Камараули Елена
Тематические карты-схемы наблюдения в период адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему:
«Тематические карты-схемы наблюдения в период адаптации»
Тематические карты-схемы используются для наблюдения за ходом развития ребёнка. Эти карты должны содержать информацию, отражающую существенные изменения в разных сферах развития малыша. Поскольку структурированное наблюдение должно начинаться с первого дня поступления ребёнка в детскую организацию. целесообразно в первую очередь использовать карту наблюдения за ребёнком в период адаптации.
Публикация «Тематические карты-схемы наблюдения в период адаптации» размещена в разделах
Наблюдение ведётся в течение всего периода адаптации, чтобы проследить, как быстро ребёнок привыкает к яслям, по каким направлениям отмечаются более благоприятные, а по каким менее благоприятные изменения. Для фиксации можно использовать разные способы:
- цифровую шкалу (трёх- или пятибалльную);
- условные обозначения (плюс, минус, галочка);
- словесные обозначения (например, «постоянно», «часто «редко», «никогда»).
В случае необходимости в графе «Примечания» делаются короткие записи, дополняющие предложенную схему.
Анализируя данные наблюдений, воспитатель выявляет зону особого внимания, решает, с какой проблемой ребёнка ему нужно работать прежде всего, составляет план такой работы. С опорой на данные наблюдений проводятся беседы с родителями, выработка общей стратегии поведения взрослых.
После завершения периода адаптации задачей наблюдения становятся особенности продвижения ребенка по основным направлениям развития. С этого момента карту наблюдения можно заполнять не ежедневно, как в адаптационном периоде, а с бОльшим временным интервалом, например один раз в месяц. Частота заполнения схем зависит от состояния и поведения ребенка. Если возникают какие-то проблемы, следует вернуться к более частым записям
Ориентируясь на приведённую схему, педагог сам может разработать различные варианты карт наблюдений в соответствии с дополнительными задачами и проблемами. Например, в карту могут быть внесены некоторые качества ребёнка, которые вызывают обеспокоенность взрослых (застенчивость, агрессивность и пр.). Чтобы проследить за динамикой соответствующей сферы деятельности ребенка или его проблемной области развития, следует выделить для наблюдения их основные показатели и выявить характер изменения в процессе работы с ребёнком
Работа с картой развития. Воспитатель должен выделить время для работы с картой, встроив его в распорядок дня и недельное расписание. Если в группе работают несколько педагогов, они распределяют между собой детей, за которыми ведут наблюдение, и заполняют соответствующие карты.
Чтобы отслеживать все области развития каждого ребенка, следует использовать разные ситуации в течение дня. При заполнении карты воспитатель суммирует свои впечатления за период наблюдения в течение дня или недели. В карту не следует заносить наблюдения, накопленные за один-два дня, так как достоверный вывод о развитии ребёнка можно сделать лишь на основании повторяющихся особенностей поведения малыша в разных ситуациях.
Рассмотрим пример.
Педагог наблюдает за сюжетной игрой детей. Вероника отказывается от сюжетной игры, предпочитая заниматься с досочками Сегена или пирамидкой. На следующий день она вновь не играет сюжетными игрушками, а занимается чем-то другим. Зато в последующие дни Вероника увлечённо играет с куклой, кормит ее, катает в коляске. Следовательно, было бы неверно на основании наблюдений первых двух дней делать вывод о том, что у девочки не развита игровая деятельность.
Заполнять карту можно разными способами. Лучше всего пользоваться словами:
• «обычно» (когда качество проявляется постоянно или достаточно часто);
• «изредка» (когда качество проявляется время от времени);
• «нет» (когда качество не проявляется никогда).
Заполнив карту наблюдения, воспитатель получает целостное представление о развитии ребёнка на данном возрастном этапе, о его достижениях и проблемных зонах. На основании этой карты он может строить педагогический процесс с учётом индивидуальных особенностей малыша.
Планирование педагогической работы на основе наблюдений. Карта развития не тест. Работа с ней не требует подсчёта баллов и строгой оценки. С её помощью можно составить представление о развитии ребёнка, его индивидуальных особенностях и в случае необходимости определить направление коррекционной работы.
Результатом наблюдений должно стать определение конкретных целей педагогической работы с ребёнком, реализация этих целей и последующая фиксация изменений в соответствующей сфере развития ребёнка.
С целью получения общей характеристики группы и индивидуальных особенностей каждого ребёнка внутри группы можно составить индивидуально-групповую карту развития. Эта карта по содержанию аналогична предыдущей, но отличается по форме. Для того чтобы карта не была слишком громоздкой, её можно представить в виде отдельных карт по каждому направлению развития.
На основании записей в данной карте можно сделать вывод о том, что в целом в группе преобладают доброжелательные отношения, но при этом интерес к сверстникам развит недостаточно. Благополучнее всего общение со сверстниками развивается у девочек. Особого внимания требует один ребенок, который не только сам игнорирует сверстников, но и отвергается ими. Задачей воспитателя становится создание условий для пробуждения интереса мальчика к другим детям и стимулирования эмоциональных контактов с ними. А по отношению ко всей группе необходимо чаще организовывать и разнообразить совместные игры и занятия с малышами, поддерживать и поощрять их доброжелательность, умение откликаться на инициативу ровесника, согласованность в действиях.