Светлана Чучунова
Конспект билингвального занятия по обучению хакасскому языку «Хозяин тайги зовет нас в гости»
▼ Скачать + Заказать документы
«Тайа ээзi пiстi ааллап хыырча» (Хозяин тайги зовет нас в гости)
Цель: Создание условий для речевого развития по обучению хакасскому языку.
Задачи:
Учить детей вести диалог на хакасском языке. Познакомить детей с новыми словами: тиин, тайга ээзі, пуур.
Развивать речевую деятельность детей (закрепление слов на хакасском языке, знакомство с новыми словами на хакасском языке : тиин, тайга ээзі, пуур); развивать умение отвечать на вопрос «Пу ниме?» (Что это)
Публикация «Конспект билингвального занятия по обучению хакасскому языку „Хозяин тайги зовет нас в гости“» размещена в разделах
Воспитывать желание говорить на хакасском языке; совершенствовать умение работать в коллективе, выслушивать ответы сверстников.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная.
Словарная работа: повторение и закрепление слов по теме: «Сан», «Сас анар».
Средства реализации: кукольный театр (лиса, медведь, иллюстрация медведя, разрезные картинки (заяц, волк).
Предварительная работа: Разучивание стихотворения на хакасском языке «Тайга ээзі мин полчам»
Организация детских видов деятельностей:
1. Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе, в круге
2. Разрешено свободное размещение детей
3. Разрешено свободное перемещение детей в процессе деятельности
4. Разрешено свободное общение детей
н кстег: Познавательнай тоыс хоостыра оланнарны наа піліс аларына одайлар тимнире.
Пгі ннер: 1. Сас анарны аттарын орта адира гредерi, чоохта тузаланары;
2. Анар хайда чуртапчатханын чоохтиры;
3. Оланнарны полызар кнілерін кніктерері.
Кирек ниме – ноолар: хоос: хола кистере ккл театр: аба, тлг
гредіг чрімі
1. гредігні кiрiс чардыы.
- Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости, а давайте с ними поздороваемся на хакасском языке.
- Изеннер!
Группазар саасхан учух килче, пічік агыл килче.
- изеннер олганнар. Сірерге пічік.
- Изен саасхан, улуг алгыс сагаа.
- Ребята, а вы хотите узнать от кого это письмо.
- Лада. Что нам для этого нужно сделать?
сделать с конвертом?
- Сейчас я вам прочитаю это письмо: «Изеннер олганнар, пасча сірерге тайа ээзі, Сірерні тайазар ааллап хыырчам» (Здравствуйте дети, пишет вам хозяин тайги, приглашаю вас, в гости в тайгу)
2. гредігні н чардыы.
Воспитатель: – Оланнар, ниме ол - тайа ээзi? Хайда ол чуртапча? (- Ребята, а кто такой тайга ээзі) Оланнарны нандырылары.
Воспитатель абаны хоозын кзiтче. (Воспитатель показывает картинку медведя)
Воспитатель:– Пу аба.
- Хайдаг аба? (чоон, хара, талтах)
- Аба тайада чуртапча.
- Оланнар, тайазар параалар. (Хотите отправиться в путешествие в тайгу)Хайди піс тайгада пол парабыс? Как мы сможем попасть в тайгу? Тайада пол парар чн хайхасты сстер чоохталар (Медведь живет в тайге, чтобы оказаться в тайге нам надо сказать волшебные слова) :
«Аар – пеер, аар – пеер,
Андар – мындар,
Андар – мындар,
Тайада пол пар».
( Звучит музыка: пение птиц)
Тайада тиинiекке учурап парчалар.
Тиин: – Изеннер, оланнар!
- Мин тиинiексім. Ааста чуртапчам. Сiрер хайдар парчазар?
(Абазар).(Здравствуйте дети, я белочка, живу в тайге.)
- Изен тииніек, аба хайда чуртапчатханын кзiт пир? (Белочка, покажи, где живет медведь)
Тиин: – Пастап мааа полыс пирiер. Нине тиинiек ааста одырча, санап пирiер.
Оланнар тиинiектернi санапчалар. (Дети вместе с воспитателем считают, сколько белочек сидят на дереве)
- Хыйгачахсар олганнар!
- Пу чола парзар, абаны таап аларзар. (По этой тропинке пойдете, там медведя найдете)
Ана тлг учурап парча:
– Изеннер, оланнар. Мин кйтiк тлгзім. Мин iнде чуртапчам. Мааа полыс пирiер хоостарны чыып салара. (На пути встречается лиса, просит о помощи, чтоб дети собрали разрезные картинки)
Ойын «Хоосты чы».
- Пу ниме? (Пуур) (друг за дружкой повторяют слово пуур)
- Дети как дует ветер? (--)
А теперь скажем, что ветер дует потише: -
- Лада, козет пир, хайди суулапча чил? (--)
- Егор, козет пир хайди чил тохтапча. (-)
- Пу ниме? (Хозан)
Хоосты чардыхтарын орта чыып, ниме пол паранын адапчалар. (Дети отвечают, чей рисунок получился)
- Хыйгаахсар, олганнар!
- Пу чола парзар, абаны таап аларзар. (По этой тропинке пойдете, там медведя найдете)
Абаа тоасчалар:
- Изеннер, олганнар!
- Изен, аба!
- Мааа пуун эрiстiг полган, аны чн сiрернi хыырам.
- Аба, олганнар, синенер кибеліс пілчелер, че олганнар кибеліс абаа чоохтап пирелер. (Дети про тебя стихотворение знают, хотят тебе рассказать) :
Тайа ээзi мин полчам,
Чистектерге чоо хынчам.
Суда паламны чуупчам,
Хысхы килзе, узупчам.
- Хыйгачахтар! Мині ріндірібістер! Мин хынчам сірерге таптырастар чоохтап пирерге, че нандыраар хакас тіліне.
(Ребята, отгадайте загадки, только отгадки говорите на хакасском языке)
1. Повыше кошки рост,
Живет в норе, в лесу,
Пушистый рыжий хвост –
Все знаем мы (Лису).
- Кзіт пиреер хайди тлг пас чрче (Изобразите лисичку)
2. Что за зверь зимой холодной
Ходит по лесу голодный?
На собаку он похож,
Что ни зуб – то острый нож! (Волк).
- Кзіт пиреер хайди прні (Изобразите волка)
3. Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Всех зверек пугается
Под кустом спасается. (Заяц).
- Кзіт пиреер хайди сегірче хозан (Покажите, как прыгает зайка)
Воспитатель: – Амды пiске нанара кирек.
Аба:– Алыс сірерге, оланнар, кнім кдір пирген чн, хынчам сірерге сыйыхтар сыйлирге. (Вы любите подарки?) (Ответы детей)
- Анымохтар, олганнар.
- Анымох, аба.
-Ибде пол парар чн, оланнар воспитательне хада, харахтарын чаап, хайхасты сстер чоохтанчалар. (Чтобы оказаться дома, нам надо сказать волшебные слова)
Хайхасты сстер:
«Аар – пеер, аар – пеер,
Андар – мындар,
Андар – мындар,
Ибде пол пар».
3. гредігні тзімі.
–Піс пн хайда полабыс?
- Хайда анарна тогасхабыс?
- Тиин хайда чуртапча?
- Тлг хайда? Ниме ол - тайа ээзi? (Оланнарны нандырылары).