Елена Кострицына
Технологическое обеспечение коррекционно-педагогической работы по развитию сенсорно-перцептивной способности
Технологическое обеспечение коррекционно-педагогической работы по развитию сенсорно-перцептивной способности
Развитие сенсорно-перцептивной способности детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Публикация «Технологическое обеспечение коррекционно-педагогической работы по развитию сенсорно-перцептивной способности» размещена в разделах
Вопрос развития сенсорно-перцептивной способности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.
Работа по развитию сенсорно-перцептивной способности детей с интеллектуальной недостаточностью начинается с младшей группы в возрасте 3-4 лет. В группу пришли дети “домашние”, у них не были сформированы навыки самообслуживания, которые развиваются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики.
В начале работы было проведено диагностическое обследование с целью – выявления уровня развития сенсорно-перцептивной способности по следующим критериям:
1. упражнение «Фонарики»,
2. сжимание и разжимание кулачков,
3. потирание кулачков,
4. сминание бумаги в кулаке.
Критерии делятся на три уровня:
Высокий уровень: точное воспроизведение движения.
Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.
Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.
Диагностика показала, что 82% вновь пришедших детей имеют низкий уровень, а 18% - средний.
Учитывая важность проблемы, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, совместно в контакте с родителями и специалистами детского сада.
Цель работы: развитие сенсорно-перцептивной способности у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Для решения этой цели были поставлены следующие задачи:
Образовательные:
1) формирование произвольных координированных движений пальцев и гибкости рук;
2) формирование практических умений и навыков;
3) обучать различным навыкам работы с предметами;
Развивающие:
1) развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук;
2) совершенствование движений рук;
3) развитие познавательных психических процессов.
Воспитательные:
1) воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим.
2) воспитывать и развивать художественный вкус;
3) воспитывать усидчивость и целенаправленность.
Работа с детьми проводится по следующим направлениям:
1. пальчиковые игры,
2. игры с предметами,
3. дидактические игры.
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Например: «Моя семья», «Капуста», «Сорока – сорока», «Пальчики здороваются», «Пальчики в лесу» и др.
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пуговицами, бумагой, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, а так же упражнения в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Дидактические игры - развивает тонкую моторику пальцев, подражание движениям рук, понимание речи, развитие силы и мышц кистей рук, развивает согласованние движений пальцев обеих рук. Например: «Молоточки», «Черепашка», «Уточка», «Лапки-царапки», «Улитка», «Погремушка», «Барабанчик» и мн. др.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. В начале года было проведено родительское собрание на тему: «Развитие сенсорно-перцептивной способности у детей младшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью», ознакомила с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей, и было предложено осуществлять работу в трех направлениях:
1. специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев;
2. обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
3. формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.
Кроме того, с родителями проводятся консультации, анкетирование, тестирование по развитию сенсорно-перцептивной способности детей, так же в родительском уголке обновляются рекомендации, памятки, брошюры, описание пальчиковых и дидактических игр.
Таким образом, в результате проделанной работы можно сделать вывод, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию сенсорно-перцептивной сферы у детей младшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.