или недели. В карту не следует заносить наблюдения, накопленные за один-два дня, так как достоверный вывод о развитии ребёнка можно сделать лишь на основании повторяющихся особенностей поведения малыша в разных ситуациях.

Рассмотрим пример.

Педагог наблюдает за сюжетной игрой детей. Вероника отказывается от сюжетной игры, предпочитая заниматься с досочками Сегена или пирамидкой. На следующий день она вновь не играет сюжетными игрушками, а занимается чем-то другим. Зато в последующие дни Вероника увлечённо играет с куклой, кормит ее, катает в коляске. Следовательно, было бы неверно на основании наблюдений первых двух дней делать вывод о том, что у девочки не развита игровая деятельность.

Заполнять карту можно разными способами. Лучше всего пользоваться словами:

• «обычно» (когда качество проявляется постоянно или достаточно часто);

• «изредка» (когда качество проявляется время от времени);

• «нет» (когда качество не проявляется никогда).

Заполнив карту наблюдения, воспитатель получает целостное представление о развитии ребёнка на данном возрастном этапе, о его достижениях и проблемных зонах. На основании этой карты он может строить педагогический процесс с учётом индивидуальных особенностей малыша.

Планирование педагогической работы на основе наблюдений. Карта развития не тест. Работа с ней не требует подсчёта баллов и строгой оценки. С её помощью можно составить представление о развитии ребёнка, его индивидуальных особенностях и в случае необходимости определить направление коррекционной работы.

Результатом наблюдений должно стать определение конкретных целей педагогической работы с ребёнком, реализация этих целей и последующая фиксация изменений в соответствующей сфере развития ребёнка.

С целью получения общей характеристики группы и индивидуальных особенностей каждого ребёнка внутри группы можно составить индивидуально-групповую карту развития. Эта карта по содержанию аналогична предыдущей, но отличается по форме. Для того чтобы карта не была слишком громоздкой, её можно представить в виде отдельных карт по каждому направлению развития.

На основании записей в данной карте можно сделать вывод о том, что в целом в группе преобладают доброжелательные отношения, но при этом интерес к сверстникам развит недостаточно. Благополучнее всего общение со сверстниками развивается у девочек. Особого внимания требует один ребенок, который не только сам игнорирует сверстников, но и отвергается ими. Задачей воспитателя становится создание условий для пробуждения интереса мальчика к другим детям и стимулирования эмоциональных контактов с ними. А по отношению ко всей группе необходимо чаще организовывать и разнообразить совместные игры и занятия с малышами, поддерживать и поощрять их доброжелательность, умение откликаться на инициативу ровесника, согласованность в действиях.

Публикации по теме:

Детское творчество в период адаптации. ФотоотчётДетское творчество в период адаптации. Фотоотчёт К нам в группу приходят всё новые и новые дети. У одних адаптация проходит сравнительно легко, а для других детей этот период очень сложен.

Фотоотчет. Игры детей в период адаптацииФотоотчет. Игры детей в период адаптации Ни для кого не секрет, что период адаптации- это самый тяжёлый период в детском саду для всех; дети чувствуют себя покинутыми родителями,.

Игры детей в период адаптацииИгры детей в период адаптации В. А Сухомлинский писал: «Твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих.

Игры для детей раннего возраста в период адаптации Игры для детей раннего возраста в период адаптации. Сгладить психоэмоциональное напряжение в адаптационный период помогут игры, которые.

Игры с водой в период адаптацииИгры с водой в период адаптации Лето, лето к нам пришло! Стало сухо и тепло. По дорожке прямиком Ходят ножки босиком Кружат пчелы, вьются птицы, Детвора вся веселится.

Игры в период адаптации (младшая группа) В возрасте 2 -3 лет многие дети начинают посещать детский сад. Первые дни – одни из самых волнующих в жизни каждой семьи. Уютная группа.

Консультация для педагогов «Игры в период адаптации»Консультация для педагогов «Игры в период адаптации» С поступлением в детский сад в жизни ребенка происходят большие перемены, которые далеко не всегда бывают радостными для него. В детском.

План-конспект игрового динамического часа «Стань чемпионом» с применением карты-схемы в подготовительной к школе группе Цель: развитие и совершенствование двигательных умений и навыков детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной.

Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУИспользование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С №10 "КРОХА" Статья на тему: «Использование фольклора в период адаптации.

Урок безопасности в период адаптацииУрок безопасности в период адаптации Как к ребятам в гости пришла девочка Непослушка Во время адаптации детей в саду важно объяснить какими игрушками можно играть и приносит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тематические карты-схемы наблюдения в период адаптации
Опубликовано: 16 декабря 2023 в 13:46
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тематические карты-схемы наблюдения в период адаптации» (включая файлы) размещена пользователем Камараули Елена (УИ 3085371) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД