Шипилова Анастасия Юрьевна
Технология обучения детей составлению загадок
▼ Скачать + Заказать документы
"Технология обучения детей составлению загадок».
Слайд 2
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму». Эти слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и собственную практическую деятельность ребенок развивается.
Слайд 3
Давайте немного вспомним, что же такое загадка?
Публикация «Технология обучения детей составлению загадок» размещена в разделах
Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений. Слово «загадка» происходит от «гадать», что означает думать и мыслить. В загадках предмет не называют, а лишь описывают его, намекают.
Слайд 4
Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром и явлениями природы, загадки :
- развивают и обогащают словарь детей за счет многозначности слов;
- формируют представления о переносном значении слова;
- помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.
Именно поэтому использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей.
Но загадка не только позволяет решить проблемы речевого развития детей, но и, что самое главное, доставляет ребенку радость. А еще загадка это игра, а игра, как мы знаем, ведущий вид деятельности детей.
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Но, к сожалению, отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников или же путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Поэтому, развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.
Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет.
Описание слайда:5
Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них: воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции; стимуляция умственной активности; развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире; развитие сенсорной сферы.
Описание слайда:6
К загадкам первого уровня сложности относят: загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение); загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.
Описание слайда:7
Загадки второго уровня сложности включают: загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета; загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений. Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.
Описание слайда:8
Загадками третьего уровня сложности являются: метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.
Описание слайда:9
Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются: предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения; уровень развития речи детей; учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников с ОНР.
Описание слайда:10
Какой? На что похож? а не но не как Что это?
Описание слайда:11
Что делает? Кто (что) делает так же?
Описание слайда:12
Какой? Что делает? На кого (что) похож? Кто (что) делает так же? серебро Карлсон птица
Описание слайда:13
На кого (что) похож? Чем отличается? лягушка огурчик гусеница не квакает не овощ прыгает
Описание слайда:14
Желтая, а не солнце. С хвостиком, но не мышка. Круглая, как колобок. (репка) Идет, а не человек. Стучит, но не молоток. Поливает, как лейка. (дождик)