Любовь Свиридова
«Страна детства». Проект родительского клуба
▼ Скачать + Заказать документы
. Проект родительского клуба
Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, - воспитание детей. Сегодня эта проблема обсуждается педагогами, психологами, родителями, социологами. Отечественные социологические исследования В. С. Скобкина и Е. Ю. Морич выявили, что родители детей дошкольного возраста среди приоритетных жизненных ценностей называют воспитание ребенка, среди них: отцы - 64, 4%, матери - 82,2%. Практика и проведенные научные исследования, показывают, что родители испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются целым рядом причин:
Публикация «„Страна детства“, Проект родительского клуба» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
• ухудшение состояния здоровья детей (психического, физического);
• социально-экономическими проблемами общества, ведущим к увеличению процента социально-незащищенных родителей и детей, социально-психологической тревожности, усталости, перераспределение материально-экономических функций внутри семьи, трудности организации семейной жизни на фоне кризисов;
• личностными проблемами родителей : усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества (особенно в неполных семьях) отсутствия понимания;
• глобальными проблемами, определяющими развитие взрослых и детей экологическими проблемами, локальными войнами и т. д.).
По мнению специалистов, деятельность, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками услуг дошкольного образовательного учреждения, поэтому действия педагогов должны основываться на интересах и запросах семьи. Именно по этой причине многие детские сады ориентированы на поиск новых форм и методов работы, которые позволяли бы учесть актуальные потребности родителей, способствовали формированию активной родительской позиции. Необходимо изменить существующую практику работы с родителями, при которой каждой семье навязывалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи ее традиций и опыта.
Новизна проекта в создании единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи. Задача дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы выстроить эффективное взаимодействие родителей и педагогов удовлетворяющее интересы обеих сторон.
Для предупреждения и преодоления трудностей семейного воспитания недостаточно проводить работу только с родителями, как традиционно сложилось, необходимо совместить ее с работой с детьми, с сотрудниками детского сада и вести ее одновременно и параллельно. Исходя из практического опыта взаимодействие с родителями более эффективно в неформальной обстановке. Чтобы взаимодействие с родителями было регулярным, повышающим педагогическую культуру родителей возникла идея создания родительского клуба «Страна Детства».
ЦЕЛЬ проекта : Установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах воспитания и развития детей на этапе перехода на новые стандарты.
ЗАДАЧИ:
1. Установить отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, воспитателями, специалистами ДОУ;
2. Повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста;
3. Повысить степень осознанности родителями своих прав и обязанностей по отношению к своему ребенку;
4. Создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения;
5. Развивать у родителей способности рефлексии собственных возможностей в организации продуктивного воспитательного воздействия на детей;
6. Пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни.
7. Повысить педогогическую компетентность родителей по вопросу ФГОС в ДОУ.
КРИТЕРИИ:
• Повышение количественного состава участников клуба «Страна Детства»
• Возрастание потребности в общении со специалистами дошкольного образовательного учреждения.
• Инициативность и активность родителей в работе клуба «Страна Детства.
Таким образом, систематическая работа с детьми способствует формированию
понятия «семьи», доброжелательного отношения к членам семьи, потребности Таким образом, систематическая работа с детьми способствует формированию радовать своим поведением и своими поступками. Участие родителей в работе клуба вызывает у ребенка положительные эмоции, формирует семейное единство, гордость за свою семью и своих родителей. Благодаря систематической работе клуба и деятельности педагога у детей отмечается высокое развитие психологических, интеллектуальных, эмоциональных и творческих процессов. Все это способствует формированию высокой самооценки ребенка, его успешности и положительной «Я- концепции».
В ходе работы проекта выявится характер отношений родителей и детей, определятся проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач.
В течении работы клуба в приложение проекта будут добавляться материалы : планы работы на определенный месяц, сценарии заседаний клуба, перечень форм работы, организация предметно – развивающей среды и др. В процессе реализации этого проекта будут проведены : анкетирование, созданы газеты и информационные листки с фотографиями мероприятий, проведены съемки заседания клуба. Целесообразно провести мониторинг родителей об удовлетворенности их деятельностью клуба
ПРИНЦИП РАБОТЫ КЛУБА :
Клуб «Страна детства» - это ежемесячные мероприятия, информационные встречи, тематические выставки, выпуск газет и журналов, консультации, практические обучения родителей. На базе клуба воспитатели и специалисты ДОУ строят сотрудничество с родителями, передавая свой педагогический опыт. Заседания клуба проводятся раз в месяц. Продолжительность встреч 30-40 минут, так как небольшая продолжительность имеет немаловажное значение, поскольку часто родители ограничены во времени в силу объективных и субъективных причин. Достаточно большой объем информации, размещенный в коротком отрезке времени представляет большой интерес для родителей.
Заседания клуба имеют форму нетрадиционного общения с родителями, например: «Круглый стол», «Устный журнал», «Педагогическая гостиная». Для формы вопрос-ответ родителям предлагается «Родительский дневничок»,в котором родитель укажет ф. и. о. сотрудника детского сада и напишет свой вопрос к нему или отзыв о работе сотрудника или группы. Там же ниже он найдет на него ответ.
МЕТОДЫ РАБОТЫ:
• Метод проблемной постановки вопроса.
• Метод педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий. В качестве домашнего задания родителям предлагалось проанализировать существующую ситуацию и поделиться положительным опытом. Анализ ситуации поможет связать знания с практикой воспитания детей, повысит интерес к педагогическим знаниям и собственному ребенку. Способ решения педагогических задач способствует формированию у родителей умения видеть свои ошибки и намечать пути их преодоления.
• Метод анализа. Основным методом формирования родителя как педагога - является анализ их собственной воспитательной деятельности, способствующей развитию самонаблюдения и самооценки. Все это формирует родительскую позицию, повышает активность участников клуба, актуализирует полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребенка, понять его.
• Метод игрового моделирования. В игровой обстановке родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком, не только словесную, но и эмоциональную. Родители, из «зрителей» и «наблюдателей», становятся активными участниками встреч, вовлекаются в исследования собственного родительского поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентным в семейном воспитании.
Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению, взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающее не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительные отношения и стремление к взаимопониманию. Общение в непринужденной обстановке способствует сближению воспитателей и родителей, родителей и детей.
• Метод беседы. Беседа является одним из основных методов работы клуба «Мы вместе». Беседа за чашкой чая, легкий музыкальный фон, атмосфера игр, все это оказывает содействие эмоциональному раскрепощению родителей, дающему возможность, открыто высказывать собственное мнение делиться успехами и трудностями семейного воспитания.
Совместная деятельность сближает родителей и детей учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями.
Родители, благодаря взаимодействию с педагогами приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребенком, так и с другими детьми и специалистами. Педагоги в процессе общения получают бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
Подготовительный этап:
- проведение анкетирования родителей,
- выявление особенностей детско– родительских отношений (наблюдение во время сюжетно – ролевых игр, режимных моментов, бесед, выполнения продуктивной деятельности).
- обобщение результатов и выдвижение задач.
Основной этап:
-составление сценария заседаний клуба,
-собирание, интересующей родителей, информации по данной теме в шкатулку вопросов,
- подбор информации для родителей по данной теме,
- изготовление пригласительных листов с указанием темы и хода заседания,
- подбор информационного материала и продуктивного материала для стендов и выставок,
- подбор материалов для создания информационных журналов «Витаминка»-старшая медицинская сестра Пестерева Т. А, «Музыкальный киоск»-музыкальный руководитель руководитель, «Говорушечки»-логопед, «Путешествие в страну Игралию»-воспитатели групп и памяток для родителей. Главным результатом реализации проекта - удовлетворение отношений «педагог – родитель – ребенок». Об эффективности данного проекта можно говорить по результатам численности посещения и активизации родителей на заседании клуба, для этого будет проведено анкетирование, по разнообразию тематик выставок, при наличии отзывов в «Родительском дневничке».