Саяна Яковлева
Стилизация как важный аспект развития народного танца
▼ Скачать + Заказать документы
Стилизация – явление настолько популярное сегодня, что на всех хореографических конкурсах введена номинация «Стилизованный народный танец». Благодаря стилизации проще познакомить и донести до исполнителей и зрителей фольклорный материал. К сожалению, в практике хореографических коллективов часто встречаются композиции, не имеющие ничего общего с фольклорным первоисточником. Нередко в основе таких танцев лежит постановка, созданная другим балетмейстером.
Публикация «Стилизация как важный аспект развития народного танца» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
В таких «вторичных», «третичных» танцах, порой ярких и зрелищных, отсутствует самобытность и оригинальность фольклорного первоисточника. В результате мы видим танцы похожие друг на друга, с одинаковыми композиционными построениями, рисунками, лексикой, трюками и т. п. И такой сложившийся стереотип художественной трансформации фольклора встречается в композициях не только одного народа, но и в танцах разных национальностей. Получается, что, убрав костюм, мы не сможем отличить один танец от другого. Механическое применение постановщиками типичных схем сценической интерпретации народного танца приводит к нивелированию традиционных культур и потере собственного лица коллектива. Такие ситуации происходят при незнании постановщиками основных принципов художественной обработки фольклорного танца, особенностей и законов стилизации.
В словаре литературных терминов стилизация – это «произведение, сознательно написанное по какому-нибудь примеру или образцу и повторяющее до мельчайших подробностей его приемы». Например, в литературе можно изменить стихотворение под фольклор. Юмористы и пародисты способны выступать в манере пародируемого человека. Использовать его мимику, речь. В изобразительном искусстве, дизайне и фотографии также широко используется этот метод. Например, создание картины под старину, использование шрифтов в определенной манере. Стилизация цветов для включения их в орнамент – это тоже изменение их внешнего вида под культуру определенной страны.
Основная цель стилизации – это преобразование реалистичного преображения в выразительный и эмоциональный объект. Это происходит путем отражения сути. Для отображения такого объекта необходимо сконцентрироваться на самом главном в нем. Для того чтобы не копировать натуру, художники должны включать ассоциативное мышление и достать из памяти сохранившиеся впечатления.
Сначала термин «стиль» возник в области литературы в XVII веке, где
он выражал своеобразие художественной речи. С XVIII в. понятие «стиль» применялось в области пластических искусств (Иоганн Винкельман и др.). В IX веке понятие «стиль» получило распространение во всех видах художественного творчества [26]. В балете оно применяется по аналогии с другими видами искусства. О своеобразии стиля можно говорить уже по отношению к бытовым танцам. Так, различаются по стилю танцы разных исторических эпох: старинные и современные; танцы больших национальных регионов (европейские, восточные, латиноамериканские,
африканские и др.) и отдельных национальных культур, внутри которых, в свою очередь, существуют стилевые различия (например, в индийском классическом танце).
С конца XVII в. Русское государство вступает в новый период своего
развития, эпоху Петра. В данный исторический период искусство, и в частности танец, приобретает светский характер. Вместе с танцами в быт входила светская музыка, что говорило об увеличении в стране музыкальной культуры. В 1719 году вводятся ассамблеи, положившие начало публичным балам в России, целью которых было воспитание придворного общества в духе европейского жизненного уклада.
В обязательную программу петровских ассамблей входили различные европейские танцы, такие как менуэт, полонез, английский - англез и др. Чтобы подчеркнут значимость подобного начинания, данные танцы преподавали в казённых учебных заведениях и в частных школах и всё светское общество должно было знать их. Распространению новых светских танцев также способствовали иностранные артисты, торговцы, военные и многочисленные заграничные мастера, живущие и служившие в России [23].
Каждая эпоха в истории русской хореографии выдвигала не только блестящих мастеров классического стиля, но и одаренных исполнителей,
народного танца, несмотря на все перипетии. Многие выдающиеся мастера хореографии внесли вклад в развитие народной хореографии. Так, в развитие характерного танца внес Александр Алексеевич Горский. Он превращал кордебалет в живую массу, индивидуализируя каждого персонажа и ломая традиционную симметричность построения танцев. За счет характера он обогащал лексику классического танца и широко вводил в спектакль народный танец. В 1914 году он показал программу «Танцы народов», куда входили театрализованные пляски различных наций [16].
B XIX-XX вв. самобытность стиля можно усмотреть у всех крупных
балетмейстеров. Так, для Мариус Иванович Петипа характерны крупные сюжетные спектакли на легендарную и сказочную тематику, с чередованием сцен действенных, с единым устремлением к апофеозу в финале, с развитыми
хореографическими формами, •основанными на широком применении классического танца, его полифонической и симфонической структур. Для Михаила Михайловича Фокина одноактные балеты с лирико- драматическим содержанием, нередко тяготеющим к трагедийности, с применением. наряду с классическим танцем. иных пластических систем в т. ч. заимствованных из прошлых эпох, со стремлением к скульптурности и живописности хореографического зрелища [27].
Своеобразием стиля отмечено творчество крупнейших зарубежных
хореографов современности Джорджа Баланчина, Мориса Бежара, а в советском искусстве - Касьяна Голейзовского, Леонида Якобсона, Юрия Григоровича и др. Реальная действительность, пропущенная через художественную призму, преобразуется в творчестве балетмейстера и становится самобытным авторским стилем. Например, в авторском стиле балетмейстера Бориса Эйфмана смешиваются ведущие тенденции русского балетного искусства: стремление к выразительному танцу, характерное для Мариуса Петипа, и акцентирование изобразительного начала, воплотившееся в постановках Михаила Фокина. Таким образом, вобрав в себя лучшие традиции предшественников, Борис Эйфман пришёл созданию собственного творческого стиля [30].
Явления стилизации в истории искусства обусловлены взаимосвязью между прошлым и настоящим, между различными культурами. Стилизация дает возможность воссоздать и передать атмосферу исторической и национальной среды, добиться многоплановости художественного образа. Стилизация может способствовать усилению выразительности в произведениях искусства. Несомненно, одним из проявлений стилизации в хореографическом искусстве является характерный танец [23]. Стремясь найти истоки характерного танца в прямом соотношении его с различными танцевальными вилами можно найти не только единство, но и противоречия, приближенность друг к другу или удаленность в различные периоды развития хореографического искусства.
О значении стилизации народного танца говорил великий Жан Жорж Новерр в XVIII веке. Балетмейстер имел в виду не только перспективы обогащения балета лишним видом танца. Он выдвигал принцип переосмысления хореографии в качестве средства, способного внести свежую струю в застывшее каноническое искусство. Поэтому он призывал продолжать пополнение танца народными элементами.
Конкретные проявления стилизации отличаются значительным разнообразием. С одной стороны, варьируется ее степень - она может быть высокой, низкой, меняясь от почти точного воссоздания стиля до едва уловимых аллюзий. Сами средства, связанные с воплощением стилизации, могут затрагивать разные параметры музыкального текста (гармония, фактура, мелодика, выступающих как по отдельности, так и в комплексе [22]. В музыкальном тексте стилизация выполняет различные функции. Во-первых, это функция отстранения, при которой для автора важна, в первую очередь, сама граница между своим и чужим стилем. Как уже было сказано выше, эта граница при стилизации возникает всегда, но в этом случае она является предметом специального внимания, обосабливается. Такой эффект возникает при пародии, воплощении в сочинении игрового эффекта.
Другая функция - диалогическая - при ее действии на первом плане оказывается именно воссоздание стиля определенной эпохи или конкретного автора. В этом случае важным оказывается то, что именно стилизуется. В результате в тексте формируется своего рода ссылка на чужой стиль, связывающая в произведении разные исторические эпохи. В целом же, необходимо подчеркнуть, что устойчивый интерес композиторов к приему стилизации в целом имеет и вполне объективные предпосылки. Ю. Тынянов отметил, что «эволюция литературы, в частности, поэзии, совершается не только путем изобретения новых форм, но и, главным образом, путем применения старых форм в новой функции». В значительной степени это относится и к эволюции музыкального искусства, в котором стилизация оказывается одной из траекторий подобного прочтения уже существующих интонаций - но в новом смысловом освещении.
В хореографическом искусстве стилизация имеет другое значение, нежели в вышеописанных видах искусств. Это не подражание, не имитация какого-либо стиля, это создание совершенно нового лексического материала, за счет смешения стилей, комбинирования движений из разных стилей. В хореографическом понимании слово стиль - это сочетание двух совершенно разных танцевальных направлений в единую танцевальную композицию. Чаще всего это соединение народного танца с современным танцем.
Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течении многих веков на его основе, это и классический, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогла повлиять на него, а тем более вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несет историю создавшего его народа [7].
Сегодня и старые и новые танцы не только уживаются рядом, но и взаимовлияют друг на друга, творчески обогащая и развивая тем самым русский народный танец путем поиска новых путей использования народного творчества, которые позволяют возродить в жизнь формы и жанры танцевального фольклора. А помогает ему в этом современный танец, при помощи стилизации. Перед тем как разбираться, что такое современные танцы, нужно понять, что вложено в более широкое понятие - танец вообще. Танец - это один из видов искусства, материалом для создания образа и художественных фигур в нем является человеческое тело. Ритмичные движения, пластика, выразительные позы - все это составляющие танца. Это искусство, позволяющее воплотить любую эмоцию, состояние души, передать чувства и настроения через движения своего тела, через перемещение в пространстве. Танец неразрывно связан с музыкой. Он как бы воплощает её содержание, передает композицию, задумку.