Получи документы

Конспект билингвального занятия по обучению хакасскому языку «Хозяин тайги зовет нас в гости»

Светлана Чучунова
Конспект билингвального занятия по обучению хакасскому языку «Хозяин тайги зовет нас в гости»
▼ Скачать + Заказать документы

«Тайа ээзi пiстi ааллап хыырча» (Хозяин тайги зовет нас в гости)

Цель: Создание условий для речевого развития по обучению хакасскому языку.

Задачи:

Учить детей вести диалог на хакасском языке. Познакомить детей с новыми словами: тиин, тайга ээзі, пуур.

Развивать речевую деятельность детей (закрепление слов на хакасском языке, знакомство с новыми словами на хакасском языке : тиин, тайга ээзі, пуур); развивать умение отвечать на вопрос «Пу ниме?» (Что это)

Публикация «Конспект билингвального занятия по обучению хакасскому языку „Хозяин тайги зовет нас в гости“» размещена в разделах

Воспитывать желание говорить на хакасском языке; совершенствовать умение работать в коллективе, выслушивать ответы сверстников.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная.

Словарная работа: повторение и закрепление слов по теме: «Сан», «Сас анар».

Средства реализации: кукольный театр (лиса, медведь, иллюстрация медведя, разрезные картинки (заяц, волк).

Предварительная работа: Разучивание стихотворения на хакасском языке «Тайга ээзі мин полчам»

Организация детских видов деятельностей:

1. Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе, в круге

2. Разрешено свободное размещение детей

3. Разрешено свободное перемещение детей в процессе деятельности

4. Разрешено свободное общение детей

н кстег: Познавательнай тоыс хоостыра оланнарны наа піліс аларына одайлар тимнире.

Пгі ннер: 1. Сас анарны аттарын орта адира гредерi, чоохта тузаланары;

2. Анар хайда чуртапчатханын чоохтиры;

3. Оланнарны полызар кнілерін кніктерері.

Кирек ниме – ноолар: хоос: хола кистере ккл театр: аба, тлг

гредіг чрімі

1. гредігні кiрiс чардыы.

- Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости, а давайте с ними поздороваемся на хакасском языке.

- Изеннер!

Группазар саасхан учух килче, пічік агыл килче.

- изеннер олганнар. Сірерге пічік.

- Изен саасхан, улуг алгыс сагаа.

- Ребята, а вы хотите узнать от кого это письмо.

- Лада. Что нам для этого нужно сделать?

сделать с конвертом?

- Сейчас я вам прочитаю это письмо: «Изеннер олганнар, пасча сірерге тайа ээзі, Сірерні тайазар ааллап хыырчам» (Здравствуйте дети, пишет вам хозяин тайги, приглашаю вас, в гости в тайгу)

2. гредігні н чардыы.

Воспитатель: – Оланнар, ниме ол - тайа ээзi? Хайда ол чуртапча? (- Ребята, а кто такой тайга ээзі) Оланнарны нандырылары.

Воспитатель абаны хоозын кзiтче. (Воспитатель показывает картинку медведя)

Воспитатель:– Пу аба.

- Хайдаг аба? (чоон, хара, талтах)

- Аба тайада чуртапча.

- Оланнар, тайазар параалар. (Хотите отправиться в путешествие в тайгу)Хайди піс тайгада пол парабыс? Как мы сможем попасть в тайгу? Тайада пол парар чн хайхасты сстер чоохталар (Медведь живет в тайге, чтобы оказаться в тайге нам надо сказать волшебные слова) :

«Аар – пеер, аар – пеер,

Андар – мындар,

Андар – мындар,

Тайада пол пар».

( Звучит музыка: пение птиц)

Тайада тиинiекке учурап парчалар.

Тиин: – Изеннер, оланнар!

- Мин тиинiексім. Ааста чуртапчам. Сiрер хайдар парчазар?

(Абазар).(Здравствуйте дети, я белочка, живу в тайге.)

- Изен тииніек, аба хайда чуртапчатханын кзiт пир? (Белочка, покажи, где живет медведь)

Тиин: – Пастап мааа полыс пирiер. Нине тиинiек ааста одырча, санап пирiер.

Оланнар тиинiектернi санапчалар. (Дети вместе с воспитателем считают, сколько белочек сидят на дереве)

- Хыйгачахсар олганнар!

- Пу чола парзар, абаны таап аларзар. (По этой тропинке пойдете, там медведя найдете)

Ана тлг учурап парча:

– Изеннер, оланнар. Мин кйтiк тлгзім. Мин iнде чуртапчам. Мааа полыс пирiер хоостарны чыып салара. (На пути встречается лиса, просит о помощи, чтоб дети собрали разрезные картинки)

Ойын «Хоосты чы».

- Пу ниме? (Пуур) (друг за дружкой повторяют слово пуур)

- Дети как дует ветер? (--)

А теперь скажем, что ветер дует потише: -

- Лада, козет пир, хайди суулапча чил? (--)

- Егор, козет пир хайди чил тохтапча. (-)

- Пу ниме? (Хозан)

Хоосты чардыхтарын орта чыып, ниме пол паранын адапчалар. (Дети отвечают, чей рисунок получился)

- Хыйгаахсар, олганнар!

- Пу чола парзар, абаны таап аларзар. (По этой тропинке пойдете, там медведя найдете)

Абаа тоасчалар:

- Изеннер, олганнар!

- Изен, аба!

- Мааа пуун эрiстiг полган, аны чн сiрернi хыырам.

- Аба, олганнар, синенер кибеліс пілчелер, че олганнар кибеліс абаа чоохтап пирелер. (Дети про тебя стихотворение знают, хотят тебе рассказать) :

Тайа ээзi мин полчам,

Чистектерге чоо хынчам.

Суда паламны чуупчам,

Хысхы килзе, узупчам.

- Хыйгачахтар! Мині ріндірібістер! Мин хынчам сірерге таптырастар чоохтап пирерге, че нандыраар хакас тіліне.

(Ребята, отгадайте загадки, только отгадки говорите на хакасском языке)

1. Повыше кошки рост,

Живет в норе, в лесу,

Пушистый рыжий хвост –

Все знаем мы (Лису).

- Кзіт пиреер хайди тлг пас чрче (Изобразите лисичку)

2. Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу голодный?

На собаку он похож,

Что ни зуб – то острый нож! (Волк).

- Кзіт пиреер хайди прні (Изобразите волка)

3. Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Всех зверек пугается

Под кустом спасается. (Заяц).

- Кзіт пиреер хайди сегірче хозан (Покажите, как прыгает зайка)

Воспитатель: – Амды пiске нанара кирек.

Аба:– Алыс сірерге, оланнар, кнім кдір пирген чн, хынчам сірерге сыйыхтар сыйлирге. (Вы любите подарки?) (Ответы детей)

- Анымохтар, олганнар.

- Анымох, аба.

-Ибде пол парар чн, оланнар воспитательне хада, харахтарын чаап, хайхасты сстер чоохтанчалар. (Чтобы оказаться дома, нам надо сказать волшебные слова)

Хайхасты сстер:

«Аар – пеер, аар – пеер,

Андар – мындар,

Андар – мындар,

Ибде пол пар».

3. гредігні тзімі.

–Піс пн хайда полабыс?

- Хайда анарна тогасхабыс?

- Тиин хайда чуртапча?

- Тлг хайда? Ниме ол - тайа ээзi? (Оланнарны нандырылары).

Автор публикации:
Конспект билингвального занятия по обучению хакасскому языку «Хозяин тайги зовет нас в гости»
Опубликовано: 4 февраля 2020 в 14:55
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект билингвального занятия по обучению хакасскому языку «Хозяин тайги зовет нас в гости»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Чучунова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД