Оксана Бичевская
Стимулирование речевой активности у детей раннего возраста с использованием малых фольклорных форм
▼ Скачать + Заказать документы
"Стимулирования речевой активности с использованием малых фольклорных форм"
С целью стимулирования процесса развития речи у детей раннего возраста, нами разработана программа кружка «Помоги заговорить», целью которой было:
Формирование устной речи и навыков речевого общения, а основными задачами:
- способствовать повышению мотивации к общению.
- обогащать пассивный и активный словарь.
Темочки:
- Младшая группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Темочки
- совершенствовать связную речь и коммуникативные навыки.
- развитие звуковой культуры речи.
Для решения этих задач в своей работе мы подобрали малые фольклорные формы, такие как:
- Игровой фольклор : ролевые игры, игры с припевками, игры с приговорками, жеребьевые игры, считалки, игры с импровизацией.
- Бытовой фольклор : считалки, приговоры, песенки- припевки, пестушки.
- Календарный: частушки, заклички, народная песня, обрядовая песня, сезонные подвижные игры.
- Потешный: словесные, небылицы перевертыши, скороговорки, загадки, страшилки, сказки.
- Сатирический: прозвища, дразнилки, поддевки, цепные песенки, частушки.
- Поэзия пестования: потешки, докучные сказки, прибаутки, колыбельные.
По рекомендациям малые фольклорные формы используются не только в кружке, но и в режимных моментах, досугах. Проведены консультации для родителей по использованию фольклора в развитии речи детей. Родительское участие и поддержка имеют огромное значение в работе. Мы стараемся максимально привлечь родителей, поощряем присутствие на занятиях и активное участие в процессе.
Очень продуктивным оказался опыт совместной работы, когда мама вместе с ребенком под понравившуюся потешку, закличку, песенку, загадку и т. д. придумывают движения и затем на занятии демонстрируют свой вариант выполнения. Другие дети стараются повторить движения. Так пополняется «копилочка» наших любимых игр.
Существует множество видов детского фольклора :
Мы поместили в таблице наиболее доступные, оптимально решающие проблемы развития речи детей в кружке «Помоги заговорить».
Таблица №1
Малая фольклорная форма Цель использования Применение в коррекционной работе.
Пестушки Мотивирование на речевую реакцию.
Привлечение внимания к звучащей речи.
Активизация и обогащение словаря
ребенка.
Развитие ритмической стороны речи.
Развитие мелкой моторики пальцев рук – как средства развития речи. Режимные моменты:
(умывание, причесыванию, приём пищи, одеванию, укладыванию спать)
Занятия
Использование родителями в работе с детьми дома.
Потешки. Мотивирование детей к речи.
Развитие понимания значения слов, пополнение словаря новыми словами и выражениями. Развитие соотнесения слова и действия.
Стимулируются двигательной активностью речевых центров головного мозга ребенка. Речь, сопровождаемая подвижными образами, более доступна пониманию ребенка. Развитие ритмической стороны речи за счет стихотворной подачи материла.
Приобщение к красоте и самобытности русского слова. Режимные моменты (приход детей в сад, прием пищи, умывание, прогулка, мотивирование к занятиям, приготовление ко сну и т. д.)
Занятия.
Досуги.
Использование родителями в работе с детьми дома.
Прибаутки Обогащение словарного запаса.
Развитие ритмической стороны речи. Занятия.
Досуги.
Ситуации психологической напряженности, когда требуется отвлечь внимание ребенка и переключить его на позитивных лад.
Использование родителями в работе с детьми дома.
Заклички Обогащение словаря. Расширение представлений об окружающем мире, природе.
Знакомство со словами, с которыми дети не сталкивается в быту (обогащение словаря) Приобщение к родной культуре, освоение грамматических категорий. Позволяют настроить детей на внимание и подготовить к восприятию текста. Мероприятия. Народные
досуговые праздники.
Считалки Обогащение словаря
Развитие грамотной речи и чувства ритма. Игры.
Занятия.
Досуги.
Режимные моменты (выбор помощников для воспитателей)
Мирилки Развитие речи.
Развитие речевой памяти.
Обогащение словаря. Конфликтные ситуации.
Докучная сказка Обогащение словаря.
Развитие связной речи, памяти, мышления, чувства юмора. Прелюдия к сказке, началу настоящей истории. Мотивация детей на восприятие сказки.
Использование родителями в работе с детьми дома.
Русская народная сказка Мотивация к речи.
Развитие словаря и связной речи. Развитие мышления, внимания, творческого потенциала. Развитие внутреннего мира ребенка. Занятия.
Инсценировки.
Игры.
Театрализованные представления.
Использование родителями в работе с детьми дома.
Колыбельные песни Обогащение словаря.
Освоение грамматического строя речи.
Развитие фонематического восприятия.
Приготовление ко сну.
Игры.
Использование родителями в работе с детьми дома.
Загадки Обогащение словаря, уточнение значения слов. Развитие чувства юмора. Формирование образности речи. Развитие грамматических категорий. Занятия.
Использование родителями в работе с детьми.
Русские народные игры Обогащение словаря, развитие чувства ритма, развитие связной речи, памяти. Расширение представлении об окружающем мире. Прогулки.
Досуги.
Народные праздники.
Пестушки, потешки, заклички, прибаутки сопровождаются движениями, развивая двигательную активность детей. Речевые центры головного мозга интенсивно стимулируются двигательной активностью ребенка. Речь, сопровождаемая подвижными образами более выразительна и доступна пониманию малышей.
Стихотворная форма подачи материала имеет соответствующий ритм, который помогает детям координировать речь и движение.
Первое время дети повторяют только движения, но на подсознательном уровне происходит пополнение словарного запаса, появляются навыки построения предложения, употребления различных грамматических форм. Постепенно дети начинают озвучивать свои действия.