Наталья Прокопьевна Григорьева
«Таинственный и манящий мир природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Таинственный и манящий мир природы.
Исследование свое мы начали с наблюдения. Наблюдение дает ребенку возможность не только воспринимать красоту природы. Но и узнавать новое о животных и растениях, о явлениях неживой природы. Наблюдения были кратковременными, в течение нескольких минут, и более длительными, на протяжении многих дней. В процессе кратковременных наблюдений дети подмечали внешние особенности предметов, например окраску цветков и величину листьев у растений, свойства снега, глины. Длительные наблюдения - наблюдали за последовательной сменой сезонов, за развитием растений из семян.
Публикация «„Таинственный и манящий мир природы“» размещена в разделах
В процессе различных наблюдений задавали вопросы, сообщали что-то новое, предлагали по возможности, потрогать или не спеша рассмотреть что-либо. Все это помогала проанализировать наблюдаемое и сделать соответствующие выводы.
Так же проводили опыты. Проведение опытов увлекательное занятие для ребят. Они активно высказывают свои предположения, используют различные способы проверки, делают выводы, следовательно, развивается самостоятельность мышления и поддерживается познавательный интерес к миру природы.
С помощью беседы развивала мыслительные и речевые способности детей. Старалась содержание беседы сделать более интересным и доступным пониманию ребенка. Заботилась о том, чтобы дети сами обобщали, формировали выводы, а не только соглашались. Вовремя беседы не нужно задавать много вопросов. Обходилась только напоминанием, кратким указанием.
В нашем участке очень удобно наблюдать за сменой времен года. Дети приобретают достаточный опыт общение с природой для того, чтобы выделять простейшие связи в наблюдаемых природных процессах. Ребенок может не только наблюдать, но и вспомнить, что было раньше, сравнить произошедшие перемены, проанализировать их.
Исследовательская деятельность помогает выявить причины явления, закономерные связи в природе. Детям было очень интересен процесс превращения воды в лед и обратный процесс-таяние льда, таким образом, дети увидели своими глазами, как температура воздуха влияет на состояние воды.
Ухаживали за комнатными растения, и пришли к выводу, что различным растениям нужно неодинаковое количество воды: если не полить в течении трех дней бальзамин, то он опустит листочки, начнет вянуть. Его нужно часто поливать, а кактусы, наоборот, часто поливать нельзя, иначе они погибнут.
Пересаживали растения. Поинтересовалась, почему пересаживаем растения, для чего нужно удобрения. Путем рассуждений пришли к выводу, что растения получают питание из почвы, что растениям необходима питательная земля. С помощью элементарных опытов мы выделили четыре основных элемента окружающей среды: это вода, земля, свет и тепло. И пришли к выводу, что все живые существа нуждаются в воде, пище, свете и тепле. Рассматривая растения, определили, что все растения имеют корень, стебель, лист. Что каждая часть растения выполняет свою работу: корень всасывает воду из земли, стебель проводит ее вверх к листьям. Листья испаряют влагу, не давая растению перегреваться или переохлаждаться.
Цветы и плоды предназначены для продолжения вида и его распространения. Пришли к выводу, что нельзя подкопать корни, обрывать листья, срывать цветы. Срывая цветы, не только уничтожаем эти растения, но и не даем вырасти новым.