Ольга Овсиенко
Технология наглядного моделирования. Карты Проппа
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами своим опытом работы который реализую в своей деятельности. Речь пойдет о картах проппа. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. От уровня овладения речью зависит успешность обучения детей в школе, умению общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Исходя из этого для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными подходами, необходимо использовать инновационные.
Публикация «Технология наглядного моделирования, Карты Проппа» размещена в разделах
- Карты Проппа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Одной из нестандартных форм работы по развитию речи является Карты Проппа. Карты Проппа направлены на развития всех сторон речи (фонетику, лексику, грамматику и связную речь, расширение знаний и представлений об окружающем, развитие мыслительных процессов, произвольного внимания и восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентировки, речевого творчества, подготовку к обучению к школе. Данная форма работы способствует реализации содержания речевых задач, обозначенных в ФГОС ДО.
Карты Проппа отвечают требованием ФГОС ДО к пространственной предметно-развивающей среде и обеспечивают:
- возможность учитывать индивидуальные способности детей (задание разной сложности);
- разнообразие игровых задач;
- возможность структурировать сложную информацию;
- возможность разнообразить самую скучную тему;
- научить простому способу запоминания;
- объединять группу детей (всю семью) для увлекательного и полезного занятия;
В результате данной культурной практики у детей развиваются умения, такие как:
- умение планировать предстоящую деятельность;
- договариваться со сверстниками;
- самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
- использовать устную речь, выражать свои мысли.
Карты Проппа впервые придумал русский ученый Владимир Пропп обнаружил, что волшебные сказки строятся из набора сказочных ситуаций, теперь их называют «карты Проппа». Такие ситуации – кирпичи, с помощью которых строится здание сказки. В. Пропп утверждал : Волшебная сказка похожа на формулу, в которой меняются переменные. Если изобразить их в виде простых рисунков, то ребенок, глядя на них, легко восстановит смысловую цепочку событий, сможет даже сочинить свою собственную сказку. Карты Проппа игровое пособие из карточек, которые состоят из символов и иллюстраций, по которым дети узнают события и эпизоды сказки.
Кирпичики конструктора сказок
В чем целесообразность карт Проппа :
Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.
Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление.
Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.
Жили-были (Создаем сказочное пространство. Каждая сказка начинается с вводных слов "давным-давно", "жили-были", "в тридесятом царстве").
Особое обстоятельство ("умер отец", "солнце исчезло с небосклона", "дожди перестали лить, и наступила засуха").
Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель).
Запрет ("не открывай оконца", "не отлучайся со двора", "не пей водицы").
Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).
Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).
Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча - кладенца и т. п.).
Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).
Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста — Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).
Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее "симпатичные" персонажи).
Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния)
Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень.
Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).
Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру).
Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой - со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты).
Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).
Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет - кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).
Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что).
Герой исполняет задание (а как же иначе).
Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше).
Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).
Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).
Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).
Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).
Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета)
Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).
Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).
Сказка «Маша и медведь». Пошла Маша в лес с подружками. Это какая сказочная ситуация?
- Отлучка кого-либо из членов семьи. (5)
Родители говорили не ходить далеко.
- Запрет, обращенный к герою. (3)
Маша дерево за дерево, кустик за кустик и ушла далеко в лес.
- Нарушение запрета. (4)
Медведь говорит, у меня будешь жить меня кашей кормить.
- Вредительство. (8)
Маша хотела вернуться домой, но медведь её не отпускал.
- Герою предлагается трудная задача. (7)
Маша придумала, как сделать, чтобы медведь САМ отнёс её домой.
- Беда ликвидируется. (7)
Медведь принес Машеньку домой.
- Возвращение героя (22)
Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.
- Победа, подарок, радость. (27)
Пересказ сказки
«Кот, петух и лиса»
В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь.
C обирается кот на охоту и говорит петушку: — Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесёт, съест и косточек не оставит.
«Кот, петух и лиса»
Ушёл кот, а Петя-петушок в избушке всё прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку — сидит, песни поёт, кота ждёт. А лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошко и запела: Петушок, петушок, Золотой гребешок, Выгляни в окошко — Дам тебе горошку.
Петя выглянул, а лиса его — цап-царап — схватила и понесла. Петушок испугался, закричал: — Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик- братик, выручи меня. Кот хоть далеко был, а услыхал петушка. Погнался за лисой что было духу, догнал её, отнял петушка и принёс его домой.
«Кот, петух и лиса»
С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним не показывается.
Сочинение собственных сказок
Сказка «Иван да Марья».
Жили были Иван да Марья.
Однажды Иван отправился на охоту, и наказал Марье Бабу-ягу на порог не пускать.
А Баба-яга была хитрой, обернулась в красную девицу и уговорила Марью пойти в лес гулять. В лесу Баба-яга заманила Марью в озеро и утопила ее.
А сама обернулась Марьюшкой, и пошла в избушку Ивана дожидаться. Вернулся Иван, не заметил подмены, но кот Мурлыка подсказал, что это не настоящая Марьюшка это Баба-яга. И вступил Иван в бой с лже - Марьей и победил он Бабу-ягу. Подсказал Мурлыка – кот, где настоящая Марьюшка спрятана. Пошел Иван на озеро вызволять свою настоящую жену. Мораль сказки - слушайся мужа.
Правила
Желательно чтобы у главного героя и у ребенка были какие-то общие черты. Может они оба любят варенье или смотрят один и тот же мультфильм.
2. Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное волшебное пространство. Поэтому используются формулы вроде: «Давным-давно, в некотором царстве-государстве»…
3. Хорошо, когда в пространстве сказки у главного героя оказывается друг- помощник. Друг в сказке помогает ослабить психическое напряжение и разрядить эмоции.
4. В ходе сказки необходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает задачку, приобретает определенный навык и преображается.
5. В сказку вводится антигерой – персонаж, которого надо победить (или может быть изменить его).
6. Финал сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращается домой, получает полкоролевства и красавицу жену.
Спасибо за внимание.