Кира Косьяненко
Конспект занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром «Тайны природы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Тайны природы»
Цель: воспитывать интерес к растениям, накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.
Образовательные задачи: развить интерес детей ко всему живому, к природе во всех ее проявлениях; способствовать обобщению представлений детей о строении, росте и развитии растений; строить суждения с доказательствами, расширять представления детей о частях растений; приобщить к разнообразной деятельности в природе её охране и уходу за растениями и животными, к способностям любоваться её красотой; упражнять в отгадывании загадок;
Публикация «Конспект занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром „Тайны природы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Развивающие задачи: развивать способность детей к изобразительной деятельности (чувство формы, композиции воображение, творчество)
Воспитательные задачи: вызвать интерес к коллективным работам; развивать любовь к природе; воспитать чувства дружбы, взаимовыручки.
Материал: Гербарий растений, где видны все их части, засушенный одуванчик, семена помидор, огурцов, укропа, салата, цветов, картинки с изображением разных растений. Земля, песок, торф суперфосфат, мерная баночка. Емкость для почвенной смеси. Детский садовский инвентарь: совки, грабли, лейки. Ящики для посадки, клеенка, тряпочки, фартуки, баночки для экспериментов.
Словарная работа: размножение растений, семена, росток, освещение, ухаживать за растениями.
Предварительная работа: серия наблюдений за плодовыми растениями; наблюдения за особенностями внешнего вида растений; серия опытов «Растения - живые», посадка растений, длительные наблюдения за их ростом и развитием, составление рассказов о растениях и т. п.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята сегодня я хочу вам рассказать интересную историю. (в группу вбегает эколенок с помидором и огурцом в руках)
Э. : - Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки.
В. : - Здравствуйте. А вы кто и что вы здесь делаете?
Э. : - Я эколенок из страны Экологии, а зовут меня Шалун.
В. : - А зачем ты к нам пришел?
Э. : - Прислала меня к вам Умница - королева страны Экологии, и передала для вас какие то витамины. Я обрадовался, думал они сладкие, а это ВОТ (показывает детям овощи). Я такое не люблю, какие же это витамины.
В. : - Самые настоящие, только делает их сама природа.
Э. : - это как?
В. : - А ты посиди и послушай, а мы с ребятами тебе все покажем, и расскажем.
Дети рассматривают помидор и огурец
В. : - Ребята в наших овощах живут маленькие жители, которые называются – семена. И что бы выросли наши витамины, мы должны посеять в землю наши семечки.
В. : - Шалун, а ты знаешь, как нужно сеять семена?
Э. : - Не расстраивайся, мы тебя научим, как надо сеять семена, чтобы выросло растение.
В. :- Ребята, что нам надо подготовить? (Почву)
- Да, почву, но в ней должно быть больше воздуха. Для чего? (Чтобы корни растений могли дышать)
- Вчера мы набрали землю под деревом и на тропинке. Как вы думаете, в какой почве будет больше воздуха - в почве, которую мы взяли под деревом или в почве, которую взяли на тропинке? Почему? (ответы детей)
- Сейчас мы проверим ваши высказывания. Проведем опыт и проверим, где больше воздуха. Возьмем образцы почвы и опустим их в банки с водой, понаблюдаем в какой из них больше воздушных пузырьков. Как вы думаете, в какой почве легче дышать корням растений? Почему?
Вывод: В почве, которую мы взяли под деревом больше воздуха, так как она рыхлая, мягкая.
Почему воздуха "под тропинкой" меньше?
(Когда мы ходим по земле мы давим на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.)
Почему нельзя ходить по газонам, по клумбам? (ответы детей)
А теперь давайте подготовим нашу землю к посадке наших семян. Для этого мы возьмем землю, но чтобы в ней было больше воздуха, и хорошо проходила вода, добавим песок, а для питания растений добавим чернозем. Все смешаем. А сейчас посмотрим, что происходит с нашими семенами. Семена, которые мы просто положили - они проснулись? (нет)
А вот эти семена, которые мы замочили? Посмотрите, какие они стали? (Они проснулись, набухли; их пора сажать в землю) А почему?
Д. : - Потому что наши семена дышат, они же живые.
Открывают крышки. Дети рассматривают набухшие семена. У большинства появился белый «хвостик».
В. : - Ребята, а что это за белый хвостик?
Д. : - Да это же корешок!
В. : - Вы правильно догадались, конечно, это корешок. Семена показывают нам, что они «проснулись» и пора их сажать в землю. Как вы думаете, почему семена проснулись?
Д. : - Потому, что поместили их на влажные салфетки, закрыли крышками, чтобы им было тепло. Они согрелись, напились воды, и «проснулись».
В. : - Теперь семена готовы к посадке. Давайте их посадим. Семенам нужно приготовить мягкую, «вкусную», влажную почву. Зачем им нужна такая почва? Предположения детей.
В. : - Правильно, чтобы корешок мог быстро расти, впитывая воду и растворенные в ней питательные вещества. Займемся приготовлением почвы. Нам понадобятся торф, земля, песок, удобрения.
Дети под руководством педагога, используя мерную банку, берут две части торфа, две части песка, одну часть земли. Все смешивают в тазу.
В. : - Хорошая почва получилась, но чего - то не хватает. Чего
же?
Д. : - нужно полить.
Дети - поливают водой.
В. : - Воду будем добавлять немного, чтобы земля была влажной, но рыхлой. Почему земля должна быть рыхлой? Предположения детей.
В. : - Правильно. Семена и корешки живые. Значит, дышат. Поэтому земля должна быть рыхлой, чтобы воздух свободно проходил. Приготовленную землю перекладывают в ящички.
В. : - Теперь мы все приготовили и пора сажать семена. Как мы это будем делать? Дети обсуждают различные варианты.
В. : - Правильно. Мы будем делать канавки и раскладывать семена. Семена будем класть по одному в канавки, на расстоянии друг от друга, чтобы они не мешали друг другу расти. Семечко следует брать осторожно, не касаясь корешка. Как мы будем класть семечко в землю? Предположения детей.
Ребята мы с вами посадили семена, полили их, а что теперь? Мы можем оставить на столе и про них забыть? (ответы детей)
Правильно ребята, конечно же нет. Что бы наши витамины выросли, мы должны за ними ухаживать.
Э. : - Фу, зачем это надо. Они же растения, чего за ними ухаживать? Еще скажите покормить их надо! Ха-ха-ха.
В. : - Конечно же и покормить, и напоить. Нельзя забывать, о том, что наши растения живые, и без воды и подкормки разными удобрениями они просто погибнут.
Э. : - Спасибо вам ребята. Вы много нового открыли для меня, я теперь буду всегда ухаживать за нашими растениями в стране Экологии. А с вами я прощаюсь, побегу искать новые тайны нашей природы. До новых встреч!