Лариса Гиязова
Технология утреннего и вечернего круга
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом для освоения разнообразных форм взаимодействия ребенка со сверстниками, что обеспечивает возможность достижения положительных результатов в развитии личности в условиях совместной деятельности.
В дошкольной педагогике коллектив дошкольников принято обозначать как детское сообщество. Детское сообщество – это группа детского сада как социальная общность, объединяющая детей совместными целями, общей деятельностью и переживаниями.
Публикация «Технология утреннего и вечернего круга» размещена в разделах
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования появилась необходимость введения новых форм работы, направленных на поддержку детской инициативы, самостоятельности, активности, развития их коммуникативных навыков.
Одной из таких форм работы в дошкольной образовательной организации является технология утреннего и вечернего круга.
Практика проведения утренних кругов была отражена в таких программах как «Золотой ключик», «Радуга», «Сообщество». И все же найти в современной методической литературе описание методики организации и проведения группового круга очень сложно. А ведь эта технология универсальна в любой программе. Она позволяет развивать всех детей группы и каждого ребенка в отдельности эффективно и очень интересно.
Технология круга в дошкольном образовании была предложена известным педагогом Марией Монтессори, а позже была использована и другими педагогами.
«Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые элементы программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.
Так, например, в методическое обеспечение Примерной общеобразовательной программы Н. Е. Вераксы «От рождения до школы» включено методическое пособие Гришаевой Н. П. «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации». Одно из направлений этих технологий предполагает внедрение и апробацию «Утреннего сбора» в образовательный процесс ДОУ.
Похожая же технология «Детский совет», разработанная авторским коллективом программы дошкольного образования «Вдохновение», адаптированная Л. В. Свирской для работы с дошкольниками.
Общая сущность этих технологий предполагает взаимодействие, объединение детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, обеспечивая им позицию полноправных субъектов этой деятельности и состоит:
- в создании общности детей и взрослых;
- в воспитании уважения и интереса к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;
- в умении распознавать, определять словом и корректировать эмоциональное состояние свое и других людей;
- в совершенствовании навыков и культуры общения (умение использовать различные формы приветствий, комплиментов);
- в создании эмоционального настроя (позитивного, делового);
- в развитии речи и коммуникативных умений: высказывать суждения, аргументировать свои идеи, отстаивать свою точку зрения;
- в выборе из личного опыта наиболее значимые, интересные события, в умении рассказывать о них кратко, но последовательно и логично, внимательно слушать и проявлять конструктивное отношение к мнению других;
- в развитии способностей выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, т. е. в развитии у детей ключевых компетентностей.
В широком понимании групповой сбор предназначен для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно–делового развития детей в ситуации естественного социально–эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности. Чтобы начался процесс обучения и развития, дети должны иметь интерес к тому, что они делают, слышат, видят.
Одним из путей достижения интереса является право на самостоятельный выбор. Организация образовательной деятельности на основе свободного, осознанного и ответственного выбора детьми содержания своего образования учит их пробовать, делать что-то новое, рисковать, ошибаться и находить ответы.
Форма организации детского коллектива в начале дня использование «Круга», включает в себя обязательное приветствие друг друга и педагога, пальчиковые игры, музыкальные минутки. «Круг» - это групповая беседа с детьми, точнее - самих детей при минимальном вмешательстве педагога. Темы для обсуждений могут быть самые разнообразные: смены сезонов, семейные будни и праздники, разучивание коротких песенок и т. д.
Различают следующие виды «Педагогических кругов» :
- «Утренний круг»,
- «Общий круг»,
- «Круг-поздравление»,
- «Ситуативный круг»,
- «Круг - диагностический метод».
- «Вечерний круг»
Технология утреннего и вечернего круга, по мнению таких педагогов как Свирская Л. В., Гришаева Н. П., является эффективным средством формирования социальных компетенций дошкольников.
Утренний круг – принятая в мировой практике форма работы, позволяющая достигнуть баланса инициатив взрослых и детей, развить у детей способность управлять своей свободой и выбирать содержание своего обучения; поддержка разнообразия детей и детства.
Технологически групповой сбор «Утренний круг» прост в проведении, легко воспринимается взрослыми и детьми любого возраста, значительно меняет характер взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса и закладывает основу для других позитивных изменений. Групповой сбор мотивирует детей к инициативной, активной самостоятельной деятельности, обращаясь к таким человеческим потребностям, как чувствовать себя значимым, управлять собой, своим временем, действительностью, отношениями с другими людьми, радоваться, веселиться и развиваться.
Вторая сторона действия принципа рефлективности – это совместное планирование проектов, текущих событий, своих собственных поступков каждым участником, анализ результатов и достижений. Совместное планирование, вовлечение детей в планирование свидетельствуют о профессиональной компетентности педагогов – умении вести диалог со своими воспитанниками, следовать за их инициативой, учитывать их интересы, раскрывать содержание образовательной работы. Ребенок вправе самостоятельно принять решение продолжить начатую до утреннего группового сбора работу или игру или принять участие в групповом сборе.
Важно отметить, что ребенку не запрещается включение в «Утренний круг» с опозданием. Ему лишь дают понять, что если он хочет быть вместе с другими, хочет вместе играть, петь, радоваться, влиять на события, следует рационально планировать свои действия, развивать способность управлять своим поведением и временем.
Роль воспитателя заключается в обеспечении комфортного и делового участия всех детей в общем разговоре, игре, планировании. Помощи детям осваивать сообразные культуре и ситуации, стили поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога, демонстрации своего собственного педагогического отношения к высказываниям и идеям детей, не навязывая его, стимулировании и поддержке инициативы детей относительно выбора тем, содержания, материалов, форм и способов действий.
При соответствующей поддержке дети могут осознанно и целенаправленно принимать участие в определении дневных дел, могут четко сказать, что им нравится или не нравится, рассказать о своих идеях и представлениях, дать оценку своим идеям, делам и действиям и действиям других. Культура участия может быть сформирована только постоянной ежедневной практикой.
Итак, групповой сбор «Утренний круг» – одни из способов организации свободного общения. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, толерантность, эмпатия, формируются нравственные представления, появляется уверенность в том, что их любят и принимают такими, какие они есть. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в дошкольной образовательной организации, как у детей, так и у педагогов формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на образовательной деятельности в целом.
Групповой сбор может быть похож в разных группах и, вместе с тем, будет иметь свою культуру, свое «лицо». Важно, чтобы он стал тем местом, где все дети могли чувствовать себя свободно и открыто, где всем приятно быть вместе.
Вечерний круг проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга. В теплое время года вечерний круг можно проводить на улице.
Технология утренний и вечерний круг имеет свою структуру.
Структура утреннего круга.
1. Приветствие или «Минутка вхождения в день». День традиционно начинался с приветствия всех ребят и Незнайки (игрушка) 2 мин.
2. «Новости дня» : обмен информацией. В этой части воспитатель готовит детей к новому дню, рассказывает какие занятия или мероприятия намечены на день и т. д. 5-7 мин.
3. Дыхательная или пальчиковая гимнастика. Обычно используется картотека пальчиковых и дыхательных гимнастик для старшей группы. 2-3 мин.
4. Игра по теме периода. Игры подбираются в соответствии с лексической темой недели. Обычно это дидактические игры, но возможны и игры малой подвижности. 6-10 мин
5. Планирование или календарь дел. Вместе с детьми ведется календарь дел. Дети планируют сюжетно-ролевые игры, чем они хотят заниматься на прогулке или вечером в группе и т. д. 2 мин
Структура вечернего круга
1. Вводная часть (коммуникативная игра). Обычно дети располагаются по кругу на ковре в свободных позах. Воспитатель проводит игры на сплочение коллектива, игры Фопеля и т. д. 8-10 мин
2. Основная часть (итоговая беседа) Беседа по итогам дня. Чем занимались, что произошло, чем запомнился день. 2-5мин
3. Заключительная часть (пожелания) дети желают друг другу хорошего вечера, планируют игры дома, придумывают вместе с педагогом новые занятия на завтра. 2-3 мин.
Педагогические условия реализации этой технологии таковы, что можно заключить следующее:
- Технология утреннего и вечернего круга, внедряемая в образовательный процесс группы может стать незаменимым фактором, способствующим сплочению детского коллектива, формированию детского сообщества.
- Технология позволяет педагогам решать различные задачи, в том числе и обучающие, диагностические, коммуникативные.
- Технология позволяет включать в процесс детей с различными психо-физиологическими особенностями, детей застенчивых, малообщительных.
Важно понимать, что утренний и вечерний круг – это не занятия. Ошибкой будет, если воспитатель будет проводить его в форме фронтального занятия, когда дети сидят, просто изменилась форма посадки, и если они раньше за столиками сидели, теперь их сажают в кружок, и воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них. Это не совсем то, что подразумевается под утренним и вечерним кругом. Их задачи, определенные в программе «От рождения до школы», это в первую очередь развивающий диалог, то есть диалог, который развивает у детей коммуникационные, когнитивные и регуляторные способности.
Подводя итоги можно заключить, что технология утреннего и вечернего круга позволяет не только повысить социальную компетенцию дошкольников, но и объединить, сплотить ребят.