Светлана Евгеньевна Маркелова
Сюжетно-ролевая игра как средство подготовки детей к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Говоря о готовности к школе, подразумевается совокупность интеллектуальных, физических, эмоционально – волевых и личностных качеств ребенка, помогающих максимально легко войти в новую школьную жизнь и принять социальную позицию «школьника». Школьная готовность важна как для детей развивающихся в норме, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство подготовки детей к обучению в школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Проблема готовности дошкольника к предстоящему обучению в школе находится в центре внимания педагогов и психологов образовательных учреждений.
Цель педагогической практики: «Помочь ребенку дошкольного возраста максимально легко войти в новую школьную жизнь и принять социальную позицию «школьника».
Задачи:
1. Познакомить детей с нормами сотрудничества и правилами поведения на уроке;
2. Помочь ребенку справиться с трудностями в общении со сверстниками и взрослыми;
3. Организовать образовательную среду так, чтобы ребенку было комфортно проигрывать на себе роль учителя и ученика;
4. Способствовать преодолению страхов к предстоящему обучению в школе
Проводя диагностику, понимаешь, что ребенок, умеющий читать и писать эмоционально не готов к предстоящему обучению в школе, или не сформирована личностная готовность к школьному обучению. У детей появляются тревожности, страхи вследствие чего ребенок отказывается ходить в школу.
Результаты методики тестирования «Школьная тревожность», по Т. А. Нежновой (повышенная тревожность к предстоящему обучению в школе) в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья.
Систематическая работа в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 48 «Чайка» Малышевского городского округа помогает решить ряд проблем. В учреждениях проводятся беседы о школе, обсуждение проблемных ситуаций, которые могут произойти в школе и их решение, ролевые игры, экскурсии в школу, совместные мероприятия с учащимися образовательных учреждений, «Школа первоклассника» и многое другое.
Поскольку игра является основным видом деятельности дошкольника, в детском саду № 48 «Чайка» с 2016 года педагогом – психологом проводится сюжетно-ролевая игра «Волшебные уроки».
«А почему волшебные?» - спросите вы. Потому что на этих уроках дошкольники превращаются в учителей и учеников 1 класса. Примеряя на себя роль учителя, дети осознают важность этой профессии, учатся взаимодействовать в новом статусе. Будущие ученики принимают школьные правила, выполняют задания, преодолевая трудности и барьеры, возникающие перед предстоящей школьной жизнью.
Учитель выбирается педагогом (зачастую это те дети, у которых тревожность к предстоящему обучению в школе, дети с ограниченными возможностями здоровья). На этапе подготовки ребенок – учитель сам выбирает предмет, тему урока. Обсуждается ход урока, готовится необходимый оборудование, материал. С детьми – учениками обговариваются правила поведения на уроке (когда начинается и заканчивается урок, как обратиться к учителю, как попросить помощи и т. д.)
По окончании «Волшебных уроков» дети - учителя (ученики) оценивают свою работу. Сами определяют «Что удалось», «Что вызвало трудности», «Легко ли быть учителем», «Чем занятия в детском саду отличаются от уроков в школе».
Такие уроки проводятся в течение первого квартала. Результаты итоговой диагностики (май) показывают положительную динамику. Количество детей, желающих идти в школу, увеличивается, снижается уровень тревожности, дети проявляют интерес к новой школьной жизни.
Наблюдается положительная динамика уровня удовлетворенности родителями (законными представителями) образовательными услугами.
По результатам мониторинга учащихся первых классов, воспитанники детского сада № 48 «Чайка» более успешны в условиях адаптации, чем свои сверстники.
Проходит своего рода «репетиция», помогающая развить эмоционально-волевую, личностную готовности дошкольника к предстоящему обучению в школе и стремление к новой школьной жизни.