Ольга Бочкарева
«Стекло». Конспект НОД по познавательному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию
«Стекло».
Цель:
1. Познакомить детей с рукотворным материалом – стеклом.
2. Познакомить со свойствами и качествами стекла.
3. Развивать тактильную память детей.
Публикация «„Стекло“, Конспект НОД по познавательному развитию» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Стекло. Изучаем свойства стекла
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
4. Закреплять знания о мерах безопасности при обращении со стеклом и изделиями из стекла.
5. Познакомить с профессией «стеклодув».
6. Обогатить словарь детей прилагательными: прозрачное, матовое, хрупкое, шероховатые; глаголом: звенит. Активизировать в речи прилагательные: стеклянный, разноцветное, гладкие.
Наглядный материал: Стеклянные предметы : елочные игрушки, лампочка, ваза желтого цвета, ваза из матового стекла, флакон от духов, фигурка лебедя, очки, фужеры хрустальные-2шт. ; дидактическая игра «Найди лишнее», ноутбук.
Раздаточный материал: шарики стеклянные (по количеству детей); стаканы стеклянные (по количеству детей); палочки деревянные (по количеству детей); звездочки из цветного картона (по количеству детей); стеклянные «капельки» (по количеству детей) – для сюрпризного момента.
Предварительная работа: познакомить детей с содой, повторение дидактической игры «Найди лишнее».
Ход занятия:
Воспитатель:
Добрый вечер, ребята! Я очень рада всех вас видеть.
Сегодня на занятии разговор пойдет о стекле, которое всем вам давно известно. В наше время стекло никого не удивишь.
Ребята, а что вам приходит на ум, когда вы слышите слово «стекло»?
Ответы детей: окно, стакан.
Воспитатель:
Где вы видели стекло?
Ответы детей: дома, в садике, в гостях.
Воспитатель:
Молодцы, спасибо за ответы. А теперь я хочу вам рассказать небольшую историю, которая произошла давным-давно. Были времена, когда человек не знал, что такое стекло. Ведь стекло не природный материал, это - дело рук человека. Однажды моряки причалили к чужому берегу. Они вышли на сушу, развели на песке костер и завели разговоры. Чтобы костер не погас, его обложили комками соды. Ночь и усталость взяли свое, моряки заснули крепким сном. Каково же было их удивление, когда утром вокруг кострища они нашли блестящие камушки-капли, которые образовались из сплава песка и соды. Как вы думаете, что это за блестящие камушки?
Ответы детей:
Стекло.
Воспитатель:
. Действительно, это было стекло.
А вы хотите увидеть кто, что и как делает из стекла?
Ответы детей: Да!
Воспитатель:
Тогда садитесь поудобнее и мы все вместе посмотрим небольшой видеоролик.
(Включается видеоролик о работе мастера-стеклодува).
Воспитатель:
Ребята, вам понравился фильм?
Ответы детей: Да!
Воспитатель:
А что вам запомнилось больше всего?
Ответы детей:
Воспитатель:
А вы запомнили, как называют человека, который работает со стеклом?
Ответы детей: Стеклодув.
Воспитатель:
Правильно, ребята, это стеклодув. Вот видите, оказывается как интересно, но очень трудно работать со стеклом.
Ну а мы сегодня будем рассматривать стекло. Посмотрите, пожалуйста, что стоит и лежит у меня на столе?
Ответы детей: Елочные игрушки, лампочка, ваза желтого цвета, ваза непрозрачная, флакон от духов, лебедь, очки, фужеры.
Воспитатель:
А из какого материала изготовлены эти предметы?
Ответы детей: Из стекла.
Воспитатель:
Правильно, из стекла. Значит, что про них можно сказать, какие они?
Ответы детей: Стеклянные.
Воспитатель:
Посмотрите на эту вазу, какого она цвета?
Ответы детей: Желтого цвета.
Воспитатель:
А вот эта елочная игрушка состоит из нескольких цветов. Значит, что про нее можно сказать, какая она?
Ответы детей: Игрушка разноцветная.
Воспитатель:
Правильно, ребята, она разноцветная.
Дети, перед вами лежат шарики из стекла. Возьмите их осторожно в руки, потрогайте их, погладьте и скажите, какие они на ощупь?
Ответы детей: Гладкие, стеклянные, скользкие.
Воспитатель:
А теперь возьмите в руки стаканы, которые стоят перед вами. Потрогайте их, погладьте. Какие они на ощупь?
Ответы детей: Шершавые, шероховатые.
Воспитатель:
Итак, шары гладкие, а стаканы шероховатые, ребристые.
Ребята, я сейчас раздам вам деревянные палочки. Возьмите их в руки и осторожно стукните по стенке стакана. Что слышите?
Ответы детей: Стекло звенит.
Воспитатель:
Правильно, стекло звенит. А теперь послушайте, как звенят хрустальные фужеры.
(Воспитатель осторожно ударяет фужерами друг о друга)
Как звенят фужеры?
Ответы детей: Звонко, красиво.
Воспитатель:
А как звенели бокалы?
Ответы детей: Тихо, глухо.
Воспитатель:
Ребята, а что есть стеклянного у нас в группе?
Ответы детей: Окна.
Воспитатель:
Правильно, окна. А для чего вставляют стекла в окна?
Ответы детей: Чтобы было тепло и светло в группе и дома.
Воспитатель:
Давайте подойдем к окну и выглянем. Что видите?
Ответы детей: Дома, деревья, улицу.
Воспитатель:
А почему мы все это видим?
Ответы детей: Потому, что стекло прозрачное.
Воспитатель:
Зимой улице очень холодно. Поэтому, чтобы мы не замерзли в дома или детском саду, в окна вставляют стекло, так как стекло не пропускает холод.
Ребята, как вы думаете, стекло легко разбивается?
Ответы детей: Да!
Воспитатель:
Правильно, можно, ведь стекло очень хрупкое. А скажите, пожалуйста, можно ли брать в руки осколки стекла?
Ответы детей: Нет!
Воспитатель:
А почему нет?
Ответы детей: Потому, что можно пораниться, обрезаться.
Воспитатель:
А как нужно обращаться со стеклянными предметами?
Ответы детей: Аккуратно, бережно.
Воспитатель: А почему?
Ответы детей: Предметы могут разбиться.
Воспитатель:
Как вы думаете, почему нельзя играть с мячом возле окон?
Ответы детей: Мяч может попасть в окно и разбить стекло.
Воспитатель:
Молодцы, вы ответили на все вопросы, отлично поработали, а теперь отдохнем. Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Найди лишнее».
Сейчас вы увидите на картинках по 4 предмета. Один предмет – лишний. Вы должны определить, какой предмет лишний и объяснить, почему.
1. Яблоко, груша, лимон, кукла. (3 фрукта и 1 игрушка)
2. Шапка, пальто, кофта, огурец. (3 предмета и 1 овощ)
3. Окно, стакан, ваза, стол. (3 предмета из стекла и 1 из дерева)
Воспитатель:
Молодцы, вы отлично справились с заданием. Итак, ребята, вы сегодня узнали много нового о стекле : как оно появилось, познакомились с профессией стеклодува, как он изготавливает различные изделия из стекла, узнали о свойствах и качествах стекла, как оно может звенеть, узнали о мерах осторожности при обращении со стеклянными изделиями, а также для чего вставляют стекла в окна.
А сейчас я хочу узнать, кто из вас самый внимательный. Вспомните, пожалуйста, что обнаружили моряки утром вокруг кострища? Тот, кто вспомнил, поднимает звездочку, лежащую перед каждым из вас.
Ответы детей: Капельки стекла.
Воспитатель:
Молодцы! Вот примерно такую же капельку стекла я дарю тем, кто ответил верно (перечислить имена детей, верно ответивших на вопрос). Но сегодня были все молодцы, и поэтому капельки заработали все. (Раздать капельки)
Ребятки, спасибо вам, теперь можете рассмотреть свои капельки повнимательнее и аккуратно поиграть с ними.