Елена Каткова
«Театрализованная деятельность как средство развития артистических способностей детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Один из самых, пожалуй, эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя, является театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность-это самый распространенный вид детского творчества, а также хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания всесторонне развитой личности. Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Публикация «„Театрализованная деятельность как средство развития артистических способностей детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театр для детей — это волшебная страна, где фантазии становятся реальностью, предметы оживают, а добро всегда побеждает зло. Всё это разновидность игры, которая является неотъемлемой частью жизни дошкольника. Театрализованная деятельность оказывает на ребёнка огромное эмоциональное влияние, пробуждает его воображение, активность, развивает артистические способности, которые позволяет ребенку быть более индивидуальным среди сверстников, проявлять себя как творческую личность не только на праздниках, развлечениях, вечерах-досугах, но и в окружающей жизни.
Средний дошкольный возраст — замечательное время для развития творческих талантов. Малыши пятого года жизни с удовольствием примеряют на себя различные роли, проникаясь переживаниями вымышленных героев, при этом раскрепощаясь и постигая природу человеческих взаимоотношений.
Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе и др. : ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Игры -драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.
Учитывая актуальность данной темы в своей работе с детьми я уделяю большое внимание театрализованной деятельности, как одного из важных компонентов педагогического процесса.
В ходе работы по театрализованной деятельности мною решаются следующие задачи: (перечислять я их не буду, обратите внимание на экран)
Задачи театрализованной деятельности для детей среднего возраста :
• Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к
театрализованной игре путём приобретения более сложных
игровых умений и навыков;
• Учить разыгрывать несложные представления по знакомым
литературным произведениям;
• Побуждать к инициативе и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения;
• Содействовать развитию режиссерской игры;
• Приучать использовать образные игрушки и бибабо;
• Поддерживать желание выступать перед детьми, родителями, сотрудниками детского сада, развивать артистические способности детей.
Так же в своей работе стараюсь придерживаться принципов, которые предусматривают учет возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей и способностей ребенка.
Если театр в классическом варианте начинается с вешалки, то в детском саду он начинается с атрибутов, по которым дети получают начальные сведения об этом виде творческой активности. Для этого у нас в группе оборудован замечательный театральный уголок, в котором представлены разные виды настольного театра, театр масок, театр ложек, пальчиковый театр, платковый театр, теневой театр, вязанный, театр Би-ба-бо, варежковый театр, театр на фланелеграфе. Эти виды театров используют все педагоги в своей работе с детьми. Мне же хотелось внести в наш детский сад, что-то новое, и я решила изготовить «Театр на фартуке».
«Театр на фартуке» - это нетрадиционный универсальный язык, который в корне меняет традиционный взгляд на организованный аспект театрализованной деятельности дошкольников. Поскольку, для эффективного показа спектакля важно все: какие декорации и их размещение, какие куклы и ширма, где сидят дети и т. п., поэтому воспитателю приходится тратить время для решения таких организационных моментов. А данный вид театра помогает мне, одев на себя «театр-фартук», сразу начать спектакль. И уже через минуту декорации движутся вместе с актерами, быстро меняются, я манипулирую куклами, удачно дополняя их мимикой, жестами, средствами речевой выразительности. Такой театр вызывает у детей интерес, понимание сюжета, дает возможность взаимодействия «актер – зритель».
В процессе показа сказки на фартуке я могу так же предложить детям поиграть в подвижные игры (не снимая «сказочный фартук»). В процессе игры дети могут показывать походку и повадки животных, например: показать как ходит лисичка, а как медведь (сказка «Колобок»). Можно также предложить детям показать, как дед звал бабку, что бы она помогла ему вытащить репку, как баба с дедом пекли колобок.
В процессе «фартуковой» театрализованной деятельности я побуждаю детей к обобщению услышанного и увиденного; комментированию: прививаю умение видеть новое, рассуждать в новых условиях, фантазировать, преодолевать трудности, корректировать собственное поведение, формирую любознательность.
Одним из привлекательных для детского внимания театров является театр живых кукол, который есть и в нашей группе. Это платочные куклы (Кукла нашивается на платок. Ребенок держит ее за руки, а движения героя выполняет своим телом). Платочные куклы помогают детям учиться лучше координировать свои движения и передавать отличительные особенности характера героя.
Стоит отметить, что театральный уголок стал любимым местом группы для детей. Все, что в нем находится, широко используется как на специально организованных занятиях, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей.
Для создания условий персонифицированного общения с каждым ребёнком, развития его исследовательского интереса, моделирования, экспериментирования в зоне театрализованной деятельности я разместила разнообразный природный и бросовый материал, ткани, элементы костюмов для ряжения: платочки, ленточки, маски зверей, резиновые игрушки.
Для полноты картины и создания общего впечатления от театрализованной деятельности не обойтись без декораций, которые мы изготавливаем совместно с детьми и родителями.
Работу по театрализованной деятельности я провожу в рамках ООД по развитию речи, (один раз в три-четыре недели) и в вечерние отрезки времени.
По месту в режиме дня я использую с детьми следующие формы организации театрализованной деятельности :
- театрализованное занятие;
- мини - игры на других занятиях;
- театрализованные игры – спектакли;
- театрализованные игры в повседневной жизни;
- различные виды игр (словесные, настольные, дидактические, подвижные);
- театрализованные игры на прогулках;
- использования элементов театрализованной деятельности в режимных моментах.
Во время образовательной деятельности я включаю театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей, куда вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.
Для расширения кругозора, фантазии, поднятия эмоционального настроения провожу совместную деятельность по данной теме. Сюда включаются игровые ситуации, организация игр в группе и на прогулке, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.
В своей работе я использую следующую литературу : Т. Н. Доронова «Играем в театр», М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду», С. И. Мерзлякова «Волшебный мир театра», М. Д Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», Т. А. Шорыгина «Красивые сказки. Эстетика для малышей». Пользуюсь электронными ресурсами.
Огромную помощь в работе с детьми по театрализованной деятельности оказывают родители. Благодаря нашим родителям у нас в группе появился замечательный театральный уголок. Руками родителей был изготовлен «Вязанный театр», из красивых и ярких лоскутков мама Артема сшила новую нарядную одежду для кукольного театра «Би ба бо». Руками родителей пополнили уголок ряженья новыми костюмами (юбки, платки, рубашки).
Так же родители выполняют роли на праздниках. Ни для кого не секрет, какую реакцию у ребёнка вызывает появление мамы, папы или бабушки в образе сказочного героя или литературного персонажа. Это и восторг, и гордость, и желание быть похожим на взрослого, научиться выразительному исполнению ролей (то есть – «Я хочу быть, как мама!»)
На новогоднем утреннике в роли Деда мороза выступал один из пап моего воспитанника, а мама была в роли Снегурочки, получился совместный семейный дуэт. Родители с энтузиазмом готовились к представлению, очень эмоционально играли свои роли, чем создали для детей атмосферу радости и подали пример актёрского мастерства.
Таким образом, вовлекая родителей в активную театрализованную деятельность совместно с детьми и педагогами в ДОУ, мы создаём условия для укрепления эмоциональных связей ребёнка с его семьёй, что способствует более глубокому погружению детей в атмосферу игры, волшебства, праздника. Это позволяет нам эффективнее решать поставленные педагогические задачи, развивать художественно – эстетический вкус и творческие способности детей, а также поддерживать взаимосвязь детского сада с родителями в общем деле воспитания, образования и развития ребёнка.
Результаты моей работы по театрализованной деятельности меня радуют : ребята проявляют инициативу в выборе произведения и ролей при разыгрывании представлений, с удовольствием играют в настольные игры по сюжетам знакомых сказок. Стали чаще проявлять симпатию друг другу, охотно говорить о своих чувствах, переживаниях, стали доверчивыми и открытыми. Значительно уменьшилось количество конфликтных ситуаций между детьми.
Наряду с положительным, конечно же еще есть над чем работать. В силу своего возраста еще недостаточно развита речь и невербальные средства общения (жесты, мимика, движения и т. д., есть очень замкнутые дети. С такими детьми очень важно осуществлять индивидуальную работу, где они могут раскрыться и проявить свои творческие способности.
Планирую на будущее продолжать работу по формированию у детей интереса к театральной деятельности. А для этого изготовить или приобрести большую ширму для кукольного театра, разнообразить декорации к сказкам, пополнить театральный уголок разными видами театров. Моя мечта - изготовить или приобрести театр кукол – марионеток и научить детей управлять ими. Для создания театральных постановок очень важно музыкальное сопровождение, поэтому на будущее планирую пополнять фонотеку в группе. И конечно же продолжать работу по привлечению родителей к сотрудничеству, активно вовлекать их к созданию условий для театрализованной деятельности, и участию в постановке спектаклей и театрализованных представлениях.
В завершении могу сказать следующее: систематическое включение театрализованных игр в повседневную жизнь помогают полнее раскрыть возможности и творческие способности каждого ребенка.
Театрализованная деятельность близка и доступна детям. Ведь она заложена в самой их природе: любую выдумку и впечатление из окружающей обстановки малыш стремится трансформировать в живой образ. Дети моей средней группы с удовольствием участвуют в спектаклях, любят облачаться в яркие костюмы, управлять куклами, говорить от их имени. Такие действия помогают всестороннему развитию ребёнка, чересчур подвижному и эмоциональному помогают стать более собранным, целеустремлённым, а робкому — наоборот, преодолеть застенчивость и неуверенность в себе.