Лучший педагог года

Технология наглядного моделирования. Карты Проппа

Ольга Овсиенко
Технология наглядного моделирования. Карты Проппа

Здравствуйте уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами своим опытом работы который реализую в своей деятельности. Речь пойдет о картах проппа. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. От уровня овладения речью зависит успешность обучения детей в школе, умению общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Исходя из этого для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными подходами, необходимо использовать инновационные.

Публикация «Технология наглядного моделирования, Карты Проппа» размещена в разделах

Одной из нестандартных форм работы по развитию речи является Карты Проппа. Карты Проппа направлены на развития всех сторон речи (фонетику, лексику, грамматику и связную речь, расширение знаний и представлений об окружающем, развитие мыслительных процессов, произвольного внимания и восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентировки, речевого творчества, подготовку к обучению к школе. Данная форма работы способствует реализации содержания речевых задач, обозначенных в ФГОС ДО.

Карты Проппа отвечают требованием ФГОС ДО к пространственной предметно-развивающей среде и обеспечивают:

- возможность учитывать индивидуальные способности детей (задание разной сложности);

- разнообразие игровых задач;

- возможность структурировать сложную информацию;

- возможность разнообразить самую скучную тему;

- научить простому способу запоминания;

- объединять группу детей (всю семью) для увлекательного и полезного занятия;

В результате данной культурной практики у детей развиваются умения, такие как:

- умение планировать предстоящую деятельность;

- договариваться со сверстниками;

- самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

- использовать устную речь, выражать свои мысли.

Карты Проппа впервые придумал русский ученый Владимир Пропп обнаружил, что волшебные сказки строятся из набора сказочных ситуаций, теперь их называют «карты Проппа». Такие ситуации – кирпичи, с помощью которых строится здание сказки. В. Пропп утверждал : Волшебная сказка похожа на формулу, в которой меняются переменные. Если изобразить их в виде простых рисунков, то ребенок, глядя на них, легко восстановит смысловую цепочку событий, сможет даже сочинить свою собственную сказку. Карты Проппа игровое пособие из карточек, которые состоят из символов и иллюстраций, по которым дети узнают события и эпизоды сказки.

Кирпичики конструктора сказок

В чем целесообразность карт Проппа :

Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.

Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление.

Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.

Жили-были (Создаем сказочное пространство. Каждая сказка начинается с вводных слов "давным-давно", "жили-были", "в тридесятом царстве").

Особое обстоятельство ("умер отец", "солнце исчезло с небосклона", "дожди перестали лить, и наступила засуха").

Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель).

Запрет ("не открывай оконца", "не отлучайся со двора", "не пей водицы").

Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).

Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).

Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча - кладенца и т. п.).

Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).

Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста — Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).

Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее "симпатичные" персонажи).

Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния)

Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень.

Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).

Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру).

Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой - со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты).

Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).

Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет - кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).

Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что).

Герой исполняет задание (а как же иначе).

Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше).

Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).

Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).

Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).

Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).

Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета)

Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).

Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).

Сказка «Маша и медведь». Пошла Маша в лес с подружками. Это какая сказочная ситуация?

- Отлучка кого-либо из членов семьи. (5)

Родители говорили не ходить далеко.

- Запрет, обращенный к герою. (3)

Маша дерево за дерево, кустик за кустик и ушла далеко в лес.

- Нарушение запрета. (4)

Медведь говорит, у меня будешь жить меня кашей кормить.

- Вредительство. (8)

Маша хотела вернуться домой, но медведь её не отпускал.

- Герою предлагается трудная задача. (7)

Маша придумала, как сделать, чтобы медведь САМ отнёс её домой.

- Беда ликвидируется. (7)

Медведь принес Машеньку домой.

- Возвращение героя (22)

Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.

- Победа, подарок, радость. (27)

Пересказ сказки

«Кот, петух и лиса»

В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь.

C обирается кот на охоту и говорит петушку: — Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесёт, съест и косточек не оставит.

«Кот, петух и лиса»

Ушёл кот, а Петя-петушок в избушке всё прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку — сидит, песни поёт, кота ждёт. А лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошко и запела: Петушок, петушок, Золотой гребешок, Выгляни в окошко — Дам тебе горошку.

Петя выглянул, а лиса его — цап-царап — схватила и понесла. Петушок испугался, закричал: — Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик- братик, выручи меня. Кот хоть далеко был, а услыхал петушка. Погнался за лисой что было духу, догнал её, отнял петушка и принёс его домой.

«Кот, петух и лиса»

С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним не показывается.

Сочинение собственных сказок

Сказка «Иван да Марья».

Жили были Иван да Марья.

Однажды Иван отправился на охоту, и наказал Марье Бабу-ягу на порог не пускать.

А Баба-яга была хитрой, обернулась в красную девицу и уговорила Марью пойти в лес гулять. В лесу Баба-яга заманила Марью в озеро и утопила ее.

А сама обернулась Марьюшкой, и пошла в избушку Ивана дожидаться. Вернулся Иван, не заметил подмены, но кот Мурлыка подсказал, что это не настоящая Марьюшка это Баба-яга. И вступил Иван в бой с лже - Марьей и победил он Бабу-ягу. Подсказал Мурлыка – кот, где настоящая Марьюшка спрятана. Пошел Иван на озеро вызволять свою настоящую жену. Мораль сказки - слушайся мужа.

Правила

Желательно чтобы у главного героя и у ребенка были какие-то общие черты. Может они оба любят варенье или смотрят один и тот же мультфильм.

2. Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное волшебное пространство. Поэтому используются формулы вроде: «Давным-давно, в некотором царстве-государстве»

3. Хорошо, когда в пространстве сказки у главного героя оказывается друг- помощник. Друг в сказке помогает ослабить психическое напряжение и разрядить эмоции.

4. В ходе сказки необходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает задачку, приобретает определенный навык и преображается.

5. В сказку вводится антигерой – персонаж, которого надо победить (или может быть изменить его).

6. Финал сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращается домой, получает полкоролевства и красавицу жену.

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Форма технологической карты занятия ДОУФорма технологической карты занятия ДОУ Уважаемые коллеги!В настоящее время прохожу обучение на КПК по теме: "Современные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС".Ведет.

Интегрированное занятие с использованием инновационной технологии В. Проппа «Вот как сказка складывалась» в младшей группеИнтегрированное занятие с использованием инновационной технологии В. Проппа «Вот как сказка складывалась» в младшей группе "Вот как сказка складывалась. " ЦЕЛЬ: закрепить знания детей о знакомых сказках, умение следить за появлением персонажей в сказках; продолжать.

Карты анализа тематического контроля по здоровьесбережению Тематический контроль Тема: «Состояние работы МБДОУ по здоровьесбережению» Цель: Изучение системы работы педагогов по оздоровительной работе.

Конспект НОД по речевому развитию с применением технологии наглядного моделирования и ИКТ «Волшебная страна» Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе с применением технологии наглядного.

Мастер-класс по изготовлению наглядного материала для занятия.Мастер-класс по изготовлению наглядного материала для занятия. Мастер – класс по изготовлению наглядного материала для занятия. Что понадобилось для этого: - Лист А4 (на нем картинки распечатали).

Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.

Образовательная ситуация с использованием приема наглядного моделирования «Знакомство с глобусом».Образовательная ситуация с использованием приема наглядного моделирования «Знакомство с глобусом». Образовательная ситуация с использованием приема наглядного моделирования «Знакомство с глобусом». Цель: познакомить детей с моделью.

Обучающая ситуация для детей средней группы «Пересказ рассказа с помощью карт Проппа»Обучающая ситуация для детей средней группы «Пересказ рассказа с помощью карт Проппа» Цель: составление рассказа с использованием карт Проппа. Задачи: Закрепить названия и назначение некоторых карт Проппа. Активизировать.

Проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа»Проект «Рассказывание сказок с использованием карт Проппа» Актуальность. Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология наглядного моделирования. Карты Проппа
Опубликовано: 12 октября 2020 в 11:47
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология наглядного моделирования. Карты Проппа» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Овсиенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД